ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО НЕНАСИЛИЮ

Демонстрант

Практическое пособие по ненасилию

Источник: http://www.politnauka.org/library/dem/nonviolence.php

Подготовлено организацией «Американские мирные испытания», 1987
NONVIOLENCE TRAINING MANUAL produced by The American Peace Test, 1987

Ненасильственные методы

1. Определение
По словам Махатмы Ганди, ненасильственные методы составляют сущность „сатьяграха», т.е. «силы правды». Ненасилие представляет собой творческую, позитивную, активную силу, которая благодаря тому, что не использует насилие в качестве средства разрешения конфликтов, является действительно революционным методом для тех, кто стремится к общественным и политическим переменам.

2. Философия сторонников ненасильственных методов
Если мы выступаем за отказ от применения насилия, средства должны соответствовать целям. Если наша цель — мир без насилия, мир, основой которого является социальная справедливость, мы должны осудить использование таких средств, как насилие и терроризм. «Война — плохой инструмент для построения мирного будущего. Мы должны стремиться к мирным целям мирными средствами» (Мартин Лютер Кинг).

Ненасилие требует от нас уважения к человечеству и к человеческой жизни. Поскольку мы стремимся к изменениям, отказываясь от насильственных методов, мы должны относиться к своим оппонентам с уважением, искренностью и любовью. Мы знаем, что каждый из нас обладает частью истины и все мы извлечём пользу из объединения нашей мудрости: как сторонники ненасилия, так и их оппоненты. Для того, чтобы этот мир «работал» на всеобщее благо, мы все должны работать сообща. У каждого из нас — часть мозаики мира и, отказавшись от насилия, мы получаем возможность воссоздать всю картину.

Целью отказа от насилия является, в конечном итоге, изменение позиций наших оппонентов, так же как и изменение нас самих. Ненасильственные методы могут использоваться в качестве элемента тактики в проведении какой-либо акции или быть жизненным принципом. «Революция без применения насилия — не программа захвата власти. Это программа преобразования взаимоотношений между людьми, ведущего к передаче власти» (Махатма Мохандус К. Ганди).

Независимо от того, как рассматривать ненасилие, эффективность отказа от насилия очень высока. Использование ненасильственных методов накладывает на нас определённые обязательства, поскольку мы должны соответствующим образом строить свои взаимоотношения с людьми, а также верить в некоторые принципы, не являющиеся традиционными или достаточно лёгкими для постижения, в принципы, которые содержат в себе нечто значительно большее, чем простое достижение какой-либо тактической выгоды.

3. Гнев
Мы должны признать, что наше поведение часто обусловливается гневом, и что гнев является весомой частью каждого из нас. Наша задача — направить наш гнев в нужное русло. Было ошибкой считать, что, поскольку мы исповедуем ненасилие, мы никогда не испытываем чувства гнева. Если мы не можем конструктивно выразить наш гнев, мы подавляем свои чувства, что является насилием над собой.

Барбара Деминг выделяет два типа гнева. Первый тип — гнев трансформируется в сильную веру в то, что произойдут изменения к лучшему. Этот вид гнева приводит к противостоянию при уважении к себе и к оппоненту. При этом логика такова: Я должен изменить свою позицию, поскольку я играю роль угнетаемого, а ты должен изменить свою позицию, поскольку ты играешь роль угнетателя. Обе стороны могут изменить свои позиции. Это — гнев конструктивного свойства.

Второй вид гнева, согласно Деминг, представляет собой довольно болезненное чувство. Логика человека, испытывающего подобный гнев, такова: «Ты должен и можешь изменить свою позицию, по само твоё существование представляет угрозу для меня». Подобный гнев вреден и часто приводит к насилию и взаимному страху.

Принципы ненасилия
Четыре основных принципа
1. Четко определите свои цели.
Нас повсюду окружают несправедливость и насилие. Искоренить их в ходе одной кампании или акции невозможно. Для начала следует обратить внимание на какие-либо конкретные проявления несправедливости и обсудить их с действительно простых и ясных позиций. Если чётко определить ближайшие и долгосрочные цели, это значительно облегчит последующий процесс принятия решения и ведения переговоров во время камлании.

2. Ведите честную игру и слушайте оппонента.
Для достижения своей цели необходимо завоевать уважение оппонента. Ведите себя таким образом, чтобы оппонент испытывал к вам уважение благодаря вашему бережному отношению к истине и справедливости. При отказе от насильственных методов необходимо сознавать, что ни одна из сторон не обладает всей полнотой истины в отношении обсуждаемого вопроса. В поисках истины следует внимательно выслушивать, что ваши оппоненты говорят о проводимой вами кампании. При этом, внимательно прислушиваясь к мнению тех, кто находится на вашей стороне, вы следите за тем, чтобы то угнетение, против которого вы выступаете, не сменилось угнетением других людей вами.

3. Возлюбите врагов своих.
Независимо от того, насколько сильно некоторые люди затянуты в сети насилия и несправедливости, ваша цель — не наказывать других за их неблаговидные деяния, а разрывать эти порочные сети. Истинная справедливость воцаряется тогда, когда люди отказываются жить в обществе угнетения человека человеком, a нe тогда, когда люди, живя в подобном обществе, уничтожают друг друга. Отказ от применения насилия требует твёрдого и сознательного стремления разделить мысленно уважение ко всем, без исключения, людям и осуждение того, что некоторые люди делают в той или иной ситуации.

4. Оставляйте своим оппонентам пути к отступлению.
Прибегая к ненасильственным методам, вы демонстрируете силу, побеждающую несправедливость. Не будьте безапелляционными в разговорах с оппонентами. Будьте терпимы к их слабостям, комплексам и опасениям. В отдельных случаях противоборства, а также во время проведения крупных кампаний предоставляйте им возможность находить выход из создавшегося положения. Не выдвигайте своих требований однозначно, всегда предоставляйте оппонентам возможность выбора.

Шесть стратегических приёмов
1. Вникайте в суть дела.
Добывайте факты. С самого начала пытайтесь разобраться во всех возникающих недоразумениях. В случае явной несправедливости установите истинную причину или виновников этой несправедливости. Сложность современной жизни требует от нас всестороннего подхода к поиску причин той или иной несправедливости. Демагогия не обеспечит поддержки со стороны других людей и не поможет избежать недоразумений. Следует полагаться лишь на способность давать объяснение тем или иным фактам.

