Ранняя Церковь о непротивлении злу насилием

 
early-christian-martyrs
В наши дни, когда многие христиане положительно смотрят на различные революции и восстания, военные вторжения в другие страны для «наведения порядка» и приобретение оружия для «самозащиты», занятия боксом и боевыми «искусствами», как важно нам обратить свой взор на ясные и очевидные заповеди Господа Иисуса Христа и Его апостолов о непротивлении злу насилием. Это учение бескомпромиссно проповедовалось и практиковалось христианами гонимой Церкви с 1-го по начало 4-го века, пока богопротивное заигрывание и слияние с государством в 4 веке по Р.Х. не привело к духовному ослеплению многих верующих, начавших оправдывать преследования инакомыслящих и участие в «справедливых войнах». Точное число великого множества сгинувших душ от рук католиков, православных и протестантов, ослепленных порожденной богословскими заблуждениями ненавистью, известно лишь Богу. Сколько соблазна также приносят в наши дни боксеры и каратисты-христиане и поддерживающие их легкомысленные проповедники-лжесловесники. Да сохранит Господь искреннего читателя от гибельного пути агрессии, насилия, злобы, мести и человекоубийства.
 
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Евангелие от Матфея 5 глава, 38-48 стихи).

Martyrdom-of-St-Andrew«Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Евангелие от Луки 6 глава, 26-29 стихи).

«И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий» (Евангелие от Луки 23 глава, 33 и 34 стихи).

«Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деяния Апостолов 7 глава, 57-60 стихи).

«Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли). И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь» (1-е Послание Петра 3 глава, 8-14 стихи).

«Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1-е Послание Петра 2 глава, 15-17 стихи).

2«Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Послание апостола Павла к Римлянам 12 глава, 17-21 стихи).

«Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» (Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам 5 глава, 14 и 15 стихи).

«Но и о других людях непрестанно молитесь. Ибо есть им надежда покаяния, чтобы придти к Богу. Дайте им научиться, по крайней мере, из дел ваших. Против гнева их вы будьте кротки; против их велеречия – смиренномудренны; их злословию противопоставляйте молитвы, – их заблуждению, – твердость в вере; против их грубости будьте тихи. Не будем стараться подражать им, – напротив, своею снисходительностью окажем себя братьями их, – а постараемся быть подражателями Господу. Пусть кто-нибудь более потерпит неправду, понесет убыток, подвергнется уничтожению, только бы не нашлось в вас какого-либо плевела дьявольского, но все вы во всякой чистоте и целомудрии пребывали во Иисусе Христе телесно и духовно.

…Итак, старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога. Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов» (Игнатий Антиохийский около 105-107 гг., Послание к ефесянам, главы 10 и 13).

stoningpaul«Христиане же, царь, так как они всюду ходили и искали, обрели истину и, насколько можно судить из их писаний, подошли к ней и к правильному познанию гораздо ближе всех остальных народов. Ибо они познали Бога Творца и устроителя всяческих и кроме Его не почитают никакого иного Бога. От Него они получили заповеди, которые имеют начертанными в сердцах и их они сохраняют, ожидая воскресения мертвых и жизни будущего века… Чего не хотят себе, не делают того другому, обижающих их увещевают и делают их полезными себе самим, стараются благодетельствовать даже врагам» (Аристид около 125-145 гг., Апология. О почитании Бога Всемогущего, глава 15).

«Мы уже не просим вас наказывать обвинителей, ибо для них достаточно наказания в их собственной неправде и неведении истины… А о том, чтобы быть незлопамятными, услужливыми для всех и негневливыми, вот Его слова: «Ударившему тебя в щеку подставь и другую, и кто берет у тебя рубашку или одежду, не препятствуй. Кто рассердится, тот повинен огню. Кто понудит тебя пройти версту, пройди с ним две. Пусть сияют добрые дела ваши пред человеками, чтобы они, видя их, прославляли Отца вашего, который на небесах»» (Иустин Мученик около 160 г., Первая Апология, главы 7, 16).

«Я осмелился раскрыть пред вами наше положение, чтобы из этой речи вы узнали, что мы страдаем вопреки справедливости, вопреки всякому закону и здравому разуму, – и умоляю вас обратить сколько-нибудь внимания и на нас, чтобы, наконец, клеветники перестали подвергать нас смерти. Ибо не в том дело, что враги наши посягают на нашу честь или отнимают у нас какое-либо другое большее благо, – мы презираем эти блага, хотя для многих они кажутся достойными забот, так как мы научены не только бьющему не воздавать тем же и не судиться с теми, кто нападает на нас и грабит, но и подставлять для удара другую часть головы тем, кто ударит по щеке, и отдавать верхнее платье тем, кто отнимет нижнее. Но когда отдадим деньги, хотят лишить нас самой жизни, взводя на нас множество преступлений, которые и не приходили нам даже и на мысль, но скорее свойственны клеветникам нашим и им подобным» (Афинагор Афинский около 175 г., Прошение о христианах, глава 1).

