Самая загадочная глава в Ветхом Завете

Евнух царицы Кандакии

Самая загадочная глава Ветхого Завета

Гололоб Г.А.

Наиболее уязвимым местом в христианском богословии является проблема гармонизации двух заветов — Ветхого и Нового. Эта проблема состоит в том, что Новый Завет излагает такой способ оправдания человека перед Богом, который лишь с трудом (а вернее, лишь в виде отдельных намеков) можно обнаружить в текстах Ветхого Завета. Апостол Павел называл данное положение «тайной благовествования» (см. Рим. 14:24; Еф. 1:9; 3:9; 6:19; Кол. 1:26-27; 4:3). Эта тайна заключалась в двух вещах: спасение предназначено не только для евреев, но и для язычников; и спасение было предназначено не только для праведников, но и для грешников.

Последнее обстоятельство играло ведущую роль, почему Господь наш Иисус начал Свои проповеди о наступлении Царства Божьего именно с этой вести. По понятиям евреев, к их грехам Бог обязан был быть более снисходительным, чем к грехам язычников. Однако Иисус предпочел спрашивать больше с того, кто получил больше Божьей заботы, так что евреи оказались виновнее язычников. Конечно, христиане разрешают эту проблему не только тем, что ссылаются на ветхозаветные пророчества, но и тем, как они их толкуют. Об этом мы и намерены поговорить в данной статье.

Великая загадка пророка Исаии.
Многих прозелитов всегда привлекал Иерусалим, древний центр еврейского монотеизма. По праздникам туда съезжалось столько паломников, что пройти негде было. Самым важным праздником, когда в Иерусалиме собиралось такое количество людей, была Пасха. В одну из них этот город посетил вельможа эфиопской царицы, имя которого, к сожалению, до нас не дошло. Он приехал не только посмотреть на величественный храм, расстроенный Иродом, но и вникал в смысл Священного Писания, что было еще одной достопримечательностью еврейской нации. И в этот раз, поскольку он неоднократно приезжал в Иерусалим на поклонение, город был переполнен слухами о явлении Мессии, которого римляне распяли два года назад в канун праздника Пасхи. В народе говорят, что многие уверовали в этого Мессию и считают, что его смерть была угодна Богу. Но это уже было слишком!

С такими (невеселыми) думами возвращался вельможа домой, сидя в колеснице. Чтобы скоротать время, он решил во время пути почитать книгу пророка Исаии. И, прежде всего, его интересовало в ней такое место Писания, которое считалось самым загадочным даже для самых искушенных в богословии книжников. Речь идет о пятьдесят третьей главе пророка Исаии, которая пророческим языком под именем «Слуги Божьего» описывала страдания какого-то человека. До начала сорок девятой главы этой книги речь шла об Израиле, но после ст. 5 на сцену вышла какая-то загадочная личность, на которую в пятьдесят третьей главе Бог возложил грехи всего Израиля.

Кто же это был? Можно было бы предположить, что это был «верный остаток» Израиля, тогда становилось непонятным, причем здесь погребение и другие детали, применимые лишь к одной личности? Если же это был Мессия, тогда почему он должен был пережить страдание, погребение и смерть. Очевидно, такой образ Мессии вряд ли походил на верховного властителя, которого ожидали евреи. Неудивительно, что раввины говорили о том, что для исполнения этого пророчества нужен не один, а два Мессии. Кто это был и почему он должен был страдать — над этим как раз и размышлял вельможа, сидя в своей колеснице.

В это время дня (из-за большой жары) никто не путешествовал по дороге, ведущей из Иерусалима в Газу, но вельможа хотел возвратиться домой своевременно и потому был вынужден ехать теперь по совершенно пустынной дороге. Это его угнетало еще больше. Где же этот Бог, Который не может послать ему здесь прохожего, чтобы составить ему компанию и заодно научить его понимать Писание? Вот тогда бы он смог поверить в Него всей душой. Конечно, он верил в Единого Бога давно, но стать полноправным членом израильского общества не мог, поскольку был евнухом. Вот и оставалось ему лишь посещать Иерусалим по праздникам, чтобы хоть таким образом поклоняться Богу Живому.