2. Соблюдайте правила ведения переговоров.
При встрече с оппонентами излагайте им свою позицию. Уже на этой стадии можно выработать решение. Возможно, у ваших оппонентов есть проблемы, о которых вы не знаете. Теперь есть возможность это выявить Если достичь решения не удаётся, дайте оппонентам понять, что вы твердо намерены установить справедливость. При этом сообщите им, что вы всегда готовы продолжить диалог.

3. Распространяйте информацию.
Держите всех участников кампании и сочувствующих ей в курсе всех событий, воздействуйте на общественное мнение. Для этого возможен выпуск небольших, но тщательно продуманных печатных изданий. Можно прибегнуть и к другим методам: уличные представления, организация выступлений ораторов на улицах, личные визиты по домам, контакты по телефону и выступления в прессе. Установите контакт с редакторами местных газет и с политическими деятелями. Всегда старайтесь иметь дело с очевидными фактами, избегайте преувеличений, проявляйте добрую волю. Краткость — ваше оружие. Помните, что отношение людей к вашей кампании может оказать решающее воздействие на её успех.

4. Организуйте демонстрации.
Следующими этапами борьбы являются организация пикетирования, вахт, массовых митингов и выпуска листовок. Если хорошо организовать эти мероприятия, они могут значительно повлиять на позицию вашего оппонента, на общественное мнение, прессу и законодателей. Демонстранты должны быть хорошо проинформированы, не должны предаваться эмоциям. Необходимо, чтобы они были способны противостоять провокациям и отразить возможное насилие без паники, не применяя насилия со своей стороны. На этой стадии необходимо поддерживать дисциплину, хранить спокойствие.

5. Оказывайте сопротивление.
Крайним средством является ненасильственное сопротивление в дополнение к первым четырём методам. Ненасильственное сопротивление может включать в себя бойкот, голодовку, забастовку, неуплату налога, пикетирование и другие формы гражданского неповиновения. Следует тщательно планировать действия и обучать людей ненасильственным методам борьбы. Необходимо поддерживать твёрдую дисциплину с целью избежания возможных провокаций. На любую провокацию следует реагировать спокойно без применения ответных мер. Хорошо организованное сопротивление оказывает решительное воздействие как на самих его участников, так и на широкую общественность.

Одной из важных составляющих ненасильственного сопротивления является готовность к любым последствиям. Вы заявляете: «Я настолько сильно стремлюсь к уничтожению этой несправедливости, что я готов к любым страданиям во имя того, чтобы достичь своей цели», вместо того, чтобы сказать: „Я настолько сильно стремлюсь к уничтожению этой несправедливости, что я заставлю своего оппонента страдать, лишь бы моя цель была достигнута». Готовность к тому, что оппонент может проявить к вам насилие, и готовность переносить страдания могут зачастую быть решающими факторами для достижения цели. Различные формы сопротивления обеспечивают ясность нравственной позиции, что укрепляет мужество демонстрантов и вызывает всеобщее уважение.

6. Будьте терпеливы.
Невозможно достичь какой-либо значительной цели за один день. Как и строительство собора, это требует иногда многих лет работы. Углублять изучение несправедливости и угнетения — это значит изучать всю сложность структур, которые их порождают. Эти структуры можно разрушить, но это потребует долгой работы и приверженности идее. Действия отдельных людей значительно более эффективны, если они объединены в движение ненасильственного сопротивления, которое может вестись месяцы и годы. На пути движения может быть множество неудач, а также соблазнов сдаться. Ни одно из мероприятий движения не должно проводиться под лозунгом «победа или смерть».
Эти принципы были впервые разработаны во время борьбы за права человека в США и опубликованы американским отделением организации «Содружество примирения» (Fellowship of Reconcilliation) по просьбе Мартина Лютера Кинга. Международная организация FOR является транснациональным и межрелигиозным движением, посвятившим себя ненасилию как принципу жизни и борьбы за освобождение.

Ненасилие по Ганди
Основные понятия «САТЬЯГРАХА».
1. «Сат» — подразумевает открытость, честность и справедливость. Истина.
• A) Мнения и суждения каждого из людей представляют часть истины.
• Б) Для того, чтобы полностью познать истину, мы должны делиться своей истиной друг с другом.
• B) Это предполагает стремление к общению с людьми, требующее развития и совершенствования необходимых навыков общения.
• Г) Желание постичь максимум истины означает, что мы не стремимся судить категорично о себе и других.

2. «Ахимса» — отказ от причинения вреда другим.
• А) „Ахимса» определяется нашим стремлением к общению и желанием делиться истиной с другими людьми. Насилие перекрывает каналы общения.
• Б) Понятие „ахимса» присутствует в большинстве основных религии. Следовательно, хотя «ахимса» и не практикуется большинством людей, она почитается как идеал.
• В) „Ахимса» — выражение нашей заботы о том, чтобы наша человечность проявлялась и пользовалась уважением.
• Г) Мы должны учиться искренне любить своих оппонентов. Только тогда мы сможем практиковать „ахимса».

3. «Танасья» — готовность к самопожертвованию.
• А) «Сатьяграхи» (человек, исповедующий «сатьяграха») должен быть готов принести любую жертву в начатой борьбе, а не перекладывать страдания на плечи своих оппонентов, в противном случае оппоненты отдаляются от него, и та часть истины, которой обладают оппоненты, становится недоступной. «Сатьяграхи» всегда должен обеспечивать оппоненту достойный путь к отступлению и возможность «спасти лицо». Целью «сатьяграхи» является достижение новых горизонтов истинной справедливости, а не низвержение оппонента.

Движение «САТЬЯГРАХА»
Правила:
1. Полагайтесь на себя: не попадайте в зависимость от тех, чью деятельность в принципиальных вопросах вашего движения вы не в состоянии контролировать.
2. Держать в своих руках инициативу: даже тогда, когда вы ждёте реакции оппонента, продолжайте предпринимать активные конструктивные действия.
3. Постоянно вести информационную пропаганду.
4. Сократить до минимума свои требования, но никогда не уступать в главном.
5. Избегать статичных ситуаций.
6. Всесторонне изучать слабые места своего движения.
7. Никогда не отказываться от поиска путей сотрудничества с оппонентами. Пусть целью ваше наступления будет не оппонент, а стоящая перед вами проблема.