Maskaev1«И нечестивое их учение относительно действий, именно, что им должно испытать всякого рода действия, даже самые худые, опровергается учением Господа, у Которого изгоняется не только любодеец, но и желающий любодействовать, не только убийца виновен в убийстве другого к своему осуждению, но и гневающийся без причины на своего брата; Который заповедал не только не ненавидеть людей, но и любить врагов, не только не клясться ложно, но и просто не клясться, не только не говорить худого о ближних, но и не называть кого-либо рака и глупцом, иначе такие будут повинны геенне огненной, не только не ударять, но ударяемым подставлять и другую щеку, не только не отнимать чужой собственности, но и не требовать, если и своя отнимается, не только не истреблять ближних и не делать им какого-либо зла, но и обидимым быть великодушными и оказывать благосклонность к обижающим и молиться за них, чтобы, покаявшись, могли спастись, – и заповедал нам ни в чем не подражать презорству, любострастию и гордости других. Посему, если Он, Которым они хвалятся, как своим учителем, и говорят, что Он имел душу гораздо лучшую и более славную, чем другие, с великим тщанием нечто заповедал делать, как доброе и прекрасное а от других – не только дел, но и помышлений, ведущих к делам, воздерживаться, как от худых, гибельных и нечестивых, – то как они могут избежать стыда, когда называют такого Учителя лучшим и более сильные, чем другие, и потом явно дают правила, совершенно противные Его учению» (Ириней Лионский около 180 г., Против ересей, Книга 2, Глава 32).

«Поэтому-то Госдодь вместо: «не прелюбодействуй» заповедал не иметь даже вожделения, и вместо «не убивай» не гневаться, и вместо даяния десятины разделять все имение бедным, и любить не только ближних, но и врагов, и не только быть щедрыми даятелями, но дарами отдавать тем, которые отнимают наше. «Отнимающему у тебя верхнюю одежду, – говорит Он, – отдай и рубашку, и от взявшего твое не требуй назад; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (см. Лк. 6:29–31), – так чтобы мы не скорбели как нежелающие потерпеть ущерб, но как будто добровольно дарили и радовались, больше из благорасположения к ближним, чем уступала необходимости. «И если кто принудит тебя, – сказал Он, – пройти с ним тысячу шагов, иди с ним другие две» (см. Мтф. 5:41), чтобы ты не как раб следовал, за ним, но как свободный шел впереди, оказывая себя на все готовым и полезным для ближнего, и не смотря на их злые расположения совершал добрые дела, уподобляя себя Отцу, «который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (см. Мтф. 5:45). Все это, как я уже сказал, свойственно тому, кто не разрушает Закон, но восполняет, распространяет и расширяет его в нас, – как если бы кто сказал, что с большим действованием свободы в нас насаждено полнейшее повиновение и любовь к нашему Освободителю. Ибо Он освободил нас не для того, чтобы отступили от Него, – ибо никто не может помимо благодеяний Господних приобрести сам себе средства спасения, – но чтобы, получив больше Его милости, более любили Его. А чем более возлюбим Его, тем большую получим от Него славу, так как мы всегда будем пред лицом Отца» (Ириней Лионский около 180 г., Против ересей, Книга 4, глава 13.3).

«Наша цель не отмщение нашим обвинителям. Ни в коем случае. Мы научились благосклонно относиться к проклинающим нас, даже если они распространяют о нас беспочвенные слухи. Наша задача состоит в том, чтобы обратить их» (Климент Александрийский около 195 г., Строматы, Книга 2, глава 1).

«Любовь может проявляться по-разному, как нежность, добродушие, терпение, отсутствие зависти, рев­ность, ненависть или прошение обид. Однако она всегда неделимо присутствует во всем в полной мере, на все распространяя свое влияние. Закон говорит еще: «Если ты встретишь в пустыне заблудившееся вьючное животное, принадлежащее кому-либо из близких тебе или одному из твоих друзей или вообще человеку, тебе знакомому, то, приведя его назад, возврати его хозяину. Если же случит­ся, что хозяин животного надолго отлучился, то содержи его животное вместе со своими до возвращения хозяина его и по­том возврати ему». Закон учит нас, что в силу естественной дружеской склонности, в найденном мы должны видеть отданное нам временно на сохранение, при этом обид, нанесенных врагом, мы не должны помнить» (Климент Александрийский около 195 г., Строматы, Книга 2, глава 15).