Неожиданно его размышления прервал бодрый голос: «Разумеешь ли, что читаешь?» Кто это позволяет себе так высокомерно разговаривать в вельможей такого ранга? Перед ним стоял какой-то еврей и улыбался. Эта улыбка обезоружила царского сановника и он сразу же вспомнил свой ропот на Бога по поводу своего одиночества. Потому его ответ был полон смирения: «Как могу знать, если меня кто-либо не научит?» И тут же предложил взойти в колесницу. Не прошло много времени — и вельможа понял, что этим загадочным персонажем из книги пророка Исаии и был тот самый новоявленный Мессия, Которого два года назад распяли римляне. А распяли не потому, что Он пытался захватить трон Пилата, а потому что проповедовал религию любви и всепрощения, включая и наших врагов. Оказывается, Мессия должен был пострадать и умереть, приняв на Себя грехи не только Израиля, но и всего мира. Получается, что даже это пророчество Исаии было лишь частичным Откровением воли Божьей. Для его понимания не хватало ключа, который неожиданно был найден только теперь, с приходом на землю Мессии.

Важно обратить внимание на те стихи, которые озадачили вельможу больше всех остальных, хотя до последующих он, видимо, просто не успел добраться. Его мучило содержание не стихов 5 и 6, которые говорили о страданиях и смерти Мессии, но стихов 7 и 8, которые говорили о нечто другом: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст своих… как овца, веден он был на заклание…» Вельможа, прекрасно знающий, что такое власть, тем более Богом обещанного Мессии, никак не мог понять безропотное поведение этого Страдальца перед лицом перенесенных Им оскорблений и унижений.

Да, он слышал, что ессеи практиковали пацифизм, но чтобы последний имел хоть какое-либо отношение к самому Мессии, этому не учили даже они. Этот пацифистский образ Мессии никак не вкладывался в его сознание. Временно Бог мог терпеть зло, но чтобы это зло одолевало Божьего Помазанника — это было немыслимо. «Безгласное» и «добровольное» перенесение Им страданий (ср. Ис. 42:2-3; 50:5-6) требовало своего объяснения. И это при все том, что суду (да еще и религиозному) подвергся совершенно Невинный Человек (ст. 8, ср. ст. 9).

Получив истолкование этого трудного библейского отрывка, вельможа вдруг пожелал тут же принять крещение. Не говоря ни слова (в оригинале нет ст. 37), Филипп — так звали незнакомца — преподал ему крещение, тем самым приняв во вселенскую церковь Христа первого язычника. Нам неизвестно, почему в Нубии (совр. Судан), откуда был родом этот человек, не образовалась (или была образована, но затем исчезла) христианская церковь, но африканский континент удосужился стать первым миссионерским полем такого благовестника Христова, каким был Филипп, несший диаконское служение в Иерусалимской церкви. И, хотя об этом событии, вскоре забыли, евангелист Лука постарался упомянуть его, чтобы показать, как первоначально распространялась истина о спасении во Христе всех людей и народов. Она распространялась по велению Духа Святого и без единого организационного центра, т.е. спонтанно.

Но продолжим чтение этой главы, чтобы понять, что это — в сущности новозаветный текст, находящийся внутри ветхозаветного свидетельства. Пророк Исаия восклицает: «все мы блуждали как овцы». Это — роспись в собственном бессилии и неспособности заслужить себе спасение. «К злодям причтен» — Мессия висел на кресте, обвиненный по политической статье, хотя сам обвинитель знал, что это было не так. Но Христос не только «был к злодеям» причтен, Он еще «за преступников сделался ходатаем». А это уже прямой намек на новозаветный пацифизм, поскольку обычно преступников предают суду, а не ходатайству. В реальности эти слова сбылись в молитве Христа на кресте: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают». Поэтому и сказано, что «не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему», потому что «Господу было угодно поразить Его». Все это (ср. «муж скорбей») сбылось в новозаветном Иисусе Христе, родившемся в хлеву, скитавшемся без дома и распятого между разбойниками. С другой стороны, «нет в Нем величия» — именно того, которого обычно ищут люди, т.е. основанного на гордости. Напротив, Его скромность вызывает самую высокую симпатию. Поэтому Он не просто пострадал несправедливо, но и не ответил злом на зло.

