НЕ УБИВАЙ!

«НЕ УБИВАЙ!»

Игорь Колгарев

Источник: http://rusbaptist.stunda.org/dop/neubij.htm

Между Ветхим и Новым Заветами, не смотря на их преемственность, лежит огромная разница, делающая тех, кто «во Христе, новой тварью»: «древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17), «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор. 5:19). В то же время в нашей Библии находится множество мест, рассказывающих о войнах, которые вели Божьи люди, народ Божий Израиль, с оружием в руках против своих врагов. Можно ли считать войны и их благословение Богом в Ветхом Завете руководством для исполнения ныне живущими христианами?

Господь через Священное Писание и Дух Святой говорит нам «нет», и тому есть множество веских оснований:

1. Ветхий завет был заключен только с народом израильским и только для жизни их на земле Ханаана (Палестины). Христиане – не евреи по плоти, и не живут на земле Палестины, а рассеяны среди всех народов.

2. Вопросы обороны были необходимы Древнему Израилю из-за его компактного проживания на одной территории. Тогда была такая ситуация, что  «весь Божий народ локально в одном месте», а потому защита этой территории была и защитой собственно всех верующих в Бога людей. Сейчас христиане живут не локально, но находятся во всех странах мира, а потому не могут с оружием в руках защищать какую-либо страну, даже если царь народа и объявит себя «новым Израилем», «Иерусалимом», «третьим Римом» или как-то еще.

3. Израиль был Божьим народом по плоти, по праву наследования земных обетований. Через обрезание еврей приобщался к этому народу. Христиане же – народ духовный, приобщение человека к Церкви совершается в Духе через рождение свыше, что закрепляется актом водного крещения по вере.

4. Битвы Израиля, как они описаны в Библии, были битвами не с духами сатаны, а с носителями бесов во плоти, с язычниками, и были не столько духовными, сколько материальными – против крови и плоти. Убить филистимлянина или аммонитянина значило убить врага Бога. Теперь же борьба идет против «духов злобы поднебесных», что требует использования другого оружия. Поэтому в Новом Завете ясно сказано: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12-13). О духовных битвах с бесами повествуется главным образом в Новом Завете, когда они происходили во время земного служения Христа и Его апостолов. Новые условия противостояния с врагами Бога (уже не людьми, а духами) диктуют и другие правила отношения к убийству.

5. Так как в Ветхом Завете народ Божий жил в виде одного национального государства, а не в виде их собраний по всему миру, как у христиан, то было необходимо иметь институт поддержания порядка с карательными и судейскими органами. Оборона шла как от внешних врагов, так и в целях наказания внутренних нарушителей. Если следовать логике Ветхого Завета, то, перенося указания Библии касательно армии на наше время, логичнее было бы призывать христиан оборонять с оружием в руках свои церкви, поскольку защищать языческие страны от врагов-язычников нигде в Ветхом Завете Израилю не предписывалось. Кстати, некоторые современные секты буквально вооружаются и защищаются от внешнего мира, объявляя всем войну. События с сектой Дэвида Кореша, противостоявшей властям США, тому яркий пример.

6. Большинство ритуалов Ветхого Завета были также чисто визуальными, материальными, как и защита Божьего государства – Церкви того времени. Войны Ветхого Завета, как и всё, происходившее с Израилем во плоти, «все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10:11). То, что было только образом, стало духовной реальностью в Новом Завете через совершенную казнь Иисуса Христа, пролившего Свою кровь за наши грехи. То, что только указывало на будущую Голгофскую Жертву Христа, стало достоянием христиан, которые не нуждаются в плотских символах ветхозаветных ритуалов Храмовой службы, а принимают Христа духом (в качестве материальных символов остались только крещение и хлебопреломление). «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1).