«Если ему (христианину) причиняют несправедливость, обиду или зло, он не помнит о них. Никогда он не гневается и не питает вражды или нерасположения к кому бы то ни было, даже к тем, кто по делам своим вполне заслуживает такого отношения. Он помнит, что и его самого, и ближнего его сотворил один Бог; поэтому и в заблуждающемся человеке он чтит Творца; любит его как своего собрата по изгнанию, сожалеет о его неведении и молится о нем» (Климент Александрийский около 195 г., Строматы, Книга 7, глава 11).

dmitrenko«Он повелевает нам и врагов любить, и тех благословлять, кто нас проклинает, за тех молиться, кто нас обижает. «Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Климент Александрийский около 195 г., Педагог, Книга 3, глава 12).

«Ибо некогда требовали: «око за око», и «зуб за зуб» (см. Исх. 21:24), и воздавали злом за зло; не было еще на земле терпения, ибо отсутствовала вера, и нетерпение в это время употребляло в свою пользу благовидные предлоги, представляемые законом. Это легко было, ибо не пришел еще Господь и Учитель терпения. А после того, как Он явился и умножил благодать веры терпением, не позволительно уже ни словом оскорблять, не подвергаясь опасности осуждения (см. Мтф. 5:22). Воспрещен гнев, сдержано негодование, обуздано своеволие рук, изъят яд языка; закон более приобрел, нежели потерял, когда Христос говорит: «любите врагов ваших, и благословляйте клянущих, и молитесь за гонителей ваших, да будете сынами Отца вашего небесного» (см. Мтф. 5:44–45). Видишь, какого Отца приобрело нам терпение! В этом основном наставлении содержится все учение о терпении, ибо не позволяется творить зло даже по добрым побуждениям» (Тертуллиан около 200 г., О терпении, глава 6).

«Кто мятется нетерпением вследствие потери, тот согрешает против Бога, предпочитая земное небесному. Ради временного он приводит в смятение дух, полученный от Бога. Итак, охотно потеряем земное, чтобы сохранить небесное. Пусть погибнет век (сей), только бы я приобрел терпение. Кто не в силах спокойно перенести какую-нибудь незначительную потерю, происшедшую вследствие ли воровства, или насилия, или даже (собственной) не деятельности, то, не знаю, легко ли и от души ли он может возложить руку свою на имение свое ради благотворения. Ибо кто, не будучи в силах, подвергнуться операции со стороны другого, сам вложит нож в свое тело? Терпение, при потере (имущества), это – подготовка к щедрости и уделению другим. Тому не жаль давать, кто не боится потерять. Вообще, кто иной, имея две рубашки, даст одну из них нагому, как не тот, кто берущему рубашку может отдать и верхнюю одежду (см. Мтф. 5:40)? Каким образом мы будем приобретать себе друзей от маммоны (см. Лк. 16:9), если настолько ее любим, что не можем перенести ее потери? Мы погибнем вместе с погибшим (имуществом). Что обретем там, где мы можем только терять? Язычникам свойственно обнаруживать нетерпение, при всяких убытках, – язычникам, которые, может быть, предпочитают деньги (своей) жизни. И действительно, они делают это, когда из страсти к наживе предпринимают по морю прибыльные, но опасные торговые путешествия; когда ради денег они даже на форуме не сомневаются решаться на то, за что нужно бояться суда; когда, наконец, отдают себя на игры и на воинскую службу; когда разбойничают по дорогам, подобно зверям. А нам, в силу различия, существующего между нами и ими, надлежит не душу полагать за деньги, а деньги – за душу, – полагать или добровольно, когда раздают (имущество), или с покорностью; когда (его) теряют» (Тертуллиан около 200 г., О терпении, глава 7).

dmitrienko2«Самую душу свою и тело мы имеем в веке сем, как бы выставленными всем для обиды, и подвергаемся этим обидам терпеливо; можем ли поэтому печалиться от утраты гораздо меньших вещей. Да будет далеко от раба Христова, такое постыдное действие, чтобы (его) терпение, испытанное в больших искушениях, исчезало в вещах ничтожных. Если кто старается насилием (manu) возбудить тебя, то существует в наличности Господне наставление: «бьющему, – говорит, – тебя в лицо, обрати… и другую… щеку». Изнеможет бесстыдство от твоего терпения… Каков бы ни был этот удар, соединенный со скорбью и поношением, еще сильнее он будет отражен от Господа. Ты больше поражаешь этого нечестивца терпением, ибо он будет наказан Тем, ради Которого ты терпишь. Если горечь языка извергает за собою злословие или брань, помысли о сказанном: «когда вас… злословят, радуйтесь!» (см. Мтф. 5:12). Сам Господь стоял под клятвою закона, и, однако, Он один благословен (см. Гал. 3:15). Итак, мы рабы последуем за Господом, и будем терпеливо переносить злословие, чтобы быть нам ублажаемыми. Если я недостаточно спокойно перенесу что-нибудь худое или постыдное, сказанное на меня; то необходимо, чтобы и сам я воздал взаимно (какою-нибудь) горечью, или же мучился безмолвным терпением. Следовательно, когда я, будучи злословим, ударю (оскорбителя), то следую ли я учению Господа, заповедавшего, что человек оскверняется не нечистотою сосудов, а тем, что исходит из уст (см. Мтф. 7:15–18). Также: за всякое слово пустое и праздное нас ожидает ответ (см. Мтф. 12:36). Отсюда следует, что от, чего нас (самих) Господь удерживает, то самое Он увещевает нас переносить со стороны других. Здесь уже (напоминает) о радости терпения. Ибо всякая обида, причиняемая словом, или насильственным действием, когда она сталкивается с терпением, получает такой же исход, как стрела, пущенная и ударяющаяся о скалу необычайной крепости. Поэтому она тут же падает, не имея силы и оставаясь без действия; а иногда, возвратившись назад на того, кто ее пустил, поражает его обратным ударом. Для того, ведь, тебя кто-нибудь поносит, чтобы ты испытал скорбь, ибо намерение оскорбляющего – это скорбь оскорбляемого. Следовательно, когда ты уничтожаешь его намерение тем, что не скорбишь, то сам он необходимо скорбит о бездейственности своего намерения. Тогда ты отходишь, не только не претерпевши оскорбления, чего уже одного для тебя достаточно, но кроме того ты утешен неверным ударом противника и получил безопасность вследствие его скорби. Вот польза и радость терпения» (Тертуллиан около 200 г., О терпении, глава 8).