Самым трудным для толкования местом 53-й главы книги пророка Исаии являются слова: «Но род Его кто изъяснит?» Одними исследователями считалось, что они говорят о том, что Мессия не оставил после Себя потомков, поскольку умрет в сравнительно раннем возрасте. Другие утверждали, что здесь идет речь о Его предвечном происхождении. Однако на наш взгляд слово «род» (ср. Мф. 17:21) имеет и значение «вид» или «характер». Именно этот образ Его поведения кто может изъяснить? Этот вопрос был трудным для самого Исаии, который и сам не знал на него ответа в споре со своими оппонентами. Можно только представить себе их насмешки именно по поводу данного пророчества, поскольку евреи не признавали невинности страдающих людей.

И лишь теперь мы можем приоткрыть завесу над этой тайной, понимая под «родом» образ пассивного непротивления Мессии. Ведь кто мог только помыслить себе страдающего Мессию (см. 52:15-53:3), а о непротивлении этому (причем несправедливому) страданию вообще говорить не приходится. Вот этот «род» не только самого унижения, но и безропотного принятия этого унижения в то время изъяснить никто не мог. Поэтому до Прихода Христа в мир это поведение Мессии оставалось для всех израильтян «тайной». Теперь же мы знаем, что Бог любви не способен к использованию насилия в качестве средства распространения Своей истины. Поэтому Чарльз Тейлор писал: «Если любая истина навязывается насильно, тогда никакие перемены не впрок» (Tayler, 1985, v. 1, Р. 385), включая и зло.

Вопрос: «Что недостает мне, чтобы принять крещение?» очень важен в смысле понимания условий, на которых человек становится христианином и на этом основании принимается в члены Церкви Христовой. Хотя евангелист Лука, приведший всю эту историю в книге «Деяния апостолов», не описал эти условия, о них мы знаем из других книг Нового Завета. Их два: покаяние и вера (Мк. 1:15; Деян. 20:21). Присутствовали ли эти условия в жизни вельможи? Конечно. Он мог бы возгордиться, когда его размышления прервал какой-то прохожий и заявить: «Как ты смеешь беспокоить меня, казначея всех богатств Эфиопии?» Нет, этот человек обладал скромностью. Владея огромным богатством, он легко мог бы добиться того, чтобы его окрестили по еврейскому обряду, однако он этого не сделал. Да, и сам этот вопрос «Что еще мне следует сделать, чтобы креститься?» выдает в нем кроткого человека, открытого для покаяния перед Богом. Разве не мог он подобно Нееману сказать: «Почему я должен принимать крещение здесь, в этом вонючем вади?» Однако он был готов на все, чтобы исполнить эту заповедь Божью. О вере вельможи нет нужды говорить, поскольку она очевидна.

Итак, эта история описывает нам, как был крещен первый язычник. Она показывает собой, как распространялось учение Христа по миру. Сколько этих Филиппов находили таких же, как этот вельможа, грешников — великих и малых — и вручали им Божье предложение спасения, и люди охотно (см. «с радостью») принимали его. Мгновенность обращения вельможи объясняется тем, что его сердце давно уже было готово принять истину Божью, но не имело такой возможности. Почему Бог послал ему на встречу Своего слугу, причем по вдохновению и под водительством Духа Святого. Сегодня мы также должны оглянуться вокруг себя и с помощью Духа Святого обнаружить рядом нуждающееся в Боге сердце. Кто бы ни был этот человек, мы обязаны протянуть ему руку общения и предложить самый драгоценный дар Бога — прощение грехов в Крови Его Сына Иисуса Христа.

