Отступление в христианстве как условие явления антихриста

Глобальная власть денег

Отступление в христианстве как условие явления антихриста.

Гололоб Г.А.

Об антихристе, который, согласно многим библейским пророчествам, должен явиться в конце времен, написано столько, что пора бы теологам всех христианских церквей и конфессий поумерить здесь свой пыл — слишком большая честь для этой личности. Тем не менее, самое важное знать об этой личности нужно по той причине, что Библия предсказывает не только то, что он станет главой всемирного правительства, но и то, что начнет преследование подлинных христиан. Каким-то образом к этому его «явлению» нам нужно быть готовыми, несмотря на учение диспенсационалистов о довеликоскорбном восхищении Церкви на небо. Возможно, данные рассуждения помогут нам сделать это, чтобы его приход не застал нас врасплох. Актуальность данной темы возрастает, если вспомнить, что мы уже вплотную приблизились к последним событиям мировой истории.

Рождение данного толкования
Вопрос о будущих событиях в христианском богословии настолько запутан, что многие думающие люди стараются его просто избегать. Нечто подобное было и с автором этих строк, пока он не столкнулся с возможностью нового толкования такого очевидного признака Второго Пришествия Христа как явление антихриста. В целом мои представления об эсхатологии, претерпевшие целый ряд метаморфоз, я не считаю движением по кругу, поскольку они вывели меня именно на данное толкование чисто интуитивным путем. Сопоставляя его с библейскими данными, я понял, что оно имеет наилучшие шансы для того, чтобы быть принятым всей христианской богословской мыслью.

Текстом Писания, сыгравшим ведущую роль в появлении данного толкования, явился единственный эсхатологический пассаж об антихристе, приведенный апостолом Павлом и записанный в его Втором послании к фессалоникийцам. Важно отметить, что эти слова были написаны до появления не только евангельских бесед Христа о будущем времени, но и первых упоминаний об антихристе в Первом послании апостола Иоанна и, тем более, о загадочных зверях книги Откровение. Если не считать ветхозаветных пророков, чье свидетельство о последнем времени было достаточно ограниченным и фрагментарным, это было первое новозаветное указание на эту таинственную личность. Лишь позже ей было приписано имя, сокрытое под числовым значением знаменитых «трех шестерок», которое собственно для самих получателей книги Откровение не было тайной.

Я с определенной степенью сомнения отнесся к ведущим толкованиям этого текста Писания, считая его смысл выше моих слабых познаний в этой области — слабых не из-за недостатка толкований, а из-за недостатка самой библейской информации, по крайней мере, в ее очевидном виде. Это состояние дел продолжалось бы и впредь, если бы мне по долгу служения не пришлось преподавать Эсхатологию в одном из региональных учебных центров Черкащины. Чтобы не быть дилетантом в этой области и, наконец, лично для себя определить единственно верную позицию, я взялся за изучение этого вопроса, заблаговременно вооружившись т.н. «лезвием Оккама» (слишком уж далеко идущие выводы предлагали существующие комментарии, не замечая отсутствия достаточных оснований — не только библейских или богословских, но и исторических). В деталях же эсхатологических событий вообще было трудно разобраться, поскольку в некоторой подаче они представляли собой слишком пеструю смесь не вполне согласованных между собой явлений.

Когда я подошел к своему открытию, я уже был сторонником духовного понимания Тысячелетнего царства, как всего периода существования Церкви, деления книги Откровения на повторяющиеся с различными вариациями и дополнениями фрагменты, идеи воскресения верных (из Откр. 20) как аллегории на духовное возрождение, времени восхищения Церкви в конце Великой скорби и почти одновременного ее возвращения на землю и т.п. Впрочем, этот типично амилленаристский взгляд был дополнен диспенсационалистской идеей о кардинальном различии между эрами закона и благодати и постмилленаристским представлением о морально осоляющем воздействии Церкви Христа на секулярное общество. Никакая из этих идей не была чисто моим изобретением, а представила собой определенную комбинацию из уже существующих.