Кодекс поведения:
1. Отказаться от контрударов по оппонентам.
2. Отказаться от оскорблений.
3. Охранять оппонентов от возможности физического насилия над ними — уважайте их доверие.
4. Нe сопротивляться аресту или конфискации имущества. Придерживаться своих идеалов.
5. Оказавшись в заключении, вести себя, как подобает истинному „сатьяграхи».
6. Подчиняться указаниям выбранных лидеров. Если ваша совесть не позволяет вам подчиниться, сложите с себя свои обязанности. Если неудовлетворённость лидерами принимает всеобщий характер, они должны быть переизбраны.
7. Нe ждите гарантий безопасности или победы. Данный метод не является беспроигрышным. Тем не менее сохраняйте мужество и уверенность в себе. Потерять уверенность в себе — значит потерпеть поражение.
8. Настаивать на полном соглашении по фундаментальным вопросам перед тем, как распустить движение.
Эти правила были разработаны Ганди в течение многих лет политической деятельности. Хотя не все они имеют прямое отношение к нашей работе, их дух и внутреннее содержание способны служить нам в качестве примера.

Понятие сдвига парадигмы
Рабочее определение парадигмы — «всеобъемлющая теория, которая, не будучи доказанной в абсолютном виде, настолько полно соответствует реальной жизни, что принимается за реальную действительность, а её истинность не подвергается сомнению до формирования новой парадигмы».

Примеры: Вселенная по Птолемею (центр — Земля), Вселенная по Копернику (центр — Солнце), Вселенная по Кеплеру (Солнце — одна из звёзд) или ньютонова физика, теория относительности, квантовая механика.

В отношении общественной жизни можно привести следующие примеры: отмена рабства в мировом масштабе в 19-м веке, предоставление избирательных прав женщинам в начале 20-го века и т.д. В настоящее время мы стоим перед решением другой общественной проблемы: решение конфликтов ненасильственными методами и переход от насилия к мирным средствам борьбы: от принципа «око за око» — к принципу «подставь левую щеку»; от принципа «кто силён, тот и прав» — к принципу «кто прав, тот силён»; от принципа «путь к миру с позиции силы» — к принципу «нет путей к миру: мир — это — единственный путь».

Ненасилие как средство общественного и политического управления
В то время как мы ведём борьбу, не применяя насильственных методов, наши оппоненты могут иметь в своём распоряжении широкий выбор средств принуждения и подавления. Наше государство обладает оружием, войсками, тюрьмами, аппаратурой для сбора информации и большим штатом сотрудников. Ведя борьбу и отказываясь при этом от насилия, мы не стремимся ответить оппонентам их же средствами. Наши усилия направлены на то, чтобы каким-то образом ограничить применение силы оппонентом и противостоять ему. Нашей целью является пошатнуть преимущественное положение оппонента по отношению к нам. Мы стремимся лишить оппонента имеющейся и возможной поддержки и исключить возможность дальнейшего применения оппонентами тех средств, против которых мы выступаем.

Мы не ставим своей целью прямо выступить против вооружённых сил государства. Очевидно, что мы не можем и надеяться на то, что сумеем успешно провести кампанию с применением насилия, чтобы заставить своего оппонента в лице государственной власти изменить свою позицию согласно нашим желаниям и чаяниям (не забывайте об обманчивой ловушке «цель оправдывает средства»). Вызов насилием, брошенный системе насилия, послужит лишь поводом к дальнейшему укреплению военной мощи оппонента. Поэтому мы не выступаем непосредственно против власти оппонента; вместо этого мы стремимся овладеть источниками власти. Наши действия направлены на изменение нашего положения по отношению к оппоненту в смысле власти. Для этого мы ищем пути к основам власти, завоёвывая авторитет, общественное мнение и доверие, привлекая на свою сторону людей.

Таким образом, если наше движение организовано должным образом, мы вынуждаем оппонента рассмотреть данный вопрос. Организуется форум, оружием которого становятся дебаты, дискуссия и обмен мнениями. Мы пытаемся создать благоприятную атмосферу для постижения истины. Сознавая, что мы не имеем права на монопольное обладание истиной, мы, тем не менее, настаиваем, чтобы наша позиция была выслушана и чтобы наше понимание истины имело право на существование. Мы также желаем ознакомиться с истиной в понимании наших оппонентов. Наша цель в ненасильственной борьбе — достижение здоровой, гуманистической и справедливой политики, основанной на полном понимании всего круга проблем обеими сторонами и заинтересованной и хорошо информированной общественностью.

Краткая история применения ненасильственных методов борьбы в США
Ненасильственные методы борьбы неоднократно и эффективно применялись в ходе истории человечества теми, кто стремился передать власть обществу, не применяя при этом насилия из личных моральных убеждений или потому, что применять насилие было бы тактической ошибкой. Насилие является плохим инструментом для того, чтобы поддерживать тесное взаимодействие с теми, чью позицию мы пытаемся изменить, если конечной целью является прочное примирение. Поскольку понятие ненасильственной борьбы находится вне распространённой в настоящее время парадигмы действенных мер борьбы, мировая история характеризуется сильным уклоном в сторону насилия. Нам слишком часто приходится возвращаться к урокам прошлого и возможностям ненасильственных методов заново.

Соединённые Штаты Америки имеют богатую историю использования ненасильственных мер борьбы, которая может служить примером. Многие из наших движений за социальные реформы исповедовали отказ от насилия. Американская революция была задумана как план объединённых действий против притязаний Великобритании; в октябре 1774 года была созвана Континентальная ассоциация, состоявшая из делегатов от 13 колоний.

Программа, разработанная делегатами, предусматривала проведение экономического бойкота (отказ от потребления, импорта и экспорта товаров) и применение общественных санкций к тем, кто не способствовал оказанию давления на Англию с целью избавления от её финансового гнёта и незаконного управления судьбами колонистом. Эта кампания была, в основном, успешной и значительно ослабила власть английской короны над Америкой ещё до того, как события» в Лексингтоне и Конкорде послужили поводом для начала вооружённого конфликта.

Возможно, крупнейшим достижением цивилизации в 19-м веке была отмена рабства. Первые аболиционисты, принимавшие участие в строительстве подземной железной дороги и другие люди, чья деятельность значительно ускорила наступление перемен, которые затем охватили всю страну и мир в целом, использовали ненасильственные методы борьбы. Суфражистки, несгибаемые и, героические женщины, верные своей цели — достижению социальной справедливости, выбрали; тактику ненасильственной борьбы как лучшее средство найти общий язык со своими угнетателями, невзирая на опасность, которой многие из них зачастую подвергались.

В текущем столетии использование тактики ненасильственных методов ведения борьбы на рабочих местах сослужило хорошую службу трудящимся. Открыв такие способы уклонения от работы, как забастовки и экономические бойкоты, рабочие добивались прибавок в зарплате, улучшения условий работы, сокращения рабочей недели. Активисты борьбы за гражданские права использовали силу правдивого слова и ненасильственных действий в борьбе против несправедливости, расовой дискриминации и сегрегации, начиная с бойкота автобусов в Монтгомери в 1955 году. Несмотря на то, что против них применялись меры насилия, они не отказались от своих убеждений и освободились от страха и ненависти, обретя чувство силы коллектива и гордости за свои действия.

