Современное антивоенное движение

Война не есть ответ

Современное антивоенное движение

Александр Григорьев

Источник: Григорьев А. Мир и борьба за мир // Washington ProFile — 17 июня 2006 года — №53 (682).

Современное антивоенное движение — достаточно сложное и многоплановое явление. Оно объединяет самые разные группы и группировки, которые исповедуют иногда совершенно разные «символы веры».

К примеру, к числу пацифистов относятся столь разные движения, как леворадикалы (отвергают религию и большой бизнес), крупные бизнесмены (не переваривают взгляды радикалов), некоторые номинации христиан (протестуют против некоторых направлений в науке) и серьезные ученые (эту науку защищающие). Одни из них выступают за тотальное запрещение оружия и роспуск армий, другие — за запрет войн, третьи — за ликвидацию определенных видов вооружений, а четвертые — лишь за неучастие их страны в военных действиях.

Впрочем, все пацифисты негативно относятся к оружию массового уничтожения, а некоторые из них с подозрением смотрят на новые технологии (например, на нанотехнологии), опасаясь, что в будущем их развитие сделает возможным устраивать значительно более кровопролитные и разрушительные войны.

Одна из проблем пацифистов носит смысловой характер: понятие «мир», за достижение которого они борются, невероятно широко и многогранно. Под миром можно понимать лишь отсутствие войны. Однако многие антивоенные структуры подразумевают под этим также и достижение социальной справедливости, борьбу за сохранение окружающей среды, компромисс между адептами различных религий и т.д. — это вызывает неизбежные противоречия.

Ситуацию осложняет и то, что кроме пацифистов, слово «мир» (вкладывая в него свои смыслы) любят использовать и люди, которых «идеологические» борцы за мир не выносят. К примеру, Каспар Уайнбергер (Caspar Weinberger), министр обороны в администрации президента Рональда Рейгана (Ronald Reagan), был одним из яростных сторонников увеличения военного бюджета США и начала программы «Стратегической оборонной инициативы» (Strategic Defense Initiative), более известной, как программа «звездных войн». Однако свои мемуары Уайнбергер назвал «Борьба за мир» (Fighting For Peace). В свою очередь, Джеймс Вулси (James Woolsey), возглавлявший еще одну крайне нелюбимую пацифистами структуру — ЦРУ (CIA), озаглавил свою книгу «Защищая мир и свободу» (Defending Peace and Freedom).

Борцы за мир числят в своем активе ряд достижений. К примеру, Сесилия Линч (Cecelia Lynch), автор исследования «Движение за мир в период между войнами в мировой политике» (Beyond Appeasement: Interpreting Interwar Peace Movements in World Politics), отмечает что предтеча ООН — Лига Наций — была создана, в частности, после активных действий пацифистов Европы и Северной Америки, опасавшихся повторения Первой Мировой войны. ООН действовала и действует в тесном контакте с антивоенными организациями. Советско-американским переговорам о сокращении стратегических ядерных вооружений, которые начались в 1970 году, предшествовали два десятилетия массовых демонстраций протеста.

Вероятно, наибольшего размаха мировое движение борцов за мир достигало в деле предотвращения ядерной войны. Показательны опросы общественного мнения, проведенные в США в 1945 году, которые приводит историк Лоренс Витннер (Lawrence Wittner), автор книги «Антивоенные движения и политические культуры» (Peace Movement and Political Cultures). В августе 1945 года, через несколько дней после ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, 85% американцев одобрили это решение — лишь 10% были против. Уже в сентябре 1945 года 85% американцев были убеждены, что в случае начала Третьей Мировой войны ядерное оружие может уничтожить человеческую цивилизацию, поэтому от этого оружия стоит либо отказаться, либо максимально ограничить размеры ядерных арсеналов. Лидерами антиядерного движения стали многие известные ученые, в том числе Альберт Эйнштейн (Albert Einstein), а также религиозные лидеры.

