Кого следует умиротворять

%d0%bd%d0%b5-%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b5%d0%bb%d1%8f%d0%b9%d1%82%d0%b5

Кого следует умиротворять

Галина Тумаркина

Источник: http://www.samoz.ru/article.php?id=68

Статья подана в незначительном сокращении.

Оригинальное название статьи: От пацифиста слышу.

Часто приходится слышать: «Я – пацифист: не могу ударить человека, не хочу никому причинять вреда. Но моя бы воля – первым делом ввел бы смертную казнь!» Или: «Я не приемлю насилия, но если при мне обидят ребенка – в стороне стоять не буду». Так кто же может считать себя пацифистом? И что это вообще такое – пацифизм?

Пацифизм в чистом виде предполагает абсолютный отказ от насилия в любой форме и для достижения любых целей, даже в экстремальных ситуациях. Например, для защиты себя и своих близких. Если отвечать насилием на насилие, полагают пацифисты, то насилия в мире станет еще больше. Латинское pacificus значит «умиротворяющий», а вот кого и в каких случаях следует умиротворять, человечество до сих пор не решило. Но ведь эта проблема, мало сказать, главная – может быть, Самая Главная.

Начало умиротворения
«Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы жить братья¬ми» (Вольтер). Слово «пацифизм» пошло гулять по свету в начале XX века с легкой руки французов – в 1902 году на конгрессе по вопросам мира его как антитезу понятию «война» употребил один из представителей Франции. Само движение зародилось много раньше. Идеи, объединяемые термином «пацифизм», то есть – неприятие войны в любом ее проявлении, отказ от насилия, – существовали испокон веку. Их высказывали Эразм Роттердамский и Себастьян Франк. Но еще в Новом завете отчетливо звучат миролюбивые призывы и осуждение насилия.

Как политическое течение пацифизм впервые появился в Англии и Соединенных Штатах Америки после наполеоновских войн. (К слову, Наполеон говаривал: «Две-три пацифистские газеты сделают больше, чем стотысячная армия»). Отмену воинской повинности в Великобритании считают заслугой именно пацифистов. В1848 году в Брюсселе прошел первый международный конгресс миролюбивых сил. Его делегаты требовали всеобщего разоружения, введения третейских судов для разрешения конфликтов, в том числе и международных, а главное – они мечтали запретить войны. Война объявлялась пережитком животной стадии развития человечества.

Участники конгресса полагали, что на определенной ступени исторического прогресса этот пережиток должен отмереть сам собой. Повсеместное распространение миротворческих идей было призвано ускорить этот процесс. Господствовавший тогда дух позитивизма, вера в просвещенный разум и научное решение всех проблем человечества укрепляли надежды пацифистов (напомним, в то время их так еще не называли), которые верили, что стоит народам Земли заключить между собой ее ответствующие договоры и соглашения, как все войны разом прекратятся и наступит долгожданный Золотой век мира и процветания.

Пацифизм бывает разный
Это весьма не однородное движение: существует пассивный пацифизм (идейное противостояние войне и силе) и пацифизм активного ненасильственного сопротивления (борьба без использования уничтожающей силы); светский и религиозный пацифизм; рационалистический и мистический пацифизм.

Был такой знаменитый пацифист Сиддхартха Гаутама, он же Шакья-Муни, он же Будда. «Освободи свое сердце от злобы, ибо никогда в этом мире ненависть не уничтожается ненавистью, но отсутствием ненависти уничтожается она», – говаривал он своим ученикам. Надо сказать, буддисты последовательны в выполнении заветов своего учителя. Они, например, выращивают скот, но сами его не убивают – живьем продают в другие страны, а потом там же закупают уже разделанные туши. Буддист не убьет даже комара. И не только потому, что убийство любого живого существа – смертный грех, но еще и потому, что он верит в переселение душ: неизвестно, чья душа обитает в данный момент в крошечном теле комара.