7. В задачи Израиля входило лишь сохранить землю и свой народ в качестве отдельной нации, совершать богослужения Богу и быть светом для язычников. Прозелитизм имел место, но не был целью Израиля, который был замкнут на самом себе. Христиане же, напротив, имеют задачу распространять Евангелие о Христе по всему миру, всем народам. Поэтому они не замкнуты, а открыты, они не националисты, а интернационалисты и космополиты в лучшем смысле этих слов. Отсюда: если для израильтян участие в войне было делом хорошим и важным делом, то для христиан – оно абсурдно и греховно.

8. Новый Завет является 8-м заветом в истории человечества после Эдемского, Адамова, Ноева, Авраамова, Моисеева (дававшегося устно, письменно и еще раз письменно), Палестинского (при Иисусе Навине) и Давидова. Каждый завет кроме своего адресата усложнял свои требования к человеку от завета к завету. А поскольку Моисеев завет требовал больше, чем Авраамов, то, соответственно, Новый является вершиной всех заветов по степени своего совершенства. Это не значит, что все действия предыдущего завета полностью отменяются с появлением нового, однако некоторые прежние пункты договора Бога с людьми уточняются, изменяются и усложняются в сторону повышения духовных требований. Последнее слово, сказанное в Библии по какому-то вопросу, всегда главнее сказанного раньше. Своего пика Новозаветное учение достигает в Нагорной проповеди Христа, которая трактует заповедь «не убий» не так, как в Ветхом Завете, применительно к одному только личностному уровню, но намного шире – ко всем сферам жизни. Таким образом в Новом Завете рост требований и критериев добра и зла становится больше, чем в Ветхом.

Имея в виду все эти причины, мы не можем ссылаться на Ветхий Завет в целях оправдания убийств в современных войнах. Простые вопросы «Кому это сказано? В период какого завета?» способны пролить ясный свет на отношение к убийству на войне, как не соответствующее периоду Нового Завета, когда требования справедливого воздаяния «Око за око» уступают место милости, любви и прощению.

Написано: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:17-21).

Убийства, как и некоторые другие неприемлемые для нас вещи в Ветхом Завете, обуславливались не только жестокосердностью людей (см. Мф. 19:8), но и особенностями конкретного завета Бога с Его народом, временем действия этого завета и характером его территориального применения.

Новый Завет же ясно утверждает принцип ненасилия к врагам. «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:38-45).

Кстати, Христос отменяет заповедь «око за око», служившую оправданием для судов и казней в Ветхом Завете, именно в общественном смысле, а не только в личном, как это можно понять в случае заповеди «не убий». Поэтому «возлюбите врагов ваших» Христа поднимает исполнение этой ветхозаветной заповеди на небывалую высоту.

Часто оправдание войн происходит из-за неправильного определения новозаветной сути греха, когда грех трактуется с позиций нашего времени, нашего завета и нашей культуры, тогда как грех – это искажение воли Божьей, а не что-то происходящее само по себе. В Ветхом Завете воля Божья на определенные вещи выражалась в одном виде, но в Новом может выражаться в другом. Например, исчислить количество Божьего народа в одном случае было выполнением воли Божьей, в другом – согрешением. Важно знать, кто является инициатором этого действия – Бог, человек или сатана. Отсюда определяется и наше отношение к какому-то действию как к греху или заповеди. Но, как мы уже отметили, нужно смотреть на любое утверждение Библии с точки зрения «прогрессивности» Божественного Откровения, требуя постановки вопросов экзегетики, уясняющих смысл сказанного: «Кому это сказано? Кем? Когда? К какому завету это относится? Как это следует применить к нашему времени и обстоятельствам? Не было ли в Новом Завете корректировки этого утверждения?» Изучив с помощью этих вопросов свидетельства Ветхого Завета о войнах, нам приходится сделать вывод, что убийство на войне для верующих Нового Завета невозможно.