Stephen«Существует и другое сильнейшее побуждение к нетерпению, – страсть к мщению, служащая или честолюбию или злобе. Но и честолюбие, конечно, дело пустое, и злоба всегда ненавистна Господу, особенно в том случае, когда, возбужденная злобою другого, она превосходит (другого) в мщении, и, отплачивая, усугубляет то зло, которое раз было совершено. Мщение, при ложном понимании, представляется утешением в скорби, а, при истинном взгляде, раскрываются только (ее) злые свойства. Ибо какое различие между вызвавшим (зло) и вызванным (на зло), как не то только, что тот сначала, а этот после возбуждается злом. Однако, и тот и другой повинен в оскорблении человека пред Богом, который все недостойное и воспрещает, и осуждает. В дурных действиях не имеет значения их порядковый счет; да и пространство не разделяет того, что сближает (внутреннее) сходство. Поэтому безусловно предписывается, чтобы за зло не было воздаваемо злом (см. Рим. 12:21). Одинаковое действие имеет и одинаковую отплату. Соображаемся ли мы с этим, если, отвращаясь (от дурных действий), не будем иметь отвращения к мщению. Какую честь воздадим Господу Богу, если себе самим присваиваем право защиты? Мы, – ничтожные, сосуды глиняные, – если наши рабы присвояют себе право мщения над (своими) сорабами, чувствуем себя жестоко оскорбленными; и тех, которые обнаружили пред нами свое терпение, не только хвалим, как помнящих о (своем) унижении, рабстве, уважающих право господской чести, но и творим им большее воздаяние, чем сами они имели в виду. Сомнительно ли это для нас в отношении к Господу, столь справедливому в оценке (деяний) и столь могущественному в осуществлении (своих) действий? Каким образом можем верить, что Он есть Судья, если Он не есть и Каратель? Это Он Сам обещает нам, говоря: «Мне отмщение, и Я воздам» (см. Евр. 10:30), т. е. Мне – терпение и Я за терпение дам награду. Ибо когда говорит: «не судите, да… не… будете… судимы» (см. Мтф. 7:1), то разве Он не требует терпения? Кто не будет осуждать другого, как не тот, кто будет иметь терпение не защищаться? Разве кто осуждает, чтобы прощать? А если после и простил, то, однако, он таил нетерпение, желая осуждать, и восхитил честь единого Судьи, т. е. Бога. И на сколь многие несчастья такого рода обыкновенно наталкивается нетерпение! Сколько раз оно раскаивалось в своей самозащите ! Сколько раз упорство оказалось хуже, чем вызвавшие его причины! Ибо ничто, замышляемое нетерпением, не может быть осуществлено без порывистой стремительности; и нет ничего, совершаемого с стремительной порывистостью, что или не наткнулось бы на нечто другое, или не опрокинулось бы, или не полетело бы стремглав вниз. Если будешь защищаться быстро, то придешь в бешенство; а если продолжительно, то изнеможешь. Что мне за польза от мщения, правильную меру которого я не могу установить вследствие нетерпения, причиненного скорбью? Если буду утверждаться на терпении, то не буду скорбеть, а если не буду скорбеть, то не стану желать мщения» (Тертуллиан около 200 г., О терпении, глава 8).