Наиболее яркий пример христианского пацифизма – квакеры (от английского quakers, то есть – «трепещущие», так их поначалу называли в насмешку за то, что они-де трепещут в своем религиозном рвении; сами себя они называют Society of Friends – «Общество друзей»). Квакеры — последователи радикальной ветви протестантизма. Впервые они появились в Англии в середине XVII века. Именно квакеры разработали доктрину абсолютного и бескомпромиссного пацифизма и категорически отвергают любое насилие, даже в целях самозащиты. Они рассуждали так: в каждом человеке присутствует «внутренний свет», следовательно, убийство человека означает убийство Бога, а это не может быть оправдано никакими соображениями. Квакеры отказываются брать в руки оружие и проповедуют полную веротерпимость. Для них в равной мере святы все люди – язычники, христиане, неверующие. Все они – носители «божественного света».

Во все времена квакеры последовательно и энергично боролись против рабства, против смертной казни и негуманного отношения к заключенным. После I Мировой войны под руководством «Комитета служения американских друзей» квакеры занимались антивоенной благотворительной деятельностью: помогали пленным и перемещенным лицам, восстанавливали разрушенные районы, боролись с голодом и эпидемиями. После II Мировой войны они развернули миротворческую деятельность в Африке, Азии, в Латинской Америке. В 1947 году квакерам была присуждена Нобелевская премия мира. Ричард Милхаус Никсон, 37-й президент США, был квакером. При нем закончилась война во Вьетнаме и начались переговоры между США и СССР об ограничении стратегических вооружений. Окончание холодной войны тоже можно считать результатом квакерского пацифизма. Квакером был и 31-й президент, Г.К. Гувер…

Наши
Одним из первых русских пацифистов XIX века можно считать художника-передвижника Василия Васильевича Верещагина (1842-1904). Его картина «Апофеоз войны» леденит кровь и не оставляет никаких сомнений по поводу отношения художника к войне. По Верещагину, апофеоз войны – пустыня, огромная гора человеческих черепов, черные вороны на ней и разрушенный город вдали. Картина, написанная в 1871 году, имеет авторскую подпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим!»

Подобная направленность творчества Верещагина вызвала явное неудовольствие членов царствующей фамилии, в частности будущего царя Александра III. Художнику пришлось собственными руками уничтожить несколько «туркестанских» полотен – слишком откровенно изображали они ужасы войны. А германский фельдмаршал Мольтке запретил солдатам и школьникам посещать выставку картин Верещагина в Берлине. Произведения Верещагина перестали выставлять и в России.

Русский пацифизм неизменно связывают с именем Л.Н. Толстого. Его книга «Путь жизни» – манифест русских пацифистов. Поскольку читали ее наверняка не все, имеет смысл привести некоторые цитаты. «Заблуждение о том, что одни люди могут насилием устраивать жизнь других людей, тем особенно вредно, что люди, подпавшие этому заблуждению, перестают различать добро от зла. Если можно для хорошего устройства забирать людей в солдаты и велеть им убивать братьев, то нет уже ничего не должного, все можно… Армия есть не что иное, как собрание дисциплинированных убийц… Человек нашего времени, если он не хочет поступать безнравственно, должен очень внимательно обдумать те кажущиеся невинными дела, к участию в которых он призывается. Как, съедая котлету, человек должен знать, что эта котлета есть тело убитого барана, так точно и, получая жалованье на ружейном, пороховом заводе или на службе офицером, он должен знать, что это жалованье он получает за то, что участвует в приготовлениях к убийству». Основные идеи пацифизма Лев Толстой изложил на Конгрессе Мира в Стокгольме, где он выступил с докладом в 1909 году.

Пацифистом считал себя Бернард Нобель. Работая над созданием динамита, он верил, что его изобретение поможет положить конец всем войнам, а когда понял, что надеяться на это не приходится, завещал все свое состояние на ежегодное награждение тех, кто принес наибольшую пользу человечеству.

Нация-воин
«Пацифизм – это сомнительного свойства доктрина, благодаря которой человек пользуется благами, предоставляемыми ему обществом, не же¬лая за них платить, да еще претендует за свою нечестность на терновый венок мученика». Автор этих строк американский фантаст Роберт Э. Хайнлайн (по его роману был снят фильм «Звездный десант»). Сегодня под этими словами поставили бы свою подпись очень многие. «Пацифизм – орудие подготовки новых империалистических войн под прикрытием фраз о мире» (из советской книги 60-х годов).