Мои убеждения были таковы: у Бога есть только один избранный народ, истинный Израиль. Это Церковь, куда входят люди всех национальностей и в первую очередь евреи. Бог не обязан исполнять им плотские обетования, поскольку те были лишь прообразами духовных. Отсюда царство Мессии уже наступило и присутствует в духовной, а не политической миссии Его Церкви в этом мире. Политический характер Израиля несовместим с духовным характером Церкви. Идея об отсрочке исполнения политических обетований для Израиля является надуманной. Отсрочен срок Суда и Прихода Христа, но не плотских обетований. Ни сейчас, ни впредь Бог не будет возвращаться к закону, или к восстановлению Израиля. Образование государства Израиль не имеет прямого отношения к его обращению к Богу и тем более к Христу. Израиль восстановлен во Христе и вне Его является погибшей нацией. Лишь в правление антихриста евреи в своем большинстве обратятся, но не просто к Богу, а именно к Христу, Которого отвергали до этого времени. Суд будет одним. Воскресение умерших тоже. Искусственное усложнение этого вопроса диспенсационалистами неоправданно.

Читая свой курс по Эсхатологии, я уже стал было свыкаться с той мыслью, что данное толкование последних событий, представляющее собой плод моих долгих размышлений на эту тему, собственно уже нечем дополнить. И вот однажды мне в голову пришла мысль, которую я не связываю с каким-либо размышлением над этой темой, совсем переставшей меня хоть как-нибудь волновать. Неожиданно я задал себе вопрос: «Если я живу в последнее время, тогда почему я не могу предугадать признаки пришествия антихриста, претендующего на роль мирового правителя?» Вместо того, чтобы искать многочисленные косвенные признаки его явления в Библии, я решил связать достаточно известные его основные признаки с реалиями самой современности. Очевидно, что поиски ответа на этот вопрос привели меня к такому современному политическому явлению, как глобализм.

Действительно, лучшего кандидата на роль антихриста не имеет сегодня никто кроме главы всемирного правительства, продвигаемого всеми правдами и неправдами современными глобалистами. Поскольку же сама идея глобализации кроме проблемы сохранения общепланетарной экологии была замешана на создании сомнительной в христианском отношении идеи «нового мирового порядка» с тотальной слежкой за убеждениями граждан и единой всемирной финансовой системой, я без особого труда установил связь, существующую между глобализмом и Вавилонской блудницей, торгующей всем, включая и души людские (Откр. 18:13). Этот взгляд я высказал в одной из своих статей, добавив к нему соответствующее (разумеется, духовное) толкование числа имени «зверя». Мне показалось, что теперь-то уж точно всю эту тему можно было спокойно закрыть, однако меня ждало здесь новое разочарование: я подошел вплотную к пониманию не только глобалистского содержания всей миссии антихриста, но и некоторых других особенностей последнего времени.

Здесь я и столкнулся с необходимостью нового понимания вышеотмеченного эсхатологического текста апостола Павла, которым мне, конечно же, надо было не оканчивать свое исследование данного вопроса, а с которого его начинать — 2 Фес. 2:1-10. Первое, на что я обратил внимание в этом тексте, было то, что приход антихриста фактически совпадет с великим отступлением среди христиан последних дней. Конечно, в самой идее такого отступления у меня никогда не было никаких сомнений, но на этот раз возникло совершенно новое предположение о том, что это отступление будет полным, а не частичным, как я думал до этого (см. Откр. 11:7; 13:7; 18:24; ср. Дан. 7:21).