В различных странах мира пацифисты действовали с разным успехом. После ввода советских войск в Венгрию и Чехословакию были разогнаны действовавшие там антивоенные организации. В те же годы первая антивоенная группа, возникшая в Турции, была практически немедленно запрещена (подобное происходило в Турции после каждого военного переворота). В Австралии антиядерное движение поставило перед собой цель улучшить советско-американские отношения и таким образом уменьшить риск ядерной войны — австралийские спецслужбы в скором времени выявили в их рядах агентов советской разведки.

Показательно, что в конце 1940-х годов власти СССР и социалистических стран, а также близкие к ним коммунистические партии, взяли на вооружение борьбу с атомной бомбой и только что созданным блоком НАТО (NATO). К примеру, в 1948 году в Варшаве состоялся первый Всемирный Конгресс интеллектуалов за мир, а год спустя в Париже под предводительством французских коммунистов прошел Всемирный Конгресс Мира.

Кроме социалистических стран, просоветские и прокоммунистические организации пацифистов приобрели особое влияние во Франции и Канаде — в иных странах Европы и Америки «ортодоксальные пацифисты» отнеслись к ним с недоверием. В последующие десятилетия антиядерные группы, в ряде случаев связанные с СССР, достигли значительного влияния в Великобритании и Западной Германии. СССР поддерживал деятельность Всемирного Совета Мира, который большинство исследователей считают не более, чем отделом советского МИДа. При этом группы пацифистов, действовавшие в СССР и социалистических странах, которые призывали к активизации мирных переговоров с Западом (точно такая же программа была и у западных борцов за мир, которых СССР поддерживал), действовали подпольно и преследовались властями.

Пик активности антиядерных организаций пришелся на 1970-середину 1980-х годов. Однако масштабные акции проводились и впоследствии. К примеру, в 1995 году пацифисты и экологисты из организации International Peace Bureau объявили бойкот Франции в знак протеста против проводимых этой страной ядерных испытаний в Полинезии. Жертвами бойкота стали французские товары, продававшиеся в иных странах, особенно пострадали вина. Франция вначале сократила число ядерных испытаний, а в 1998 году отказалась от их проведения.

Борцы за мир неизбежно сталкиваются с серьезными моральными проблемами, когда они попадают на политическую авансцену. К примеру, перед началом войны с Ираком ряд видных интеллектуалов, выступавших против войны, демонстративно посетили Саддама Хусейна. Они утверждали, что таким образом выражают поддержку не репрессивному режиму, который уничтожил десятки тысяч собственных граждан и начал две войны, а иракскому народу.

Однако подобные аргументы убеждали далеко не всех. Подобные действия борцов за мир имели прецеденты. В начале 1940-х годов в США продолжали существовать пацифистские группы, которые настаивали на невмешательстве США в войну в Европе. Однако по мере того, как становилось известно о зверствах нацистов, сторонников невмешательства в европейские дела становилось все меньше и меньше, а антивоенное движение смирилось с мыслью, что в ряде случаев война является меньшим злом, чем мир.

Во многих иных случаях пацифисты оказывались разобщенными, поскольку они по-разному оценивали причины и последствия тех или иных событий. К примеру, так произошло после ввода советских войск в Афганистан. Иногда борцы за мир преуспевали на политической сцене — так, например, с их активной помощью в Германии возникла мощная Зеленая Партия.

Ныне различные движения борцов за мир преследуют различные цели. Некоторые из них концентрируются на мирном решении отдельных конфликтов (к примеру, израильско-палестинского), другие выступают за предотвращение войн и этнических конфликтов, третьи — связывают борьбу за мир с борьбой против глобализации. Они способны объединиться лишь тогда, когда в мире происходят экстраординарные события — последним из них стало вторжение в Ирак

ФАКТ ДНЯ
Имидж США. За прошедший год имидж США в мире ухудшился, а военное присутствие США в Ираке воспринимается как серьезная угроза международной безопасности. Эти выводы были сделаны исследовательским центром Pew Global Attitudes Project, который провел опросы в 15 странах, в том числе и России.