С 1960-х годов мы постоянно наблюдаем случаи использования ненасильственных методов борьбы антивоенными, антиядерными, экологическими и другими движениями за социальные перемены. Каждая из этих кампаний и акций углубляет наше понимание силы ненасилия в нашей борьбе за мир и социальную справедливость.

Зачем прибегать к ненасильственному гражданскому неповиновению?
Организация «Американские мирные испытания», АМИ («American Peace Test», APT) признаёт, что все крупнейшие из социальных движений за социальные перемены, которые достигали каких-либо успехов в США, широко использовали формы гражданского неповиновения. Различные формы гражданского неповиновения применялись во время Американской революции, движения за отмену рабства, организации коллективных действий трудящихся, движения за предоставление избирательных прав женщинам, движения за гражданские права, кампании с требованием положить конец войне во Вьетнаме, а также во время борьбы против строительства атомных электростанций. Ненасильственное гражданское неповиновение сыграло ведущую роль в построении более справедливого и миролюбивого общества в США и будет добиваться таких же успехов.

При правильном использовании ненасильственное гражданское неповиновение оказывает важное воздействие на ход политической акции, демонстрирует твёрдую приверженность достижению успеха. Оно освещает серьёзные морально-политические проблемы, укрепляет солидарность между членами движения и завоёвывает доверие и уважение общественности. Оно образует фонды развития и расширения движения. Оно принуждает политиков действовать. Оно воодушевляет организаторов движения и рядовых участников.

Местные активисты часто замечали большое несоответствие между огромной опасностью, которую представляет наращивание гонки вооружений, и относительной недостаточностью имеющихся политических средств для её обуздания. Часто мы буквально ошарашивали своих слушателей красноречием и живыми описаниями ужасов ядерной войны. Но когда люди спрашивали нас, что же можно сделать, наши ответы вызывали у них разочарование и неудовлетворённость.

Если ядерная гонка вооружений настолько опасна, насколько мы это представляем, если число человеческих жизней, поставленных на карту, настолько велико, насколько мы утверждаем, если опасность настолько же реальна, насколько мы говорим, следует использовать любое имеющееся в распоряжении политически эффективное и морально приемлемое средство для предотвращения войны. Успех прошлого опыта ненасильственного гражданского неповиновения вселяет в нас оптимизм по поводу действенности данного метода в борьбе за прекращение ядерной гонки вооружений.

Принципы ненасильственных действий организации «АМЕРИКАНСКИЕ МИРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ»
Для наиболее эффективного использования ненасильственных методов борьбы лидеры АМИ углублённо изучили опыт предыдущих движении, применявших подобные методы. Основываясь на данном изучении, а также на собственном опыте, мы разработали для нашей организации следующие принципы:

1. Все действия и тон разговора должны исключать применение насилия. Позиция, выражаемая словами, символами и действиями должна базироваться на искренности, любви и уважении ко всем людям.
2. Все члены организации должны пройти специальную подготовку по применению ненасильственных методов борьбы.
3. Запрещается порча любого имущества.
4. Все мероприятия должны проводиться открыто и публично. Тайных мероприятий быть не должно.
5. Ни один из участников движения не имеет права иметь при себе или употреблять наркотики или алкоголь.
6. Все члены организации должны осознавать возможные последствия своих действий в связи с имеющимся законодательством и не имеют права пытаться избежать этих последствий, если они не выходят за рамки существующего законодательства.
7. Каждый из участников движения обязан подчиняться указаниям центрального органа движения.

В случае серьёзных расхождений во взглядах участники добровольно покидают организацию.

Необходимость серьезного подхода к применению ненасилия
Активисты движений за мир и справедливость зачастую осложняют нашу и без того нелёгкую работу тем, что совершенно не умеют извлекать уроков из прошлого. Уделяя мало внимания ошибкам и испытаниям в нашем наследии, мы обрекаем себя на повторение старых ошибок. Мы также принижаем значение нелёгких побед, одержанных в прошлом, своим нежеланием или неспособностью учитывать опыт наших предшественников, доставшийся им в трудной борьбе, при организации нынешних кампаний. Вместо того, чтобы перенять опыт Мартина Лютера Кинга, мы вновь и вновь повторяем все его ошибки. Такое положение свидетельствует о неспособности сегодняшнего движения за мир признать важность тщательного обоснования теории ненасильственной борьбы как основы для проведения общественных кампаний с применением методов ненасильственной борьбы.

Возможно, кое-чему в этом плане можно поучиться у военных. Для выдвижения на руководящие посты офицерам необходимо знать о действиях генерала Ли в Геттисберге, генерала Роммеля в Африке, главнокомандующего Эйзенхауэра во время высадки союзных войск и т.д. И это логично. Тем не менее, активисты продолжают организовывать кампанию за кампанией, не имея понятия ни о том, как проводился бойкот автобусов в Монтгомери, ни о том, как суфражистки добились предоставления им избирательного права, ни даже о том, как удалось сместить президента Маркоса.

Кинг, Ганди и другие практики борьбы с насилием неоднократно подчёркивали важность всестороннего понимания теории и практики ненасилия. В течение долгих лет напряжённой борьбы они пришли к пониманию важности внимательного изучения предыдущего опыта борьбы. Нам не следовало бы пренебрегать их советами.
Настало время уяснить, что ненасилие — это больше, чем просто отсутствие насилия. Сам по себе факт, что мы не бросаем камни и не размахиваем дубинками, не означает, что мы исповедуем отказ от насилия. Он всего лишь означает, что мы не применяем насилия в данный момент, и в этом огромная разница.

К сожалению, термин «сатьяграха», применявшийся Ганди и пришедший к нам из санскрита, переведён на английский язык как «отказ от насилия». На самом деле этот термин можно перевести как «сила истины». Принятый английский перевод даёт этому слову отрицательное определение, подчёркивая, чем данное понятие не является, и не описывая, что же всё-таки подразумевает данное понятие.

Это может привести к возникновению различных спорных вопросов, поскольку люди могут использовать термин «отказ от насилия» в самом различном смысле. Поэтому, когда обнаруживается, что план действий, разработанный одними людьми, не совпадает с концепцией ненасильственных методов борьбы в понимании других людей, движение может зайти в тупик. В связи с этим следует вначале разработать рабочее определение ненасилия, а активисты движения должны полностью уяснить, что такое ненасилие в действии. Чем больше людей признает и правильно поймёт данное определение, тем легче будет вести борьбу.