martyrs«Но говорю вам, — заявляет Он слушающим, показывая, что это было прежде поручено Ему Творцом — Любите врагов ваших и благословляйте ненавидящих вас, и молитесь за клевещущих на вас». Эту мысль Творец заключил в одно изречение, сказав через Исайю: «Тем, которые ненавидят вас, говорите: «Вы — наши братья». Ибо если тех, которые являются нашими врагами, ненавидят, проклинают и клевещут, следует называть братьями, то, конечно, и благословлять ненавидящих и молиться за клевещущих приказал Тот, Кто заповедал считать их братьями. Христос учит совершенно новому терпению, запрещая даже воздавать за оскорбление, что было позволено Творцом, Требующим око за око и зуб за зуб; напротив Христос повелевает подставлять и другую щеку и, кроме плаща, уступить также рубашку. Сразу нужно заявить следующее: предвещалось ли учение о терпении у Творца? Если через Захарию Он предписал: «Пусть никто не держит зла на брата своего!» — но также и на ближнего; ибо говорит опять: «Пусть никто не припоминает зла ближнему своему» — то ввел гораздо большее терпение по отношению к оскорблению Тот, Кто ввел его забвение. Но и когда Он говорит: «У Меня отмщенье, и Я воздам»? — точно так же учит терпению — ожиданию отмщения. Следовательно, поскольку неправдоподобно, чтобы Тот же казался требующим око за око и зуб за зуб в ответ на насилие, Кто запрещает не только ответное насилие, но даже мщение, даже воспоминание и размышление об причиненном насилии, постольку нам открывается, каким образом Он назначил око за око и зуб за зуб: не для того, чтобы позволить второе насилие возмездия, которое запретил, воспретив мщение, но для того, чтобы удержать от первого, которое запретил, указав на возмездие, чтобы каждый, имея в виду позволение второго насилия, воздерживался от первого. Ибо Он знал, что легче не допустить проявления силы немедленным возмездием, чем обещанием мщения. Но и то, и другое должно было быть назначено в соответствии с природой и верой людей, чтобы тот, кто верит в Бога, ожидал мщение от Бога, а тот, чья вера в Бога была слаба, — опасался возмездий Закона. Этот смысл Закона, затруднительный для понимания, Господин и субботы, и Закона, и всех установлений Отца, Христос, раскрыл и сделал ясным, велев подставлять также и другую щеку, дабы тем вернее отменить ответное насилие, осуществлению которого и Закон стремился воспрепятствовать посредством установления возмездия; ответное насилие, несомненно, сдерживали явным образом и пророчества, запрещая помнить об оскорблении и оставляя отмщение Богу. Таким образом, если Христос что-либо присоединил, Он не разрушал принципы Творца, так как Его заповедь была не враждебной, но содействующей им» (Тертуллиан около 207 г., Против Маркиона, Книга 4, глава 16).

martyrs5«И спасет их Господь в тот день, словно овец, народ Свой… Никто не называет овцами тех, которые гибнут во всеоружии на войне, сами сражающиеся с такой же дикостью; но так называют тех, которые умерщвляются каждый на своем месте, полные терпения, скорее предавая себя на мучения, чем мстя за себя» (Тертуллиан около 207 г., Против Маркиона, Книга 4, глава 39).

«Оттого-то никто из наших не сопротивляется, когда его берут, и сам не мстит за несправедливое с вашей стороны насилие; хотя народ наш весьма значителен и многочислен: нас делает терпеливыми уверенность в имеющем последовать отмщении. Невинные уступают виновным; беспорочные спокойно переносят казни и страдания: мы не сомневаемся и уверены, что не останется без отмщения все, что мы терпим: даже, чем более будет несправедливости в преследованиях, тем справедливее и тяжелее будет возмездие за преследования, и никогда преступное восстание нечестия против нашего имени не останется без того, чтобы за ним тотчас же не последовало мщение свыше.

…Мука казни будет тогда без плода покаяния, слезы напрасны, мольба недействительна. Поздно поверят в вечную казнь те, которые не хотели верить в вечную жизнь.

Позаботьтесь же, пока можно, о своей безопасности и жизни. От души подаем спасительный совет. Так как нам непозволительно ненавидеть, и мы тем самым угождаем Богу, что ничем не воздаем взаимно за обиды: то убеждаем вас, пока есть еще возможность, пока остается еще несколько века, – принесите удовлетворение Богу, изыдите из глубины мрачного суеверия на чистый свет истинной религии. Мы не завидуем вашим выгодам и не скрываем от вас благодеяний Божественных. За ненависть вашу мы платим доброжелательством и за пытки и мучения, которым вы нас подвергаете, показываем вам пути спасения. Верьте, и живите; радуйтесь с нами вечно вы, которые преследуете нас временно. Когда настанет исход отсюда, не будет уже никакого места покаянию, никакого действительного удовлетворения. Здесь жизнь или теряется, или сберегается. Здесь обеспечивается вечное спасение почитанием Бога и делами веры. И пусть никогда не задерживают на пути ко спасению грехи его или лета. Для того, кто живет еще в этом мире, никакое покаяние не поздно. Вход к снисхождению Божию открыт, и ищущим и разумеющим истину доступ удобен. Молись о грехах хотя бы то при конце и исходе временной жизни; умоляй Бога, единого и истинного, исповеданием Его и с сознанною верою: исповедающему Его даруется прощение; верующему Божественная любовь оказывает спасительное снисхождение, и в самой смерти совершается переход к бессмертию.