Исполнение ветхозаветных пророчеств.
Апостол Павел постоянно обращал особое внимание на то, что тезис о спасении всех людей по их личной вере не является его личным изобретением, но предсказан пророками, однако использовал он эти пророчества нетрадиционным образом (подр. см. Хейз Р. Отголоски Писания в Посланиях Павла. Черкассы: Коллоквиум, 2011). В частности в Послании к римлянам, посвященном теме спасения во Христе, он пятьдесят один раз цитирует ветхозаветные тексты, включая и выдержки из книги пророка Исаии (см. напр. Ис. 49:6; 51:5; 52:10). Здесь мы обнаруживаем много цитат, которые он использовал для обоснования своего тезиса о прощении грехов всем людям Жертвенной Смертью Иисуса Христа, но из пятьдесят третьей главы им был использован лишь первый стих, упомянутый в тексте Рим. 10:16.

Почему же Павел не воспользовался этой главой из книги пророка Исаии, когда она наилучшим образом доказывает его тезис? Как это ни парадоксально звучит, он не использовал ее как раз по той причине, что она и так была хорошо известна евреям в этом своем качестве. Неудивительно, что другие новозаветные авторы охотно цитировали эту главу (ср. Ис. 53:1 и Ин. 12:38; Ис. 53:4 и Мф. 8:17; Ис. 53:9 и 1 Пет. 2:22; Ис. 53:12 и Лк. 22:37), и этого не мог не знать Павел. Одним словом, этот апологет христианской доктрины предпочел предоставить своим оппонентам другие свидетельства Писания кроме наиболее очевидного, представленного в этой главе. И хотя 53-я глава пророка Исаии лишь косвенным образом говорила об универсальном характере Жертвы Мессии, она выражала прямо идею о страдании Мессии за грешников, нарушивших Божий закон. А с этой стороны было вполне возможно подойти к изложению той мысли, что, если имеется возможность спасения для грешников из еврейского народа, то этой же возможностью могут и должны воспользоваться также и язычники, поскольку «согрешили и лишены славы Божьей» и те, и другие.

Евреи учили, что невинный человек страдать не может, однако Павел показал, что Мессия пострадал не за Свою, а за нашу вину, поэтому «Господу было угодно поразить Его, и Он предал Его мучению» (ср. ст. 4-5). Кроме того, Мессия явил миру Свою безусловную любовь. Мы уже упоминали сугубо пацифистское утверждение Иисуса Христа «за преступников сделался ходатаем» (в оригинале «ходатайствовал» — несовершенный вид глагола). Однако это ходатайство выразилось, прежде всего, в том, что Он «был изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши», когда мы «блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу». Иными словами, Он «за преступления народа Моего претерпел казнь», т.е. Он «ходатайствовал за (всех) преступников», а не только за тех, которые Его распинали. Мало того, «все мы  блуждали» означает не только евреев, но и язычников, поскольку, если «совратился на свою дорогу» даже «народ Божий», то что говорить уже за всех остальных людей?

Если Христос молился за Своих обидчиков, должны ли делать то же самое и Его последователи? Конечно, поскольку любовь не бывает безответной. Поэтому и написано: «Он узрит потомство долговечное и воля Его будет благоуспешно исполняться рукою Его», а также «на подвиг души Своей будет смотреть с довольством». Для Христа не было большего удовольствия, как знать, что Его ученики поступают так, как Он, причем оказавшись именно в ситуации перенесения несправедливых страданий. Подтвердить это может нам следующая цитата из Первого послания апостола Петра:

«Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших» (1 Пет. 2:18-25). Очевидно, Петр писал это, имея перед своим духовным взором не только слова Нагорной проповеди Христа, но и данного пророчества Исаии.