Здесь мне следует внести сравнительно большую ясность в эту мысль. Я имею здесь в виду тот факт, что к моменту «явления» антихриста — Церковь Христова практически станет уже неизвестной для молодого поколения людей. Нет, она не поднимется в воздух для встречи с Христом на небесах и не войдет в Тысячелетнее царство, как учат премилленаристы. Она лишь примет мученический венец, т.е. подвергнется истребляющему диктату антихриста. Только теперь мне стало ясно, почему Вавилонская блудница «упоена была (глагол совершенного действия) кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых» (Откр. 17:6; ср. Откр. 18:24).

Конечно, прежде чем озвучить свое открытие, мне предстояло еще расправиться с некоторыми сомнениями и возражениями разделяемой пока лишь только мною точке зрения. Я не сомневался в том, что аллегорическим образом понятая «тысяча лет» сковывания сатаны (Откр. 20:1-3) началась с торжества Христа над миром демонов и продолжится до конца последних дней. Этот взгляд я уже успешно защитил от двух наиболее важных обвинений: первое состояло в том, что сатана сейчас не похож на скованного, а второе — что до Голгофской Жертвы мир не был более подверженным оккультизму, чем сейчас.

На первое возражение я привел несколько цитат о том, что Христос нанес сатане и его духам решительное поражение (см. напр. 1 Ин. 3:8; Кол. 2:15; Евр. 2:14), лишив его удобной возможности употребления закона или Божьей справедливости против грешных людей. Конечно, мне могут возразить следующим: «Если сатана сейчас скован, почему этого не видно?» Во-первых, это сковывание имеет духовный смысл: сатана лишился возможности запугивать верующих грехами, которые теперь имеют прощение во Христе. Во-вторых, он скован лишь по сравнению с тем состоянием, когда он будет выпущен на волю. А это состояние будет намного худшим, чем было до того, как он был скован.

Если посмотреть в прошлое, то до Рождения Христа дьявол держал во тьме оккультизма не только простых людей, но и образованных, богатых и правителей. С Рождением Христа и проявлением чудодейственной силы Им и Его апостолами люди поняли, что оккультизм не имеет такой власти, которую он себе приписывал, и таким образом хватка сатаны ослабла. Но освобождение сатаны в последние дни вернет ему возможность соблазнять всех людей на земле, включая и тех, кто совершенно не верит в его существование. Тогда будут явлены им такие чудеса, что начнут соблазняться даже избранные.

Поэтому важно понять, в каком смысле Писание описывает заключение сатаны в бездну? Когда он выйдет из него, то будет искушать всю вселенную как чудодейственным, так и политическим образом. Да, как еще ему иначе удастся искусить весь мир, включая и самого Израиля? Такой свободы действия у сатаны мы пока не наблюдаем. Некоторые люди вообще отрицают существование дьявола, настолько он сейчас скрытно искушает. Тогда же в его силе никто не будет сомневаться. Да, и как можно будет принять его власть, не веря в его существование? Поэтому сатана в обычном смысле этого слова сейчас не связан, но связан лишь в смысле чудодейственном и всемирно административном. В то время оккультизм
станет официальной политикой мирового правительства. И в этом состоит
вся разница.

Хотя нам и мало известно, насколько оккультная власть до Прихода Христа в этот мир была слабее или сильнее, чем после, все же, когда читаешь о том, что до наступления этого времени Божьи пророки четыреста лет молчали, а весь мир лежал в сетях грубого идолопоклонства, не трудно поверить в сравнительно больший духовный мрак того времени, чем последующего. Очевидно, Христос принес свет в этот мир, который в конце времен будет на некоторое время нарушен последним восстанием сатаны и его слуг (в данном случае его образ отождествляется с антихристом, а Армагеддонская битва — с антихристовыми репрессиями).