Такую милость оказывает нам Христос; такой дар милосердия Своего приготовил Он нам, покоряя смерть победою креста, искупая верующего ценою Своей Крови, примиряя человека с Богом Отцом, оживотворяя смертного возрождением небесным! Последуем за Ним, если можно, все; поклянемся Ему и зачислимся под Его знамя: Он открывает нам путь жизни, Он возвращает нам рай, Он введет нас в Царство Небесное. И мы всегда будем жить вместе с Ним, сделавшись чрез Него сынами Божиими. Мы будем торжествовать с Ним вечно, восстановленные пролитою Им Кровию. Мы, христиане, будем прославленными вместе со Христом, блаженными в Боге Отце, радующимися от непрестанного наслаждения всегдашним созерцанием Бога, будем вечно приносить благодарение Богу. Да и невозможно, чтобы не радовался вечно и не был благодарен тот, кто обеспечен бессмертием, тогда как был повинен смерти» (Киприан Карфагенский около 250г., Книга к Деметриану).

martyrs2«Как раб беспрестанных забав, он не может отстать от привычного пьянства; его надмевает гордость, воспламеняет гнев, подстрекает корысть, разжигает жестокость, услаждает честолюбие, увлекает похоть. Так часто рассуждал я сам с собою: ибо и сам прежде опутан был весьма многими заблуждениями, от которых совсем не надеялся освободиться. Покорствуя укоренившимся страстям своим и не надеясь на лучшее, я благоприятствовал своему злу, как будто бы оно было естественно во мне. Но когда возрождаюшие воды омыли пятна прежней моей жизни, и в очищенное и оправданное сердце пролился небесный свет; когда, приняв Духа небесного, соделался я по второму рождению новым человеком: тогда чудным образом сомнения разрешились в уверенность; тайны начали открываться, мрак изчезать; то, что прежде казалось трудным, соделалось удобным, невозможное стало возможным; я начал познавать, что вся моя прежняя, плотская жизнь, проведенная во грехах, была жизнь земная, и что теперь только началась жизнь Божия, одушевляемая Святым Духом» (Киприан Карфагенский около 250 г., Письмо к Донату о благодати Божьей).

«И чтобы мы были благорасположены не только к единоплеменникам, как думают некоторые, пророк Исаия сказал: «скажите ненавидящим и проклинающим вас: вы братья наши, чтоб имя Господа прославлялось и являлось радости их». И Евангелие говорит: «любите врагов ваших, и молитесь за оскорбляющих вас. Ибо если вы любите любящих вас, какая вам награда? И мытари это делают» (см. Мтф. 5:44–46)… Итак, смотри, – те, которые так учат, могут ли жить распутно и входить в незаконные совокупления, или, что всего безбожнее, есть человеческую плоть, особенно когда непозволительно нам смотреть даже на игры гладиаторов, чтобы нам не быть участниками и свидетелями убийства, не должно смотреть и на остальные зрелища, чтобы не осквернились наши глаза и уши, принимая участие в произносимых там словах. Ибо скажет ли кто об едении человеческой плоти, – там пожираются дети Фиеста и Тирея; или о прелюбодеянии, – там представляются на сцене не только прелюбодеяния людей, но и богов, о которых возвещают благозвучно, получая за то почести и награды? Да будет далека от христиан мысль о делах такого рода: у них находится целомудрие, выполняется воздержание, соблюдается единобрачие, сохраняется чистота, истребляется неправда, искореняется грех, уважается справедливость, почитается закон, совершается богопочтение; Бог исповедуется, истина господствует, благодать сохраняет, мир ограждает, Слово Божие руководит, мудрость учит, жизнь управляет, Бог царствует» (Феофил Антиохийский около 170-180гг., Послание к Автолику, главы 14 и 15).

«Мы же, напротив, не добиваемся того, чтобы нашего Бога, Который является Богом всех, и тех, кто хочет Его почитать, и тех, кто не хочет, кто‑нибудь стал быпочитать вопреки своему желанию. И если кто‑тоне почитает Его, мы не гневаемся. Ибо мы уповаем на могущество Его, ибо Он также может покарать презирающего Его, как и воздать за тяготы и несправедливости в отношении рабов Своих. И потому, когдамыпретерпеваем несправедливости, мы не сопротивляемся даже словом, но оставляем место отмщению Божьему. Не так, как поступают те, которые хотят выглядеть защитниками богов своих и свирепо неистовствуют в отношении непочитающих их богов. Из этого можно заключить, насколько почитание [ложных] богов не является благом, ибо люди должны стремиться к добру через добро, а не через зло.