Ныне 43% россиян позитивно относятся к США (в 2005 году — 52%, в 2000 году — 37%). Аналогичные чувства по отношению к Соединенным Штатам испытывают 63% японцев, 62% нигерийцев, по 56% британцев и индусов, 47% китайцев, 39% французов, 37% немцев, по 30% египтян и индонезийцев, 27% пакистанцев, 23% испанцев, 15% иорданцев и 12% турок. Во всех этих странах отношение к США ухудшилось по сравнению с 2005 годом.

Опрошенным также было предложено назвать международные кризисы, которые представляют наибольшую угрозу миру. Выбор можно было сделать из четырех кризисов: «Ядерная программа Ирана», «США в Ираке», «Ракетные и ядерные программы Северной Кореи» и «Израильско-палестинский конфликт».

Большинство американцев проголосовали следующим образом: «Иран» — 46% голосов, «Израиль и Палестина» — 43%, «Северная Корея» — 34%, «США в Ираке» — 33% (можно было выбрать 1-2 варианта ответа, поэтому общее число голосов превышает 100%).
Однако мнение жителей США не совпадает с мнением остального мира. К примеру, в России на первое место поставили «США в Ираке» (45%), далее — «Израиль-Палестина» (41%), «Иран» (20%) и «Северная Корея» (10%). Действия США в Ираке также считают главной проблемой международной безопасности большинство опрошенных во Франции, Испании, Турции, Пакистане, Индии и Китае.

Иранский кризис поставили во главу угла лишь в Германии, при этом кризис «Израиль-Палестина» набрал одинаковое с «Ираном» количество голосов. Израильско-палестинский конфликт считают главной угрозой мировому спокойствию большинство жителей Великобритании, Испании, Индонезии, Египта, Иордании и Нигерии. Северная Корея вызывает наибольшее беспокойство лишь у жителей Японии.

ПИСНИКИ И ВЕЛИКАЯ УТОПИЯ
Антивоенное движение в США имеет давние традиции и является важной частью политической культуры страны. В американский сленг вошло даже специальное слово, обозначающее убежденного борца за мир — «писник» (peacenik), образованное путем слияния английского слова peace (мир) и русского суффикса «ик».

Первые антивоенные демонстрации в США прошли во время Войны за независимость. Тогда примерно треть жителей североамериканских колоний была настроена на сотрудничество с Великобританией и протестовала против военных действий, проводимых сторонниками независимости. Результатов это не дало: британские войска потерпели поражение, а США обрели независимость. В 1848 году началась война между США и Мексикой. Формально США помогли англоязычному населению Техаса, которое вело партизанскую войну против мексиканской армии. Американские пацифисты, в их числе был известный писатель Генри Торо (Henry Thoreau), считали, что эта война является колониальной и захватнической.

Зато в 1898 году правительство США получило поддержку подавляющего большинства населения страны во время войны с Испанией. Это имело несколько причин. Во-первых, формальным поводом для начала военных действий стал взрыв военного корабля США в гавани Гаваны (тогда испанской колонии). Во-вторых, Сенат и Конгресс декларировали, что начинают военные действия для помощи кубинцам и филиппинцам в борьбе за свободу и независимость от Испании — жители США сочувствовали борцам с колонизаторами. В-третьих, американские протестанты приняли близко к сердцу заявление президента США Уильяма Маккинли (William McKinley), который заявил, что США должны аннексировать Филиппины, чтобы «образовывать и христианизировать местных жителей». Впрочем, это заявление Маккинли вызвало волну критики, в том числе со стороны известного писателя Марка Твена (Mark Twain).

Первые организации борцов за мир, сформировавшиеся к тому времени в США, были весьма разнообразными. Среди них были антиимпериалисты (к ним, в частности принадлежал магнат Эндрю Карнеги (Andrew Carnegie), религиозные пацифисты, сторонники политики изоляционизма (главная идея заключается в том, что США не должны вмешиваться в дела других стран, сосредоточившись исключительно на решении внутренних проблем), а также люди, которые считали, что мир во всем мире может быть достигнут лишь путем создания мирового правительства.