Новым было для меня то, что эту сковавшую сатану «цепь» можно было теперь уподобить загадочному «удерживающему» из данного послания Павла, хотя в двадцатой главе Откровения представлена общеисторическая панорама битвы сатаны с Богом, лишь повторяющая собой всемирные притязания антихриста. Очевидно, земная часть этой вселенской борьбы будет иметь свое продолжение на небе. Поэтому Армагеддонская битва представляет собой скорее не эсхатологическое, а внеисторическое событие. Судя по тому, что здесь будет орудовать сам сатана, а не его ставленник из людей; она должна вестись на небе, хотя и изображена в земном обличии (см. «город возлюбленный»). В любом случае, необходимость удержания Церкви при антихристе требовалась также и при общем обозрении истории спасения, представленном в начале двадцатой главы.

Конечно, не обошлось и без сомнений. Первым возражением оказался естественный встречный вопрос: «А с кем же будет бороться антихрист, если верных Богу людей уже не будет на земле?» Иными словами, если «удерживать» власть антихриста должна будет церковь, а ее к этому времени подвергнут репрессиям, тогда это необходимо означает, что она должна принять мученичество до указанного явления «беззаконника» в качестве антипода Христа. Неужели антихрист убьет всех истинных верующих до того, как явится в качестве противника Божьего? Конечно, жертвы будут, но неужели в своем полном и окончательном виде?

Здесь важно учесть три оговорки. Первая состоит в том, что весь период мирового правления антихриста будет состоять из двух равных частей (по три с половиной года каждая), в которых он будет действовать по-разному. В первой части своей общемировой политической деятельности он будет бороться с верующими при помощи хитрости, а не откровенных репрессий, которые начнутся лишь с началом второй половины этого времени («седмины»). Вторая оговорка связана с первой: удержание не позволит антихристу преследовать христиан до его «откровения», но позволит делать это после наступления этого события. И, наконец, третья говорит в том, что свидетельство Церкви в мире прекратится в случае ареста Божьих людей, но не в случае их поголовного истребления. Получается, что антихрист будет преследовать истинных верующих как до своего «явления», так и после этого события, но в первом случае они будут преследуемы под хитрым предлогом «всеобщих возмутителей», тогда как во втором — они уже будут не только вне закона, но и лишатся какого-либо влияния на общество.

Вторым возражением предложенной мною теории был вопрос о том, что отступление в церкви Христа не равнозначно ее полному уничтожению, т.е. возможно отступление будет протекать без уничтожения верных Богу людей. Это возражение означает собственно то, что отступление должно быть частичным, а не полным, поскольку антихрист непременно подвигнет отступников на преследование верных Богу людей. Конечно, какое-то время отступление будет частичным, так что в составе Церкви Христовой будут одновременно и верные, и неверные ее члены. Тем не менее, полностью позволит антихристу действовать именно полное отступление, когда верные Богу люди будут совершенно репрессированы (либо убиты, либо посажены в тюрьмы).

Одним словом, антихрист не сможет действовать во всей своей силе и неприкрытом зле, если на свободе останется хоть один верный свидетель Бога и обличитель дьявола. Это значит, что приход антихриста к власти следует отличать от его «явления» в качестве главного Божьего противника в последние дни. Это два разных, хотя и взаимосвязанных друг с другом события. Охладевшая в начале видимая Церковь Христа создаст благоприятные условия лишь для прихода антихриста к мировой власти, но «явиться» ему в качестве богопротивника позволит лишь ее полное отступление.

Данной точке зрения можно было возразить еще и таким образом: «Почему именно Церкви последних дней Бог судил пройти Великую скорбь?» Это якобы больше, чем терпели
все остальные христиане. На этот вопрос ответить оказалось совсем нетрудно: потому что нам многое дано, ведь мы стоим на плечах гигантов, прошедших перед нами и предоставившим нам такие уроки, которых не имели все предыдущие поколения христиан. Получается, от нас много требуется по той причине, что нам много вверено (см. Лк. 12:48).