martyrs1…(христианин) не жаждет ничего чужого, чтобы вопреки закону человечности не причинять никому вреда, не требует никакого могущества и никаких почестей, чтобы не совершать в отношении хоть кого‑то несправедливости. Ибо он знает, что все рождены одним Богом и по единому замыслу и что все связаны законом братства. Но, довольствуясь своим и немногим, поскольку помнит о тленности, он не жаждет больше, чем необходимо для поддержания жизни. И из того, что он имеет, дает и неимущему, поскольку благочестив. Благочестие же является высшей добродетелью. К этому добавляется еще и то, что он презирает тленные и порочные удовольствия, ради которых стяжаются богатства, ибо он сдержан и является победителем страстей. Он, не совершая ничего высокомерного и заносчивого, не возносит себя выше [других], не поднимает горделиво голову, но кроток, дружелюбен, миролюбив и честен, ибо знает свое [божественное] происхождение. Поскольку же он не совершает несправедливостей, он не жаждет чужого и даже не защищает своего, если его отнимают силой. Поскольку он знает, что причиняемые ему несправедливости нужно стойко сносить, так как он наделен добродетелью, то необходимо, чтобы справедливый человек был подчинен несправедливому и чтобы разумный человек подвергался унижениям со стороны неразумного, дабы и тот совершал грех, ибо несправедлив, и этот хранил в себе добродетель, ибо справедлив.

… Действительно, хотя Он может народу Своему даровать власть и богатства, как прежде давал иудеям, чьими преемниками и последователями мы являемся, все же Он хочет, чтобы народ наш жил под чужой властью и господством, дабы, испорченный счастьем благополучия, не впал в негу и не пренебрег предписаниями Божиими, как те наши предки, которые, обессиленные этими земными и тленными благами, часто отклонялись от исполнения Закона и разрывали узы Завета. Стало быть, Он провидит, насколько давать покой почитателям Своим, если они соблюдают договор; если же они не повинуются предписаниям Его, то Он усмиряет их. И вот, чтобы [христиане] не испортились от покоя так же, как отцы иудеев [были испорчены] негой, Он захотел, чтобы они попирались теми, под чью власть Он их поставил, чтобы тем самым и колеблющихся укрепить, и испорченных восстановить в твердости, а также проверить и испытать верных.

martyrs3… Так вот, что бы ни замышляли против нас дурные правители, Бог Сам это попускает. И все же пусть не считают несправедливейшие гонители, для которых имя Божие служило предметом насмешек и унижения, что они останутся без наказания, поскольку они выступали против нас как бы слугами Его негодования. Ибо те, кто, получив власть, сверх меры человеческой злоупотребляют ею и высокомерно глумятся даже над Богом, Чье имя бессовестно и нечестиво попирают ногами своими, будут наказаны судом Божиим. По этой причине Он обещал, что скоро накажет их и «злых зверей изгонит с земли». Хотя Он и здесь, в настоящем, обычно мстит за страдания народа Своего, все же определил нам терпеливо ждать тот день небесного суда, когда Он Сам воздаст по заслугам каждого либо награду, либо кару. Вот почему пусть не надеются нечестивые души, что те, кого они так притесняли, будут оставлены без внимания и отмщения. Воздастся, воздастся волкам хищным и ненасытным, когда не будет пропущено ни единое деяние, за то, что истязали они справедливые и чистые души. Мы же должны заботиться лишь о том, чтобы люди не карали нас ни за что иное, кроме справедливости. Я всеми силами стремлюсь, чтобы мы заслужили от Бога как отмщение за наши терзания, так и награду» (Лактанций около 304-311 гг., Божественные установления, Книга 5, главы 20, 22, 23).

Stoning-of-Stephen«Небесная дорога задумана трудной и крутой, покрытой торчащими отовсюду терниями, заваленной каменьями, так чтобы каждый шел по ней с великими трудностями, стирая ноги и боясь упасть. На ней Бог поместил справедливость, умеренность, терпеливость, верность, целомудрие, воздержанность, согласие, знание, истину, мудрость и прочие добродетели, но вместе с ними и бедность, бесславие, труды, боль и все [подобные им] горести. Ибо всякий, кто надежду свою возложит на будущее и предпочтет большее, [чем он имеет сегодня], должен лишить себя этих земных благ, чтобы решительно и с легкостью преодолеть трудности пути. Ибо тот, кто окружил себя царской обстановкой и обременил богатствами, не может вступить в те стесненные обстоятельства и перенести их. Отсюда можно понять, что злым и несправедливым легче достичь того, чего они желают, поскольку дорога их легка и полога, добрым же труднее преуспеть в том, что они избрали, поскольку шествуют они тяжелой и крутой дорогой. Стало быть, поскольку праведный человек вступает на тяжелый и крутой путь, он неизбежно подвергается ненависти, презрению и осмеянию. Ибо все, кого безудержно влекут за собой жадность и наслаждения, ненавидят того, кто хочет быть добродетельным, и с завистью сетуют на то, что тот имеет нечто, чего лишены они. Итак, бедный, низкий и простой будет подвержен несправедливости, и все же, если, претерпевая все, что тяжело, он будет до самой вершины дороги и до конца [пути] проявлять терпение, Богом будет дан ему венец добродетели и даровано за труды его, совершенные в этой жизни ради справедливости, бессмертие [в Царствии Небесном]» (Лактанций около 304-311 гг., Божественные установления, Книга 6, глава 4).