В Ветхом Завете Бог давал прямые повеления народу Израиля, и военные действия были исполнением Его воли. Конечно, Бог не мог благословлять грех, поскольку это противоречит Его природе, но список грехов для каждого периода завета был свой. Например, Бог допускал в Ветхом Завете разводы по жестокосердию людей. Фарисеи «говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19:7-8).

В тексте Втор. 24:1 ясно написано о допустимости существования разводного письма, так что, разводясь, израильтяне Ветхого Завета не согрешали. В то же время интересна фраза Христа «но сначала не было так». В ней присутствует утверждение о том, что, согласно принципу «прогрессивного» Откровения, со временем воля Божья по отношению к конкретному человеку и его правилам жизни может некоторым образом изменяться. «Всему свое время» (Еккл. 3:1). То, что развод является злом, мы узнаем четко и ясно лишь из Нового Завета, а не из Старого. Христос так сказал. «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:32). То есть требования Бога к людям возрастают от завета к завету. Этот принцип имеет место также и в отношении войн и убийств. Подобным же образом, только в Новом Завете Христос сообщает нам полное откровение об этом.

Закон Ветхого Завета был дан земному народу Израилю. А Церковь – народ, стоящий выше отдельных наций, «некогда не народ», поэтому она не укладывается вообще в рамки истории, она взята как бы ниоткуда, из темного язычества и стала Невестой Христа и вообще еще выше – Его Телом! Время язычников, наш период Благодати, протекает в промежутке между седминами для Израиля, поэтому ее существование было скрыто от ветхозаветных пророков.

Какие же ветхие законы можно приписать этой Церкви, этому чуду Бога? Церковь вне государств, вне забот этого мира, ее задача одна – возвещать Евангелие всем народам, крестя их без какого-либо национального различия. Ради этой задачи и живут все верующие люди по всей земле, а вовсе не для того, чтобы отвоевывать неверующим князьям и президентам новые земли или оборонять «народное добро» или «капиталистическую собственность». Хотя, как граждане, христиане должны повиноваться всем приемлемым законам  тех стран, в которых они живут, но величие призвания христиан не допускает возвращения их к таким делам «мира сего», как война и убийства.

В Новом Завете нет ни указаний, ни благословений, ни хотя бы попущения деятельному участию христиан в войнах. Неужели апостол, когда приводит в пример евреям знакомые им имена Гедеона, Варака, Самсона и Иеффая, Давида, Самуила и других пророков, «которые верою побеждали царства… были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11:32–34), хочет убедить и нас в том, чтобы мы воевали буквально так же, как и они? Нет, конечно. Из данного места это никаким образом не вытекает. Скорее тут призыв для христиан бороться духовно со злом в этом мире, быть крепкими в нашей духовной битве, прогонять лукавого. «Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2:14-15).

Написано: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). Мы не хотим, чтобы на нас нападали с оружием, чтобы нас убивали или грабили войска, взрывали наши дома снарядами или бомбами. Почему мы должны делать это другим, тем более врагам мирского, неверующего государства? Это для него они враги, но для нас – люди, нуждающиеся в спасении. Поэтому участие в войне есть нарушение этого важного Божьего закона, в котором состоит «закон и пророки».

Некоторые утверждают, что раз Бог не только попустительствовал, но и благословлял в Ветхом Завете войны и смертную казнь, значит, это не грех и во времена Нового Завета. Но это неверный вывод, поскольку он построен на неверной предпосылке. Бог благословлял войны только Израильтян против язычников. Христиане же – не Израильское государство, а народ, вообще не имеющий на земле своего отечества. Мы верою переселены уже сейчас на небеса, и тут мы только странники и пришельцы, чужие миру. Поэтому те вещи, которые для мира сего выглядят естественными, полезными, служащими порядку и даже обоснованными минувшими законами Ветхого Завета, для нас – уже грех, потому что мы люди, заключившие с Господом совсем другой, высший завет. Христиане должны на всё смотреть глазами Бога, с Его точки зрения, а не с точки зрения мира, не с точки зрения земной целесообразности и политики. Быть христианином надо всегда, а не только в личной жизни.