Сказанное не подразумевает, что определение должно быть данным раз и навсегда. Понятие ненасильственной борьбы постоянно развивается, и различные группы могут оперировать отличными друг от друга, но по сути своей правильными определениями. По мере накопления опыта та или иная организация может изменить свои принципы ненасильственной борьбы. Но при этом необходимо, чтобы во всех организациях их активисты всегда имели единство взглядов в отношении данного вопроса.

По этой причине организация «Американские мирные испытания» разработала серию принципов ненасилия. Эти принципы не следует рассматривать как десять заповедей-запретов, которые каждый старается любым способом обойти, а, скорее, как теоретический фундамент, служащий основой для действий. Мы должны принимать такую тактику, которая логически вытекает из данных принципов. Нельзя принимать ту или иную тактику лишь потому, что эти принципы в явном виде её не исключают.
Важно также, чтобы все члены нашей организации и все участники мероприятий, организуемых нами, понимали значение ненасильственных методов борьбы. Для этого следует обучать их этим методам.

В то время как военные осознают всю важность обучения, активисты борьбы за мир относятся к обучению с недостаточным вниманием. Хотя общество учит нас отвечать на насилие насилием, со стороны военных было бы безрассудством посылать в бой людей, не имеющих достаточной подготовки. В то же время группы борьбы за мир часто посылают своих членов выполнять миссии, сопряжённые с какими-либо серьёзными конфликтными ситуациями, и ожидают, что несмотря на свою принадлежность к тому же обществу, люди сами приобретут умение действовать мирными средствами.

Очень уместно вспомнить здесь комментарий Джима Дугласа, организатора «Агапе», о том, что полиция действовала больше в духе ненасилия, чем противники Белого поезда во время блокады. Отряды полиции практически не применяли насилия по отношению к демонстрантам не обязательно потому, что они в данном случае были более миролюбивы. Дело в том, что в данном случае полицейские были просто лучше подготовлены к такой ситуации.

Ганди считал, что неудачи многих мероприятий, им организованных, объясняются тем, что их участники были недостаточно обучены. «Главная причина того, что кампания не сумела сохранить ненасильственный характер, — недостаточная подготовленность участников кампании.» Как история, так и наш собственный опыт заставляют нас верить, что обучение методам ненасильственной борьбы является важным элементом организации кампаний по борьбе за мир.

Почему мы делаем столь значительный упор на ненасильственные методы борьбы? Потому, что это самый эффективный, самый жизнеутверждающий и наиболее соответствующий цели наших усилий подход к ведению борьбы. Силы милитаризма располагают оружием. В их распоряжении — финансы. В их руках средства массовой информации, которые они могут использовать для достижения любых целей. Мы не сможем победить, действуя по их правилам. Мы должны разработать срой собственные правила. И это нам позволят сделать ненасильственные методы борьбы. Мы должны стойко придерживаться своих самых глубоких убеждений и не поддаваться соблазну лёгких побед или быстрого успеха.

Если эффективно использовать ненасильственные средства борьбы и умело их применять, они могут послужить весьма мощной силой. Итак, если рассматривать их как такую силу, мы должны стать настолько приверженными ненасильственным методам, насколько сторонники военных средств борьбы привержены насилию. Но где наши учебные центры? Где наш Уэст-Пойнт? Где наша атомная бомба, не приносящая жертв? Вообще возможны ли подобные вещи? Эти вопросы требуют того, чтобы мы сделали определённые выводы.
Если мы стремимся к миру и верим в возможность существования мира без войны, мы должны быть готовы продемонстрировать людям, что ненасильственные методы борьбы являются практическим средством для проведения социальных реформ и для разрешения социальных конфликтов. Наша неспособность добиться существенных изменений в жизни ненасильственным путём является наилучшим аргументом против наших утверждений о возможности существования мира без войн.

Нам необходимо учиться относиться к ненасильственным методам со всей серьёзностью. Мы должны стремиться к проведению кампаний, которыми движет «сила правды», а не к проведению политических демонстраций, которые кое-как обходятся без обстрела полицейских камнями.

Родственные группы
Родственные группы (РГ) служат основной планирующей и принимающей решения структурой для различного рода акций, включая подготовку ненасильственных действий и их осуществление. Каждая РГ обеспечивает свои собственные физические потребности и принимает все основные решения относительно своих действий, используя процесс консенсуса. Представители каждой РГ, называемые «спицами», встречаются на совете «спиц» для общения, координации и/или выработки совместных решений, а затем приносят эту скоординированную информацию или предложения назад в свои группы для окончательного обсуждения и одобрения.

РГ также служат источником поддержки своих членов и укрепляют их чувство солидарности. Они обеспечивают альтернативу чувству изолированности и обособленности от движения, которое возникает у личностей, работающих в одиночку. Вовлекая всех участников в общий круг знакомства, структура РГ таким образом снижает вероятность внедрения соглядатаев и провокаторов.

В РГ обычно входят от пяти до двадцати человек, которых свело вместе посещение семинаров по иеиасилию или связывают узы дружбы, соседства или совместной работы. Кроме того, РГ могут сосредотачиваться на таких специфических проблемах или интересах, как родительские чувства, связь ядерной энергии и оружия, принадлежность к одной церкви или неповиновение в тюрьме. РГ может организовываться только на время какой-либо акции, либо продолжать функционировать как действующая группа.

Контрольный список людей поддержки в родственных группах
Решающая роль в действиях принадлежит системе поддержки. Люди поддержки ответственны за то, чтобы быть всегда в поле зрения, включая контакты с внешним миром в случае ареста члена РГ. В их лице воплощена забота и беспокойство РГ о своих членах. Всем участникам необходимо видеть, что личности, принимающие участие в прямых ненасильственных действиях, не изолированы, не заброшены, не перегружены своими политическими заявлениями — и люди поддержки являются носителями этой необходимости.

За что отвечают люди поддержки перед акцией:
• Знать всех членов РГ в лицо и по имени.
• Знать необходимую медицинскую информацию о каждом участнике.
• Знать координаторов системы поддержки (если они есть).
• Знать вероятное место нахождения арестованных людей.
• Знать телефон организационного центра, чтобы держать в курсе организаторов.
• Удостовериться, что ваше имя, номер телефона, по которому вас можно найти, а также срок вашей работы в системе поддержки занесены в список данных вашей РГ.