Антагонизм христианского свидетельства и власти антихриста
Теперь от общих замечаний нам следует обратиться к доказательствам нашего представления о трагическом для христианской церкви характере последних событий. Павел безусловно знал учение Христа о последних днях, в котором было место также и отступлению в народе Божьем (Мф. 24:9-13; ср. 1 Тим. 4:1). Сам Христос мог иметь в виду пророчество Даниила о таком же отступлении в конце человеческой истории (Дан. 8:23; 11:32-35; 12:10). Проследить более древние источники этого представления затруднительно, поскольку ранние пророчества характеризуются значительно большей примитивностью и меньшей степенью детализации, как более поздние.

Ничего удивительного нет в том, что по мере увеличения гонений народ Божий разделится на верных, колеблющихся и неверных. Вся новизна нашего взгляда состоит в том, что отступление будет иметь не только всеобщий, но и полный характер. Это значит, что гонения на христиан последнего времени будут настолько жестокими, что верными из них окажется очень малое число. Их антихрист отправит в тюрьмы и позже замучит до смерти, а остальные, в лучшем случае, займут молчаливую позицию, в худшем — будут поддерживать его правление. Первые будут оказывать верным некоторую помощь (см. подать чашку холодной воды), вторые не будут делать и этого. Одним словом, Церковь последних дней будет церковью одних мучеников.

О том, что видимая церковь последних дней окажется в духовно плачевном состоянии, учили многие отцы Церкви разных времен и совсем недавно дарбисты, но в учении последних Церковь Христову просто требовалось унизить перед лицом возвышения Израиля. Это унижение состояло в том, что ей была отведена не ведущая, а второстепенная роль в истории спасения, которая в последние дни должна была создать для Израиля то, с чем во все остальное время она (Церковь) фактически боролась (исключительность еврейской нации, возрождение института жертвоприношений, восстановление храмового служения и т.п.).

Разумеется, нас такое объяснение не устраивает, поскольку после того, как Церковь продемонстрировала преимущества духовных благословений Бога, предоставленных Им даром и всем людям без какого-либо различия, по отношению к материальным, недопустимо верить в возвращение ветхозаветной диспенсации даже по отношению к одному лишь Израилю. Бог не может благословить Церковь духовным образом, а Израиль плотским, поскольку у Него есть только один народ, приготовленный Им для получения духовных обетований через посредство плотских, имевших временный или переходной характер.

Жертва Христа сделала невозможным для Израиля исполнение всех ветхозаветных обетований в сугубо материальном виде. Все обетования Ветхого Завета Новый Завет сделал духовными и большей частью уже осуществившимися во Христе Иисусе. Однако в интересующем нас моменте дарбисты оказались правы: видимую Церковь Христа, в которую будут входить верующие различных (но, к сожалению, не всех) христианских вероисповеданий, во времена правления антихриста ждет не просто отступление, но и тяжелые репрессии. При этом видна следующая закономерность: чем слабее церковь, тем сильнее сатана, и наоборот. Поэтому нам следует рассмотреть вопрос о том, как церковь может сдерживать силы зла в этом мире.

Первое, о чем говорит нам текст 2 Фес. 2:1-10 — это то, что отступление в христианстве произойдет прежде «откровения» (не прихода) антихриста. Нам было бы легче воспринять прямо противоположный порядок — вначале явление антихриста, потом отступление церкви, естественно возникшее под сильным политическим давлением. Однако Павел здесь фактически говорит о хитром обольщении Церкви, имеющем место еще до того, как на нее начнутся настоящие гонения. Действительно, как много сегодня христиан верят в то, что настоящим отступлением от Бога будет являться их «невинная» привязанность к богатству, или что в духовном смысле все люди уже пропечатаны печатью, символизирующей присягание на верность кто кому: верные Богу, неверные — антихристу?

Здесь проявится хитрая стратегия антихриста, который вначале попытается хитростью привлечь на свою сторону всех людей и духовно небодрствующих христиан, и только затем развернет сильные репрессии против всех недовольных его правлением. Таким образом, получается, что отступление христиан от Бога начнется еще до разворачивания преследований со стороны власти антихриста, что фактически совпадет с моментом его откровения во всей его богоборческой (как политической, так и чудотворной) силе. Стало быть, современные христиане проглядели первую стадию их обольщения сатаной, состоящую в поклонении идолу власти и богатства.