Серьезное влияние антивоенное движение США приобрело во время Первой мировой войны. Причина была проста: в массе своей американцы не желали принимать участия в европейской войне. Вудро Вилсон (Woodrow Wilson) победил на президентских выборах, используя лозунг: «Он удержал нас вне войны» (He kept us out of war). Уровень поддержки пацифистской политики Вильсона со стороны американцев был невероятно высок. Однако США все-таки вступили в войну после того, как германские подводные лодки потопили несколько американских пассажирских судов. Но даже после вступления в войну, пацифисты собирали огромные демонстрации на улицах американских городов. Пацифистское движение стало основой для образования влиятельнейшей ныне правозащитной организации Американский союз за гражданские права (American Civil Liberties Union).

Известна только одна большая война, во время которой американские антивоенные активисты не приобретали массовых симпатий. После внезапной атаки японской авиации на базу американского флота в Перл — Харборе, общественное мнение США было настроено единодушно. При полной поддержке общества президент США Франклин Рузвельт (Franklin Roosevelt) объявил войну Японии.

В 1948 году была сформирована Прогрессивная партия (Progressive Party), которая некоторое время была «политическим крылом» разнообразных борцов за мир. В 1948 году прогрессисты выставили своих кандидатов на президентских выборах: они выступали за умиротворение СССР, запрет ядерного оружия, отказ от проведения «Плана Маршалла». На выборах 1948 года за кандидатов прогрессистов проголосовали 1 млн. американцев. Однако партия просуществовала лишь до 1955 года. К этому времени Холодная война набрала обороты, и идея умиротворения СССР перестала вызывать малейшие симпатии в США.

Колоссальное воздействие на антивоенное движение США оказала война во Вьетнаме. К пацифистам присоединились недавно образовавшиеся молодежные группы, в частности, хиппи, которые серьезно повлияли на стратегию и тактику проведения пацифистских акций. Большинство исследователей сходятся в том, что именно эта война стала причиной глобального роста движения «новых левых» и радикализации кампусов западных университетов.

Стивен Моррис (Stephen J. Morris), научный сотрудник Университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University’s Paul H. Nitze School of Advanced International Studies), отмечает, что с конца 1960-х годов в США дебаты о вьетнамской войне приобрели крайне нездоровый характер: на дискуссиях левые радикалы выступали за победу коммунизма во всем мире и приветствовали поражения войск США и их союзников. Именно во время войны во Вьетнаме антивоенные манифестации стали насильственными и сопровождались погромами и драками с полицией (в одном случае демонстрация студентов была расстреляна). Впервые за историю США пацифисты смогли повлиять на моральный дух воевавших солдат. Военнослужащие США перестали испытывать уверенность в том, что участвуют в правом деле и после возвращения домой не столкнутся с презрением со стороны соседей и знакомых.

Именно в конце 1960-х годов к антивоенным движениям впервые примкнули знаменитости, например, кинозвезда Джейн Фонда (Jane Fonda) и умеренные политики, например, Роберт Кеннеди (Robert Kennedy). В числе американцев, выступавших против войны, оказались и люди, которые стали лидерами США через несколько десятилетий. К примеру, будущий президент США Билл Клинтон (Bill Clinton) уехал в Великобританию, чтобы не попасть на военную службу. А в числе активистов антивоенного движения числился будущий сенатор и кандидат в президенты США Джон Керри (John Kerry) (проиграл выборы в 2004 году), который был одним из лидеров организации «Ветераны Вьетнама против войны» (Vietnam Veterans Against the War).

Историк Мелвин Смол (Melvin Small) считает, что антивоенное движение значительно повлияло на политику США. После массовых демонстраций протеста, прошедших в 1967 году, перед Пентагоном президент Линдон Джонсон (Lyndon Johnson) организовал пропагандистскую кампанию, в рамках которой американцам рассказывали о том, как успешно идут боевые действия. Однако после этого Северный Вьетнам и южновьетнамские партизаны провели ряд крупномасштабных наступательных операций, после чего доверие к Белому Дому упало до минимума — американцы почувствовали себя обманутыми.