Во время акции:
На местности:
• Передавать срочную информацию о себе и своих подопечных другим людям поддержки.
• Знать за какие действия людей могут арестовать, и за какие — нет.
• Хранить деньги, ключи, другие личные веши (включая удостоверение личности, если потребуется) участников.
• Иметь с собой много пищи для себя и для других: люди, только что отпущенные из тюрьмы, могут нуждаться в питании (объятия тоже необходимы).
• Убедитесь, что вы знаете, кто в контакте с каждым арестованным человеком: семья, сослуживцы, друзья, любимые и т.д.
• Возьмите бумагу и карандаш!
• Если начнутся аресты, запишите имя каждого, время и способ ареста, деятельность арестованного человека, обращение с ним арестовывавшего офицера (постарайтесь узнать номер его значка, особенно в сомнительных обстоятельствах). По крайней мере один человек из системы поддержки вашей РГ должен оставаться на месте ареста, пока не все участники вашей группы арестованы: по крайней мере один человек должен пойти туда, куда отвезли арестованных, как только первый член вашей группы арестован.

У здания суда (если арестованные оказались там):
Постарайтесь выяснить следующую информацию для каждого человека в вашей РГ:
1. Имя судьи или должностного лица.
2. Имя участника (прозвище, если это необходимо)
3. Обвинение
4. Приговор (не виновен, виновен, и т.д. )
5. Если признан виновным: какой приговор был вынесен.
6. Если не признал себя виновным;
— нужен ли залог, и какой;
— уплачен ли залог, или человек отпущен;
— дата, время и место суда;
— дальнейшая информация.
7. Если имеется защитник в судебном заседании, его/ее имя.
8. Любая другая относящаяся к делу информация.
Сообщите немедленно эту информацию в координационный центр.

После акции:
• Позвонить всем, кому необходимо, и сообщить о каждом арестованном.
• Быть готовым передать медикаменты в тюрьму или суд всем, кто в этом нуждается и проследить, чтобы их действительно передали.
• Своевременно информировать координационный центр: о людях в тюрьме, залоге и т.п.

Роли родственных групп
Члены каждой РГ должны взять на себя особые роли. Каждая роль выполняет функции, важные для группы в целом, такие как:
• «спицы», участвующие в совете «спиц»;
• люди, ответственные за контакты, телефонные и адресные списки;
• юридические «спицы», ведущие юридические дискуссии и передающие юридические стратегические решения другим РГ;
• человек, владеющий основными медицинскими навыками и имеющий набор первой помощи;
• примиритель, чувствующий динамику группы и имеющий навыки в разрешении конфликтов;
• «пресс-спица» — ответственный за контакт с прессой.

Во время любых актов гражданского неповиновения каждый член РГ выбирает для себя, рисковать ли ему арестом за блокирование, занятие помещений, сидячую забастовку и т.п. или действовать, как человек системы поддержки. В зависимости от обстоятельств, некоторые роли, перечисленные выше, лучше всего выполняются блокирующими, в то время как другие могут и должны быть выполнены поддерживающими.

Особые задачи для тех, кто рискует арестом, состоят в следующем:
• Обсудить возможную тактику перед акцией, принять или пересмотреть решение во время акции;
• знакомиться с юридическими аспектами, принять решение о личной юридической стратегии и рассказать о них остальным участникам РГ и акции;
• Провести личную подготовку, установить временные рамки, прояснить остающиеся спорными вопросы (такие, как неуплата за проезд), чтобы избежать дополнительных затрат и не усложнять проблем тюремной солидарности.
Необходимо, чтобы существовал, по крайней мере, один член группы, не рискующий быть арестованным и способный участвовать в системе поддержки в течение всей акции.

Перед акцией поддерживающие работают вместе со всей РГ, чтобы:
• составить список всех членов группы и личных потребностей каждого члена группы, которые могут быть арестованы (работа по дому, присмотр за детьми, звонок начальству, оплата счетов и т.п.). Убедитесь, что всё это будет обеспечено.
• обсудить временные рамки и стратегию. Нужно ли будет взять кого-нибудь потом на поруки, чтобы освободить из тюрьмы? Намерен ли кто-нибудь не называть свое имя?
• Убедиться, что у группы есть достаточно ресурсов для проведения акции: еды, перевозочных средств, денег, людей, выполняющих разные роли, доступа к телефонам. Обсудите возможные опасности.
• Убедитесь, что личные вещи помечены именем владельца или названием РГ. Составьте список основных предметов и номеров водительских прав. Поддерживающие должны иметь дубликаты ключей от машин, а также уметь водить машины, принадлежащие членам группы, участвующим в акции гражданского неповиновения.

Примирители
(Переложение из руководства по ненасилию «Группы действий Роки Флэтс»)
Из опыта множества демонстраций в прошлом было замечено, что эффективность ненасильственных акций значительно повышалась, если в них принимали участие люди с особыми навыками. Эти специальные участники, или примирители, исполняют особенную, ведущую роль в акции. Даже если вы решили не специализироваться в роли примирителя, вы можете оказаться в конфликтной ситуации, в которой навыки примирения будут очень полезны. Следовательно, вы, возможно, захотите прочесть следующую информацию относительно примирения. В ненасильственных акциях каждый является в некотором роде примирителем.

Примирители:
1. Устанавливают тон акции.
Они добиваются позитивной и утвердительной атмосферы, согревая теплым словом и помогая участникам, запевая песни и псалмы, а также обеспечивая необходимой информацией группу в целом.

2. Действуют, как связующее звено.
Они действуют и как важная личная связь между координаторами акции и участниками, и как внутренняя связующая система для самих координаторов.

3. Обеспечивают срочную медицинскую и юридическую помощь.
Примирители часто бывают первыми, кто оказывается на месте, где необходимо оказать срочную медицинскую или юридическую помощь. Они играют важную поддерживающую роль для людей, нуждающихся в помощи.

4. Поддержание внутренней самодисциплины во время акции.
Примирители проводят акцию большой группы людей, направляя их движение, уговаривая людей идти, а не бежать и обеспечивая информацией всю группу. Примирители также подготовлены для того, чтобы сдерживать конфликты между демонстрантами.

5. Действуют как посредники между властями и демонстрантами.
Очень важно иметь людей, подобных буферу, находящемуся между принуждаемыми законом служащими и рабочими и демонстрантами. Примирители помогают поддерживать ненасильственную самодисциплину демонстрантов и действуют как посредники в конфронтациях между властями и протестующими. Примирители несут первостепенную ответственность за участвующих в акции, но они должны быть готовы защитить законные власти, рабочих и неучаствующих от демонстрантов, если это необходимо.