Здесь мы вполне можем проследить наличие определенной связи нашего времени со временем апостола Павла. Фессалоникийцы были встревожены ложной проповедью о том, что День Господень уже наступил, а они ничего об этом не знают. Павел поспешил их заверить в том, что ожидаемого отступления в христианстве как условия явления антихриста еще не наступило, поэтому их беспокойство излишне. В отличие от современной, Ранняя Церковь опасалась богатства как одного из самых сильных соблазнов. Другим, не менее опасным соблазном, для нее был властолюбие и использование насилия для решения различных споров.

Кроме того, Павел ссылается на то, что фессалоникийцы прекрасно знают того, кто является «удерживающим» и является противником антихристу. Это были они сами с их верностью Божественному учению, поскольку только его в реальности боится сатана и его слуги. А если даже фессалоникийцы могли знать это, то и для современных христиан смысл этого слова не должен оставаться загадкой. Таким образом, самым очевидным и простым объяснением того, кого мог подразумевать Павел под «удерживающим» антихриста, является Церковь.

Когда Римская империя стала христианской, некоторые богословы попытались увидеть в этом тексте под «удерживающим» римскую (христианскую) власть, однако данное толкование весьма спорно, поскольку во времена Павла эта власть не была еще христианской. Но, может быть, он говорил об этом пророчески? И это объяснение маловероятно, поскольку Павел ссылается на то, что сами фессалоникийцы прекрасно знают «удерживающего». Если бы это высказывание было у Павла пророчеством, тогда ему об этом следовало сказать особо, чтобы еще сильнее не запутать своих читателей. Поэтому данные толкования нам кажутся сомнительными, побуждая оставить в силе наше основное предположение.

Удерживающая зло способность Церкви
Очевидно, фессалоникийцы были достаточно осведомлены с Писанием Ветхого Завета, где неоднократно говорилось о том, что обладало способностью удерживать силы зла от их проявления. Самым первым таким свидетельством является разговор Авраама с Богом по поводу возможности истребления нечестивых содомлян и дальнейшей судьбы Лота (Быт. 18:23-33). Ходатайство Авраама к Богу за своего племянника самым невообразимым образом переходит в ходатайство за всех жителей этого города. Вместо того, чтобы просто отделить верных от неверных, Авраам призывает Бога помиловать грешных только на том основании, что в городе будет найдено определенное число праведников.

Авраам попробовал узнать, скольких праведников будет достаточно для того, чтобы из-за них можно было спасти всех остальных. Конечно, Авраам хотел склонить Бога к помилованию всего города из-за одного семейства Лота, который безусловно назван праведным. Однако Господь остановился на числе десять и перестал разговаривать с патриархом. И что это значило? Это значило то, что Бог мог помиловать нечестивый город при наличии в нем лишь десяти праведников, подобных Лоту. Если допустить, что Содом в те дни насчитывал не более пяти тысяч человек, тогда число в десять праведников — слишком мелкая величина, чтобы быть сопоставимой со всей громадной силой зла.

Кроме этого указания о некотором удержании учил Иисус Христос, когда говорил о том, что верующие в этом мире являются «светом» и «солью» (Мф. 5:13-16). Как известно, основное значение соли в древние времена — сохранение мяса от разложения. С этим использованием соли был знаком каждый еврей и другой житель жарких стран Востока. Но Христос в другом Евангелии (Мк. 9:50) делает важное добавление: «имейте в себе соль и мир имейте между собою». Что же это было, как не свидетельство (словом и жизнью), которого было достаточно для удержания зла в каком-то терпимом его состоянии или виде (ср. 1 Тим. 3:7). Возможно это сравнение и имел в виду Павел, когда писал об «удерживающем», способном сохранить разлагающийся от зла мир в каких-то допустимых пределах его грешного существования.