Борцы за мир использовали и иные методы. К примеру, в 1960-е годы группа левых интеллектуалов-пацифистов The Weather Underground, протестовавших против войны во Вьетнаме, пыталась получить доступ к химическому и биологическому оружию, хранящемуся в арсеналах США. Полученное оружие предполагалось использовать для шантажа государственных структур. Группа была разгромлена агентами ФБР (FBI).

Деятельность пацифистов стала одной из причин, почему в 1969 году США в одностороннем порядке приняли решение прекратить разработку и производство биологического оружия. Президент Ричард Никсон (Richard Nixon) счел, что его производство и хранение слишком опасно.

Историк Тодд Гитлин (Todd Gitlin), автор книги «Интеллектуалы и флаг» (The Intellectuals and the Flag), отмечает, что сила пацифистов одновременно была и их слабостью. К 1969 году антивоенные организации стали непопулярными в США. Проведенный в это время службой Gallup опрос показал, что 77% американцев не поддерживали антивоенные демонстрации, которые тогда достигли пика своей массовости. Причиной был подчеркнутый антиамериканизм борцов за мир и их симпатии к коммунистам.

Аналогичные проблемы имеет и современное антивоенное движение, выступающее против войны в Ираке. На организованных им манифестациях, лозунги о немедленном выводе войск из Ирака сопровождают и призывы к поддержке «Хамаса», уничтожению Всемирного Банка (World Bank), борьбе с мировым империализмом, защите прав нелегальных иммигрантов и пр.

В 1970-1980-е годы американские пацифисты выступали, прежде всего, за предотвращение ядерной войны, ограничение влияния военно-промышленного комплекса и увеличение военного бюджета США. Очень часто антивоенное движение могло влиять на внешнюю политику США. Давление пацифистов стало одной из причин, по которой президент Рональд Рейган (Ronald Reagan) отказался от проведения «политики силы» в Центральной Америке.

«Религиозная составляющая» борьбы за мир в США менялась в различные эпохи. К примеру, большинство религиозных лидеров США поддерживали жестокую войну на Филиппинах (проходила в конце 19-начале 20-го века). В эпоху Вьетнамской войны религиозные круги, представлявшие практически все конфессии и номинации, наоборот, были крайне активны в борьбе за мир. За десятилетия, прошедшие после окончания Вьетнамской войны, религиозные круги США в значительной степени сместились вправо — особенно заметно это проявилось в заключительное десятилетие Холодной войны.

Американские церкви не видели смысла бороться за мир с Советским Союзом, который воспринимался не просто, как атеистическое, но как репрессивное государство, преследующее верующих. Война в Ираке стала началом ренессанса религиозного пацифизма — особенно активны здесь католики. Вэн Госс (Van Gosse), преподаватель истории в колледже Franklin & Marshall College, основатель организации «Историки против войны» (Historians Against the War), придерживается иного мнения. Он отмечает, что впервые за несколько десятилетий разномастные антивоенные организации США смогли объединиться в широкую коалицию под названием «Объединившиеся в борьбе за мир и справедливость» (United for Peace and Justice), которая организовала ряд общенациональных акций протеста против войны в Ираке.

Показательно, что многие лидеры этой структуры начали заниматься антивоенной деятельностью в 1960-е годы. Чарльз Хоулетт (Charles Howlett), автор антологии «История Американского Движения за Мир» (History of the American Peace Movement 1890-2000: The Emergence of a New Scholarly Discipline), отмечает, что ныне пацифисты выступают не только и не столько за мир. Их главной целью является построение «идеальной демократии», поскольку лишь она способна избавить мир от войны — фактически, это новая реинкарнация сторонников Великой Утопии.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Наше кредо с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s