martyrs6«Злоречивому он должен отвечать добрым словом, а сам никогда не должен сквернословить, чтобы дурное слово не вырывалось из уст человека, который чтит слово доброе. И должен он также стремиться, чтобы по собственной вине не обрести себе недруга. А если появится кто‑то столь дерзкий, кто причинит несправедливость доброму и честному человеку, ее следует снести кротко и спокойно и не брать на себя отмщение за обиду, а оставить несправедливость на суд Божий. Он всегда и повсюду должен сохранять невинность. Это правило должно способствовать не только тому, чтобы человек сам не чинил несправедливость, но чтобы не мстил за причиненную ему. Ибо есть великий и справедливейший Судия, Который все взвесит и оценит. Его должно предпочитать человеку, чтобы Он судил по–своему; приговора Его никто не может избежать и укрыться от него под какой бы то ни было защитой. Вот и получается, что праведный человек всеми презираем и, поскольку сам он не может защитить себя, кажется слабым и бессильным, а того, кто мстит врагу, считают смелым и решительным, его все боятся и уважают. Хотя добрый человек может принести многим пользу, однако уважают того, кто может причинить вред, а не пользу. Но людская порочность не может испортить праведного человека, если он всегда будет вершить добро и никогда не будет делать дурного, и не может сделать так, чтобы он перестал повиноваться Богу и предпочел презреть Его.

… Если же злобе ты противопоставишь терпимость, добродетели вернее которой не существует, и достойнее которой ничего не может быть обретено человеком, то дерзость сразу же погаснет, как будто бы ты на огонь выльешь воду. Если провоцирующая злоба получит вдруг себе в товарищи нетерпимость, то она вызовет, словно в огонь будет добавлено масло, такое пламя, что его никакая вода не погасит, а только кровопролитие.

… Чем же мудрый и добрый муж отличается от злых и неразумных людей, если не тем, что имеет непоколебимую терпимость, которой лишены глупцы, если не тем, что он может управлять собой и умерять свой гнев, который те глупцы не в состоянии обуздать, поскольку лишены добродетели?

martyrs7… Итак, разумному и доброму мужу не подобает воевать и подвергать себя опасности, ибо побеждать не в нашей власти и исход всякой борьбы сомнителен, но разумному и хорошему человеку подобает уничтожать не противника, что не может происходить без преступления и без риска, но саму борьбу, чего можно добиться с пользой и по справедливости. Итак, обладать терпимостью является высшей добродетелью. Чтобы праведный человек достиг ее, Бог, как было выше сказано, захотел, чтобы праведник презирался как слабый. Ведь если бы праведник не истязался несправедливостями, то не было бы видно, насколько он тверд в сдерживании себя. Если же, раздраженный несправедливостью, он начинает преследовать обидчика, то он уже побежден. Кто же разумом сдерживает этот порыв, тот, конечно, владеет собой и может собой управлять. Эта способность сдерживать себя правильно называется терпимостью, это единственная добродетель, которая противостоит всем порокам и страстям. Она приводит взволнованную и взбудораженную душу в безмятежное состояние, успокаивает и возвращает человека в себя. Поскольку же невозможно и бесполезно противодействовать природе, чтобы мы совсем не раздражались, нужно успокаиваться раньше, чем раздражение приведет к причинению вреда, что может произойти очень быстро. Бог предписал: солнце да не зайдет во гневе вашем, чтобы не исчез свидетель нашей ярости»(Лактанций около 304-311 гг., Божественные установления, Книга 6, глава 18).

На протяжении столетий всегда были христиане, которые отказывались отвечать злом на зло, носить оружие или кляться в верности кому либо, кроме Христа. Будучи называемы разными именами, включая «анабаптисты», «вальденсы», «меннониты», эти христиане были преследуемы и убиваемы от руки так называемой государственной церкви, включая католиков, лютеран, кальвинистов. Часто эти гонения были лично спровоцированы протестантскими «Реформаторами». Но истинные христиане, будучи гонимы, отвечали любовью на ненависть, благословением на проклятия и уходили с Земли навстречу к своим вечным наградам.
Материал подготовлен апологетическим сайтом «Ереси нет!» (eresi.net).
 
Реклама
Запись опубликована в рубрике Ранняя патристика с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s