Заповедь, данная Богом Ною, гласит: «Взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:5-6). Завет с Ноем был заветом, устанавливающим впервые в истории Земли гражданскую власть. И символ этого завета, действует до сих пор, чему свидетельством может служить радуга. Однако к христианам данное предписание не относится, как оно не относится и к правительствам мира сего.

Если мы зададим вопросы: «Когда это было заповедано и кому?», то мы увидим, что заповедь эта дана во времена Ноя и для соблюдения верующими в Бога его сыновьям. А иначе зачем неверующим слушать заповедь Бога, в Которого они не верят? Поэтому люди, не верующие в Бога, применять эту заповедь к себе не имеют права. Для того времени достаточно было верить лишь словам Ноя, но в настоящее время делать это – мало, поскольку необходимым условием веры в Бога для нашего времени есть признание Иисуса Христа Богом и Искупителем. А коль так, то заповедь Ноева завета оказывается поглощенной ясными словами Нового Завета, призывающими к миру и невоздаянию злом за зло.

Раньше Бог действовал против язычников и преступников через верующих в Него людей (кроме случаев личной кары, как с сынами Кореевыми в Числ. 16:32), потому убийства допускались и предписывались. Ныне же заповедано все проблемы отдать Богу: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:19-21).

Хотя некоторые фразы апостола Павла в Рим. 13 дают право предполагать, что Бог выступает за то, чтобы в неверующем мире неверующие правители силой подавляли беспорядки и наказывали смертью преступников, они определенно не предоставляют христианам инструкцию как править в этом мире, а напротив сообщают, что христиане должны незлобно относиться к тому, что делают языческие власти. То есть они должны не противиться, а подчиняться властям, платить налоги, жить не изолированно, или в монастыре, не выступать против государства и начальников. А если даже государство призывает в армию и не предоставляет альтернативной службы, нужно идти и служить без оружия. Но, это совсем не значит, что христиане сами должны стремиться стать мирской властью, военными, карателями и действовать ее методами. Христиане созданы Богом совсем для другого – для проповеди Евангелия и сохранения себя спасенными по вере во Христа.

Написано: «Мне отмщение», и поэтому Бог может через других грешников осуществить наказание по отношению к тому, кого Он решил наказать. К примеру, неверность Израиля Бог карал набегами язычников, которые грабили его землю, губили урожай, убивали и пленяли людей. В Новом Завете Господь также может использовать грешников, дав им имя «Божьего слуги» и «отмстителя» для наказания других грешников.

В определенном смысле светские власти могут быть исполнителями воли Божьей, но исполнителями невольными. Так, филистимляне, аммонитяне, вавилоняне и прочие враги Израиля были исполнители воли Божьей, когда своими военными действиями призывали израильтян покаяться и вернуться к вере в Бога. Однако из этого не следует, что израильтянину не надо было оказывать вооруженное сопротивление аммонитянам или филистимлянам, поскольку в их нашествии была воля Божья, но в Новом Завет это стало так. Также и то, что власти убивают особо грешных людей, не делает их невиновными в пролитии человеческой крови, или братьями христиан.

Возьмем к примеру Иуду. В конце концов, воля Божья была на то, чтобы Христос был предан и пострадал на кресте за все человечество, так что можно рассматривать Иуду в качестве некоторого исполнителя воли Божьей. Но мы же не делаем из добровольного исполнения Иудой того, что он «должен был исполнить» (и даже имел благословение на это от Христа!) образец для подражания всем христианам сегодня… «Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф. 26:29).