Третьим доказательством существования удерживающей зло силы христианского свидетельства говорил апостол Павел, когда призывал их молиться за неверующее правительство тех стран, в которых они жили, «чтобы вести им жизнь тихую и безмятежную» (1 Тим. 2:1-4). Если молитвы христиан необходимы для поддержания неверующего общества в спокойствии, значит они являются разновидностью некоторого удержания в нем сил зла. Разумеется, молитвы христиан удерживают небесные силы тьмы, разжигающие между людьми распри и ненависть и тем самым сеющие раздоры, конфликты и войны.

И, наконец, об определенном удержании свидетельствует нам книга Откровение или Апокалипсис, где утверждается, что сатана или «древний змей» будет заключен в некую темницу (бездну) на «тысячу лет», после чего будет выпущен на свободу, чтобы сразиться с Богом в последней битве, носящей имя Армагеддонской (Откр. 20:1-3). Сторонники буквального понимания Тысячелетнего царства ожидают исполнения этого «пророчества», однако, судя по специфике изложения последних событий в книге Откровения, здесь речь идет о духовном, а потому уже пришедшем на землю царстве Христа, ожидающем последней битвы с сатаной и последующей передачи себя Христом Иисусом Богу-Отцу.

Судя по тому, что ни Лот, ни тем более живущие в новозаветной диспенсации последователи Христа в своей борьбе со злом не могли рассчитывать на использование политических средств достижения своих целей, нам остается признать, что сила верующих состоит лишь в их смелом свидетельстве о правде и полном уповании на Господа (2 Кор. 10:4; Еф. 6:12; Откр. 12:11). С приходом Христа в наш мир данное свидетельство о правде было дополнено свидетельством о любви Бога ко всем людям, предлагающим им прощение и милость на новых условиях — без каких-либо дел. Поэтому христиане начали смело учить о любви (Божьей и своей) к врагам, с помощью которой приступили к «покорению вере» всего мира.

Эта сила влияния была настолько мощной, что превзошла силу оружия, с помощью которого в основном проходила последующая евангелизация европейских (и не только) народов. Однако в самом начале христианской веры крест Христов распространялся в мире без содействия меча. И именно в этих местах были созданы самые крепкие и верные Богу христианские общины (например, в Британии). Но, когда в четвертом веке церковь вступила в преступный союз с государством, использующим насилие, она перестала влиять на общество положительным образом. Поэтому сегодня, в конце человеческой истории верующим предстоит возродить учение о силе морального влияния христианского мировоззрения на секулярный мир, чтобы быть в состоянии удерживать безбожную власть антихриста.

Если бы влияние христиан на мир было политическим, тогда бы в этом воздействии не было бы ничего удивительного. Однако Бог призывает завоевывать мир путем проповеди о любви и мире, который верующие призваны не только носить в себе, но и распространять вокруг себя. А коль избежать этого влияния мир не в силах, будет происходить его либо укоренение во зле, либо сдача на милость Христу. Это значит, что человечество последнего времени будет подведено до такой черты, когда ему придется выбирать быть на стороне зла или добра. До того времени, как антихрист не начнет травлю верующих в прессе, многие люди будут выбирать добро, но в какой-то момент человеческой истории он выйдет на мировую арену и начнет свою политическую борьбу с христианством. Вот тогда люди начнут изменять своим убеждениям, а вместе с ними начнется отступление и в среде христиан.

Получается, истинная Церковь Христова должна будет в политическом отношении не только лишена силы и победы, но и терпеть поражение. Впрочем, это не отразится на ее духовном положении отрицательным образом, поскольку агитация и преследование только закалят ее.
До тех пор, пока эта Церковь будет хранить и распространять в мире свидетельство Христово о любви ко всем людям и о необходимости их покаяния, она будет силой, препятствующей приходу и, особенно, откровению безбожной сути власти антихриста. Когда же она по допущению Божьему будет лишена этой возможности, антихрист объявит не о своем приходе в мир политики, а о своем восстании против Бога и Его людей.