Некоторые советы примирителям, которые могут помочь им в работе
1. Относитесь к людям тепло и дружелюбно, старайтесь помочь.
Тон демонстрации зависит от того, как вы отвечаете вашим собратьям-демонстрантам, полиции, прессе и рабочим.

2. Творчески подходите к проблемам.
Ненасилие не означает отсиживание в сторонке или отсутствие действия. Вы должны творчески подходить к своим попыткам вмешиваться и разрешать конфликты.

3. Будьте твёрдыми, но гибкими.
Если вы согласились быть примирителем, вы должны согласиться соблюдать принципы пенасилия во время демонстраций. Временами это означает толкать людей на то, чтобы они делали то, что они нe хотят делать. Стойко сохраняйте свою приверженность ненасилию и всемерно вдохновляйте других делать то же самое.

4. Будьте откровенны.
Обходитесь справедливо и честно с людьми, вовлечёнными в конфликт, независимо от того, что они сделали. Если вы не знаете ответа на что-нибудь, скажите об этом.

5. Будьте спокойными.
Очень редкий человек не впадает в ярость или в страх в стрессовой ситуации. Не думайте, что вы слабы, если у вас есть страхи. Чтобы быть примирителем, важно научиться контролировать свои чувства, постоянно помня об общей цели акции. Постарайтесь разобраться со своими страхами и гневом перед демонстрацией, а не во время неё.

6. Прощайте.
Подавите своё негодование из-за ошибок, которые вы теперь стараетесь исправить. Ганди говорил: «Ненавидьте грех, но любите грешника». Это относится как к конфликтам между демонстрантами, так и к конфликтам с полицией и рабочими.

7. Работайте единой командой.
Вы не должны делать всё сами. Используйте и полагайтесь на поддержку, которую вы можете получить от других примирителей, а также от своих собратьев демонстрантов.
8. Делайте свое дело.
Если вы чувствуете, что не можете исполнять особые задачи должным образом по каким-либо физическим, эмоциональным или моральным причинам, информируйте координатора примирителей, чтобы можно было найти человека вам на замену. Ничего нет позорного в том, чтобы сказать: «Нет, я не могу это делать».

Помните: Примирители обслуживают акцию. Вы не являетесь полицией ненасилия. Ваша сила основана на верности демонстрантов цели акции, принципам ненасилия, и людям, которые координируют акцию. Поддерживайте ваших собратьев активистов, а не отталкивайте их. Если вы видите, что какой-нибудь из примирителей злоупотребляет своей ролью, обсудите это с ними и, если необходимо, с другими примирителями.

Стратегии ненасильственного примирения
Для большей части примирителей, участвующих в трех видах примирительной деятельности:
1. Предупреждение конфликтов.
Примирителям следует быть настороже относительно потенциальных проблем и конфликтов и вмешиваться прежде, чем они возникнут. Предупреждение конфликтов включает установление позитивного тона и поиски решений потенциальных проблем с тем, чтобы, если конфликт действительно возникнет, его интенсивность была меньше предполагаемой.

2. Регулирование конфликта.
Этот вид действия имеет целью уменьшение физического и психологического ущерба, наносимого индивидууму и группе в результате конфликта во время демонстрации. Примирители, вовлеченные в регулирование конфликта не столько пытаются непременно разрешить конфликт, сколько стараются изолировать или ограничить его действие. Под эту категорию подпадают обычно пьяные, крикуны или люди с явными психическими нарушениями.

3. Разрешение конфликта.
В случае, если интенсивность конфликта отрегулирована таким образом, что резко уменьшилась возможность эскалации насилия, тогда примиритель может сконцентрироваться на разрешении дискутируемых проблем.

Ответ на насильственные конфликты
Поведение, обусловленное насилием, вовлекает людей в прямые физические конфликты. Многих из нас, живущих безопасной и удобной жизнью, пугает перспектива такого рода насилия. Хотя ненасильственная акция есть способ регулирования и уменьшения насилия до минимума, по крайней мере, со стороны активистов, это не гарантирует, что не будет причинён физический ущерб.

В том случае, когда возникает насилие или имеется его потенциальная возможность, наличествуют два центральных вопроса, которые должны быть рассмотрены при развёртывании ненасильственного ответа: 1) как индивидуум, которому причинён физический вред, отвечает нападающим, и 2) как должен реагировать наблюдатель, когда атакуют его друга или собрата.

Ответ личности на насилие. Когда рассматриваются вопросы нападения па личность, возникают две проблемы: 1) какой тип взаимоотношении можно установить с потенциальной или реальной нападающей стороной, и 2) что можно сделать, чтобы обеспечить максимальную физическую защиту во время нападения.
Взаимоотношения, которые устанавливаются между активистом и потенциальным нападающим, отличаются и от грубой атаки, и от продуктивной человеческой встречи. Существует несколько указаний, которые могут быть полезны для избежания открытого физического конфликта.

Построение взаимоотношений с оппонентом. Первой целью активиста, поставленного лицом к лицу с враждебным окружением, является установление хоть каких-то человеческих контактов с потенциальным нападающим. Осознание общей принадлежности к человеческому роду часто действительно контролирует интенсивность конфликта. Такого контакта можно достичь, применяя язык тела — держа руки открытыми и опушенными, приняв предупредительное, но не агрессивное положение, делая предостерегающие движения, поддерживая контакт глаз или, возможно, садясь на землю.
Если у вас есть шанс завязать разговор, полезно представиться и спросить у вашего противника его имя. Обнаружение чего-то общего между вами может помочь вам общаться, так как затушует конфликт и уменьшит поляризацию, которая предшествовала нарастанию конфликта.

Одним решающим действием, которое может предпринять активист, чтобы предотвратить применение рук в конфликте, является умение слушать. Разгневанные люди хотят, чтобы их выслушали и мнение оппонента изменилось. Если активисты могут продемонстрировать, что они слушают то, что говорится — «Скажи мне прямо, что ты думаешь о…» — то появится возможность удерживать конфликт на словесном, а не на физическом уровне. Другой краткий совет относительно слушания — рассерженным людям не нужно, чтобы с ними спорили. Когда они находятся во власти своих эмоций, они не способны слушать разумные доводы. Развёртывание с ними словесной баталии может привести только к нагнетанию конфликта. Признайте обоснованность их беспокойства, даже если вы не разделяете это. Рассерженные люди нуждаются в том, чтобы их выслушали и помогли словесно освободиться от переполняющих их чувств. Только после того, как гнев их частично уляжется, будет возможна рациональная дискуссия по этим вопросам.