То же самое и в отношении тех, кто исполняет как бы волю Божью сегодня, наказывая преступников в неверующем мире. В принципе он исполнитель воли Божьей, но нам, христианам, – не брат, а такой же грешник, как и все остальные люди. Таким образом, можно быть одновременно и орудием исполнения воли Божьей, и совершать грех. Злодей своим насилием может сделать угодное воле Бога, но не потому, что Бог его искусил, или навязал ему такое действие, а потому что этот злодей сам выбрал такое деяние, будучи зол. Самый яркий тому пример – фараон, ожесточивший свое сердце, чтобы не отпускать Моисея и его народ. За это его ожесточение и Бог отрекся от него, что в Писании называется уже «ожесточением» Божьим.

Судя по учению Библии, Церковь сейчас является единственным полномочным представителем Бога на земле, Телом Христовым, одним целым с Ним. Какие же еще могут быть прямые исполнители Его воли, тем более из неверующих люде? Ясно, что в этом качестве могут быть только опосредованные исполнителя, о чем и говорится в 13 главе Послания к Римлянам. Но повторим, что главная воля Божья по отношению к нашему времени состоит не в наведении порядка на безбожной земле, а в том, чтобы все люди повсюду покаялись (Деян. 17:30).

Плотская природа, к сожалению, толкает многих христиан к принятию чисто человеческого учения о возможности христиан участвовать в войнах мира сего в качестве убийц. Плоть ищет выхода нашей ненависти к людям, чего у христиан быть не должно. Плоть хочет убивать, мстить, хочет испытывать власть над мирными жителями и противниками. Плоть хочет, чтобы ее боялись, чтобы на вооруженного человека смотрели со страхом. Плоти очень хочется жить как прочие народы, не выделяться, плыть по течению, брать оружие и воевать как все. Плоть любит, чтобы христианство было незаметным для людей мира сего, чтобы мирские люди не видели разницы между собой и христианами. Плоть не способна бороться с властями мира сего. Плоть очень охотно принимает убаюкивающие слова военных, что будто бы убивать на войне можно с чистой совестью.

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19—21). А каковы плоды духа? «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5:22-25).

Вот оно, описание христиан, отказывающихся убивать! На таковых нет закона! Закон Моисея, предписывающий убивать врагов и казнить нарушителей, уже не распространяется на тех, кто живет по духу! Слава Богу, возрожденным свыше христианам и не нужно объяснять ничего, Дух Святой Сам говорит им истину. Христиане не должны и не могут убивать! «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:4—5).

Кроме того, надо быть реалистами и знать Писание, которое не обещает нам, что на земле до Второго Пришествия возникнут целые страны или города, полностью состоящие из рожденных свыше христиан. «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). Массового обращения ко Христу до Великой скорби, к сожалению, скорее всего не будет, а наоборот, будет отступление, в том числе и Церкви, что мы и видим на примере ослепления некоторых христиан лжеучением, оправдывающим возможность убивать своих братьев своих в составе войск других стран.

«Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19). Не наше дело думать за этот мир, как ему обустроить порядок на земле, тем более, что мир хочет строить общество всегда без Бога, всегда без веры, без любви и добра. «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. 18:36). В то же время, если бы люди на земле начали жить по Новозаветным заповедям, наступил бы мир, согласие и любовь. «И перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Мих. 4:3). Спросим себя: чему мы хотим способствовать? Миру или постоянным войнам и мести? «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9).

Важно помнить, что Церковь «не от мира сего». Христос молился: “Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира” (Ин. 17:14-16). Пилату “Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда” (Ин. 18:36).

Сатана предлагал Иисусу Христу весь мир. “Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи” (Лк. 4:8-10).

Вмешиваться в дела государства Церковь не имеет права. “Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас” (2 Кор. 14:17).

Не преклоняться под одно ярмо важно во всех вопросах: в политике, бизнесе, вере. Церковь не может брать на себя функции светской власти, это для нее противоестественно. Каждый христианин – часть Церкви, потому ему не должно запрягаться в «чужое ярмо с неверными». У Церкви и государства – различные интересы в этом мире, а, следовательно, и средства их достижения. Если Церковь не борется за обладанием земными благами, то государство только этим и занято. А там, где есть много богатства, причем зачатую награбленного правителями, там есть и необходимость в его защите.