Однако рядом с нею будет находиться и другая церковь, носящая такое же имя, но преследующая сугубо политические цели в этом мире. Вот эта церковь будет процветать и доказывать всем, что именно она является подлинной церковью Христа. Однако политический престиж этой лжецеркви будет сильно противоречить ее духовному состоянию из-за того, что она будет служить власти антихриста. Фактически, эта церковь будет куплена антихристом, который взамен на послушание предложит ей право обладания богатством и властью в этом мире. Эта ложная церковь представлена в Апокалипсисе в образе лжепророка. Как видим, никаких видимых печатей антихрист никому не будет ставить, поскольку они проставляются в сердцах самим фактом отступления неверных христиан от Бога. В противном случае нужно понимать буквальным образом также и «печати», проставляемые на челах избранных (Откр. 7:3)

Заключение
Среди большого количества эсхатологических текстов Писания следует выделить наиболее важные, которые могут служить верными ключами для понимания всех остальных, не столь очевидных и понятных. Среди таких знаковых признаков антихриста мы можем указать два ниже следующих: 1) всемирное господство (не только политическое или экономическое, но и финансовое); 2) борьба с христианским учением (преследование верных верующих и поддержка неверных). Сопоставление бесспорных библейских данных о последних событиях с реалиями современной жизни позволяют нам сделать смелое заключение, состоящее в том, что будущий антихрист «явится» в качестве врага Божьего лишь вследствие полного отступления от Бога видимой церкви. Для истинных же христиан, которые выступят с его разоблачением, настанут очень тяжелые времена (см. «пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, дополнят число»), что требует от них определенной подготовки для должного перенесения этих трагических событий. Вместо того, чтобы ожидать с неба Христа для того, чтобы оставить эту землю, верующим последнего времени следует готовиться к серьезным испытаниям, чтобы быть способными устоять в них.

Упоминаемый Павлом «удерживающий» вполне может быть уподоблен «тысячелетнему» заключению сатаны, которое будет осуществлено ангелом, «сходящим с неба и имеющим ключ от бездны». Скорее всего этого ангела (см. Откр. 1:1) следует отождествить с «Ангелом Господним», под которым в Ветхом Завете выступал Иисус Христос (впрочем, в Септуагинте был утерян оригинальный смысл слова «Яхве», поэтому Марии с благовещением явился не тот «Ангел Господень», который известен нам из Ветхого Завета). Поскольку слово «ангел» в переводе означает «посланец», вполне можно понять, что наиболее ответственные поручения Бога мог выполнить лишь Иисус Христос (например, только Он мог быть настоящим и единственным посредником между Богом и людьми даже в области откровения, хотя у Бога были и другие посредники, например, ангелы или пророки).

Из данного толкования следует некоторая параллель, существующая между «удерживающим» власть антихриста и «цепью», удерживающей сатану в течение «тысячи лет», хотя эта параллель относится к разным событиям. В обоих образах следует понимать одну и ту же Церковь Христову, которую, разумеется, следует отличать от неверной официальной церкви, носящей то же имя. Это значит, что верующие последних дней не обязаны просто ожидать того момента, когда будет взят от земли (зачем?) «удерживающий» зло Дух Святой или теоретически понимаемое правоверное государство. Это значит, что явление сатаны произойдет тем быстрее, чем меньшей активностью будет обладать истинная Церковь Христа. И хотя остановить полностью антихриста сможет лишь явление Христа, Его Церковь не останется совершенно безучастной к этому событию. Прежде, нежели она воссядет на троне по правую руку от Христа, ей предстоит перенести большие страдания (см. «Великая скорбь»), в которых она должна проявить свою полную лояльность по отношению к своему Господу.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Наше кредо с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s