Важной позицией в развитии такого рода помощи в разрешении конфликтов является то, что каждый человек, независимо от того, насколько вы с ним не согласны, несёт в себе добро и обладает частью правды. Тот факт, что ваш оппонент чувствует, что вы уважаете его, как личность, даже если вы не согласны с его идеями, может ограничить перерастание словесного конфликта в физический. Культивирование такой позиции может также помочь вам сохранять контроль над всеми своими чувствами и поддерживать вашу ненасильственную линию поведения.

Ответ на насилие по отношению к вам.
Временами, потому ли, что одна или обе стороны в конфликте теряют контроль, или потому, что одна сторона запланировала действовать насилием, физический конфликт все-таки возникает. Участники ненасильственной акции должны быть готовы ответить как на спонтанное, так и на организованное насилие.

Существует несколько ответов, которые может использовать жертва физической атаки. Один из способов — это просто остаться на месте и принять её на себя, сохраняя, насколько это возможно, мужество и гордость, и не делая попыток защититься. Уверяли, что во время индийской кампании гражданского неповиновения за национальное освобождение такой ответ, когда индивидуум мужественно принимал физическое нападение, совершенно выбивал из колеи атакующих. Ричард Грэгг, заметный теоретик ненасилия, назвал это эффектом «морального джиу-джитсу».

Второй ответ, также использованный во многих движениях за социальные перемены, включая камлании за гражданские права в США, это «черепаха». Это действие направлено на самозащиту. Руки сжаты поверх головы, локти удерживают голову в вертикальном положении, колени подтянуты к животу так, что форма человека напоминает мяч. Такая поза защищает голову, грудь, живот и гениталии. Это действие является последним ответом на акт насилия.

Ответ на насилие по отношению к другим:
Присутствие при насилии над другими может так же эмоционально опустошить человека, как и если он сам подвергается насилию. Тут нужно рассмотреть два особых обстоятельства относительно других, потому что они могут вызвать разные ответы. Вот эти два случая: 1) относительно неспровоцированное насилие причинённое какому-либо наблюдающему, но не принимающему участие в гражданском неповиновении, и 2) нападение на участника ненасильственного гражданского неповиновения.

В случае нападения на человека, не занятого в акции гражданского неповиновения, люди вокруг них могут захотеть вмешаться в качестве третьей стороны, чтобы не допустить причинения физического ущерба. Существует множество уровней и методов вмешательства, которые могут быть использованы.

Простейшим и наименее угрожающим вмешательством является присутствие. Уменьшить причиненный вред можно, если просто стоять и наблюдать за физическим конфликтом, так как люди вообще не любят, когда за ними наблюдают в то время, как они поступают жестоко. Присутствие телевизионной камеры или фотографа также может быть полезным.
Более активное вмешательство включает переговоры или с противником или с обеими сторонами в конфликте, во время которых уговаривают их „остыть», или предупреждают об усилении вмешательства — «Сюда идут пятеро других людей, которые разгонят вас».

Физическое вмешательство, когда третья сторона находится между атакующим и жертвой, является еще одним средством ответа на насилие. Естественно, при этом часть вмешивающихся должна быть готова принять на себя насилие, предназначенное жертве. Действительно, физическое вмешательство третьей стороны часто заставляет атакующего остановиться и вновь обдумать свои действия, но это может также и нагнетать обстановку, потому что противник убежден, что третья сторона является союзником жертвы и, таким образом, вторым объектом для нападения. Вмешательство должно проходить, насколько это возможно, без угроз, так, чтобы атакующий внезапно не почувствовал, что его «обложили».

Если это только возможно, вы не должны соприкасаться с людьми, участвующими в физическом насилии. Весьма вероятно, что такое действие послужит только нагнетанию конфликта, и вас также могут обвинить в нападении.

Люди, которые сознательно выбрали путь гражданского неповиновения, приняли решение рисковать подвергнуться насилию со стороны оппонентов, и поэтому они могут не захотеть, чтобы третья сторона вмешивалась в случае физического конфликта. Не говоря уже о том, что чрезвычайно трудно не вмешаться, когда бьют твоего хорошего друга или компаньона. Поэтому очень важно для участников акта гражданского неповиновения, во время которого имеется потенциальная возможность насилия, решить, как они будут себя вести в случае атаки.

Способы сохранить солидарность во время физического нападения включают молчаливую медитацию, слова ободрения и моральной поддержки, пение, общее пение псалмов, личные ритуалы или движения, или освобождение чувств — такое, как рыдания.

Руководство для примирителей
1. Ваша позиция должна быть позицией открытости, дружелюбия и уважения по отношению к должностным лицам и участникам. Примирители не являются чем-то вроде полиции, и это не возможность для проявления власти.
2. Независимо от того, что было провокацией, примирители не отвечают насилием.
3. Мы не обзываем оппонентов обидными именами, не делаем враждебные или угрожающие замечания или жесты и отговариваем участников от этого.
4. Мы стараемся как можно яснее разъяснить цель и значение наших акций.
5. Примирители должны работать в парах, и никогда не противостоять другим в одиночку.
6. Примирители не вступают в борьбу; они стараются избавить зрителей от опасности.
7. Примирители объясняют необходимость ввода в действие определённых правил поведения и вежливо принимают жалобы.
8. Примирители не дают вовлечь себя в ситуации с применением оружия, за исключением необходимости успокоить и изолировать зрителей. Власти немедленно поднимаются по тревоге.
9. Примирители пытаются отговорить людей, отошедших от места собрания, и поднимают по тревоге других примирителей, если видят подозрительное поведение.
10. Примирители пытаются отговорить активных участников от вступления в споры с крикунами.
11. Примирители всегда настороже в потенциально тревожных местах. Настораживают других примирителей в развивающейся ситуации, и всегда готовы изолировать зрителей.
12. Примирители не берут на себя никакую другую ответственность в то время, как они «на посту» примирителя, (включая заботу о детях, несение символов и знамен, работу за столом, распространение литературы и т.д.).
13. Если необходимо оставить участок, за который они ответственны, примирители извещают об этом своего лидера.
14. Помните, что возбужденная толпа чрезвычайно чувствительна к предложениям — как к хорошим, так и к плохим. Спокойствие влияет на других. Примирители никогда не бегут. В случае беспорядков уговаривают людей вокруг себя протестовать ненасильственно — или путём сидячей забастовки, или принимая ненасильственную защитную позицию, или спокойно проходя мимо опасности.

Advertisements
Запись опубликована в рубрике Наше кредо с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s