Вообще, негативное отношение христиан к войне можно обосновать и тем, что нам не дано права судить этот мир сейчас – справедливая какая-то война или нет, кто агрессор, а кто захватчик. Судя мирскую политику, мы далеко можем зайти, как это было уже в истории церкви с папами римскими и крестовыми походами. О суде мирских дел Христос сказал так: «Кто поставил Меня судить или делить вас?” (Лк. 12:14).

Кроме того, если мы убьем одного злодея, мы тем самым не только осудим его, но и приведем приговор в исполнение, что нам Господь запретил: «Не судите, да не судимы будете». Каждое убийство, в том числе и врага, рождает ответную месть и убившего тоже могут убить за то, что он убил. А того убьют за то, что он убил того, который убил. И так это будет продолжаться до бесконечности. Народ на народ, царство на царство. «Все взявшие меч, от меча погибнут». Но христиане должны выйти из этого «порочного круга» мести и убийств. Для чего? Чтобы проповедовать людям мир и Евангелие.

А бороться со злом можно и нужно, но только так, как это положено христианам. Христианин может и должен жертвовать собой во имя помощи и спасения людей, но не с оружием в руках. А как? Например, как Христос, отдать себя на распятие за веру. Как апостолы и диакон Стефан – пожертвовать собой, чтобы через их смерть Церковь росла. «Кровь – есть семя Церкви», – говорил Тертуллиан. Можно, например, перерезать веревку в альпинистской связке, когда ясно, что двоим суждено соскользнуть в пропасть. Можно закрыть своим телом друга, просто человека, даже врага, если в него стреляют или бьют мечом. Это будет настоящим самопожертвованием, «положением души наша за други своя», но по христианскому закону любви, а не по ветхозаветному закону возмездия.

Важно отметить, что в отношении войн нам стоит «зреть в корень» и спросить себя: «А кто отец войн?» Простой анализ событий истории человечества приводит к выводу, что автор войн – сатана, потому что именно он первым поднял войну против Бога. Мало того, любые войны – это алтарь жертвоприношения сатане. Первым человеком, совершившим убийство, был Каин, а убитый им Авель назван в числе мучеников Божьих. Поэтому любая человеческая война является отражением греховного состояния человечества, следованием примеру сатаны и Каина.

Убийство на войне для христиан не только неприемлемо, но и греховно, поэтому подлежит раскаянию. Бог установил для верующих периода Благодати такие пределы, в которые убийства, ненависть, вражда и физические оскорбления не входят. Кто же толкает людей воевать? «Это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя», – отвечает текст Откр. 16:14. Следовательно, христиане призваны не участвовать в делах тьмы, войнах, имеющих свое происхождение от первого человекоубийцы. «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 10-11).

Кстати, когда Бог был в теле, когда Он практической жизнью показывал нам, христианам, как нам жить на земле сейчас, Он наглядно являл Свою любовь. «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы» (Мф. 12:18—21). А также: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.  Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших» (1 Пет. 2:23-25).

Мы являемся последователями Христа, а не Ветхого Завета, а потому должны подражать, прежде всего, Христу в Его земной жизни, а Он был мирен и никого из людей не призывал убивать его врагов. «Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны» (Ин. 18:11). «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лук. 2:14) — вот какую радостную весть принесли ангелы с рождением нашего Господа и Спасителя.

До наступления периода Великой скорби очень важно чувствовать предупреждение нашего Господа: «Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его». Бодрствовать от вовлечения христиан в политику мира сего с его войнами и конфликтами, хранить наши белые одежды святости, быть чистыми от крови ближних наших – вот задача христиан.

Если понадобиться, мы должны быть готовы и к исполнению следующих предсказаний Христа: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:9-13). «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое» (1 Пет. 4:15).

Реклама
Запись опубликована в рубрике Наше кредо с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s