Следовательно, мы призваны переносить любого рода несправедливости без ропота, угроз, лести и даже крика (имеется в виду, с проклятиями). Петр пишет ясно: «ибо вы к тому (т.е. к терпению в несправедливых страданиях) призваны, потому что и Христос пострадал за нас оставив нам пример». Иными словами, мы должны переносить свои страдания точно так, как Христос переносил Свои: не льстя, не злословя, не угрожая. В этом и состоит наша «жизнь для правды (праведности)», «исцеление» и «возвращение к Пастырю». Совершая Вечерю Господню, мы часто забываем отмечать этот аспект Голгофской Жертвы Иисуса Христа. Между тем, способность переносить безропотно несправедливые страдания является лучшим признаком обращения человека к Богу и его готовности для участия в совершении этой заповеди.

Заключение
Наше изучение 53-й главы книги пророка Исаии позволило нам обнаружить несколько сложившихся в христианской среде предубеждений. Нам кажется, что эта глава свидетельствует нам о Христе, Прощающем лишь грехи Израиля, однако Новый Завет уточняет: прощению подлежат также и грехи людей любых национальностей. Нам кажется, что 53-я глава говорит лишь об ошибающихся праведниках, но она говорит нечто большее: Божье прощение предназначено также и для настоящих грешников, которые были способны «презирать и умалять» Божественного Посланника. Наконец, нам кажется, что она несет весть о прощении во Христе лишь некоторых грешников, тогда как последняя дарует его всем из них, включая и самых отъявленных врагов Бога и нас самих.

Согласно сказанному в этой главе, Христос «предал душу Свою на смерть», преследуя не одну, а три цели:
1) Он сделал это для того, чтобы спасти от власти греха не только «грешников», входящих в «народ Божий», но и язычников, включая и Его врагов (ст. 3, 6, 8; ср. 1 Пет. 2:18-25);
2) Он сделал это для того, чтобы простить грехи не только какой-то одной группы людей, но «многих» (т.е. всех — ср. Рим. 5:18) (ст. 11-12; ср. Рим. 10:11-13, 18, 20);
3) Он сделал это для того, чтобы научить прощенных Богом прощению других людей (ст. 8, 12; ср. Мф. 6:12; 18:35).

Последний аспект искупительного подвига Христа часто упускается из христианского образа мысли и, следовательно, жизни. Тем не менее, Он понес «наказание мира нашего» в смысле «уплатил цену, необходимую для достижения примирения между Богом и людьми». Именно примирения желал Бог от Христа тогда и желает от Его последователей сейчас, а оно имеет не только вертикальное (между Богом и людьми), но  и горизонтальное (между самими людьми) измерение. Продолжать не только свидетельствовать об этом примирении, но и жить в соответствии с ним является самой последовательной позицией каждого христианина.

Как это открытие должно отразиться на нашем образе жизни? Отчаянный возглас пророка: «Кто поверил слышанному от нас?» относился не только к его непосредственным слушателям (ср. Ис. 49:7), он также не относился лишь к тем слушателям этого пророчества, которые услышали его прозвучавшим из уст Христа или Павла. Он направлен сегодня к нам самим. Образ кроткого и готового скорее понести чужое зло, чем сделать его в ответ, Мессии как-то не вмешается в наше сознание. Этот Отпрыск и сегодня все еще исходит «из сухой земли», которая не способна создать лучшие для Его духовной жизни условия.

Тем более, нам неловко подражать такому Мессии. Мы с трудом умеем любить, а значит и прощать провинности «наших братьев», но Божий стандарт требований на два порядка выше — мы должны делать это же по отношению не только к неверующим людям, но и к нашим врагам. Тот, кто испытал на себе безусловность Божьей любви, просто не может не нести ее дальше. Поэтому мы призваны идти по Его стопам, перенося позор и унижение, но не сопротивляясь злу насилием. Иными словами, мы должны научиться подражать Его любви, чтобы быть способными разделить ее с Ним и на земле и на небе.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Наше кредо с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s