Для России обе мировые войны оказались более тяжелыми, чем для всех европейцев вместе взятых. Тем не менее пацифизм в нашей стране не получил широкого распространения. Причина, вероятно, в национальных традициях. Россияне – нация-воин, а российская армия – плоть от плоти народа. Даже «дедовщина» не в силах переломить в целом доброго отношения к армии. В этом кроются корни неприязни к «отказникам» и пацифистам, наблюдаемой в определенных слоях общества.

А ведь с 1950 года существует даже Международный день поддержки «отказников» от службы в армии по убеждениям – 1 декабря. Защиту «отказников» берут на себя российские пацифистские, антимилитаристские организации. Одна из наиболее известных подобных организаций — Комитет солдатских матерей – преобразовалась в целую Партию солдатских матерей. Пока еще, правда, незарегистрированную. Своими главными целями партия считает: создание в России обстановки ненасилия и национального согласия, прекращение войны, переход армии на контрактную основу и главное – спасение сыновей. Следует отметить, что в мире нет не только аналогичных партий, но даже и организаций типа Комитета солдатских матерей.

Ходоки
На 70-80-е годы прошлого века пришелся всплеск интереса к движению пацифизма на Западе. Процветали многочисленные антивоенные организации пацифистского толка. Вспоминает известная журналистка Елена Ханга: «В 80-х годах по всей Америке шагали «марши мира». Появились даже люди, сделавшие борьбу за мир своей профессией: везде тебя приветствуют, кормят, поят, одевают. Кончается один марш – начинается другой».

Разумеется, это не значит, что все западные пацифисты и борцы за мир столь меркантильны. Про хиппи, например, этого никак не скажешь. «Дети-цветы» – бессребреники и непротивленцы. Они отрицают многие общепринятые ценности, отстаивая собственную точку зрения. Но при этом не прибегают к насилию. Даже для самозащиты. От чего частенько и страдают, однако переносят свои страдания стоически и даже гордятся полученными «боевыми» ранениями.

В 60-х толпы хиппи выступали против войны во Вьетнаме и против режима иранского шаха, который безжалостно подавлял оппозицию – исламистов и коммунистов. Они «бегали» от службы в армии и пропагандировали идеи свободы, любви и жизни без оружия. Хиппи вставляли в стволы полицейских карабинов гвоздики и скандировали: «Make love not war» – «Занимайтесь любовью, а не войной».

В России хиппи открыто заявили о себе 1 июня 1967 года. Они вышли на Пушкинскую площадь в Москве и призывали отказаться от войн и насилия. Сегодня движение хиппи в России практически сошло на нет. На одном из последних фестивалей хиппи «Радуга» присутствовало не больше 200 человек. Да и то для доброй половины из них это не больше, чем игра.

Капля и камень
К концу XIX века пацифистское движение широко распространилось в Европе, а после I Мировой войны растеклось по всему миру. I Мировая потрясла человечество: первое в истории применение химического оружия, подводная война, гибель 10 миллионов человек и крах четырех великих империй. Большинство людей страстно желали никогда больше не допустить ничего подобного. Наиболее активные делали для этого все, что было в их силах. Однако ни одной войны пацифистам предотвратить не удалось. Но как та капля, что точит камень, их идеи медленно, но верно прокладывают путь к умам и душам людей.

В XIX веке Джон Рескин, английский писатель, историк и теоретик искусства, говорил курсантам военного училища: «Я обнаружил, что все великие нации учились правдивости слова и остроте мысли благодаря войне; что война их вскармливала, а мир опустошал; война их учила, а мир вводил в заблуждение; война их упражняла, а мир предавал – одним словом, что они рождались в войне, а угасали в мире». Сегодня никто не осмелится публично выступить с подобными идеями. Война неизменно признается злом даже теми, кто ее ведет. Это несомненная заслуга пацифистов.

И в России существующие сегодня пацифистские (или считающие себя таковыми) организации занимаются главным образом антивоенной деятельностью: «Мир без насилия», Российский комитет защиты мира, Ассоциация «Равенство и мир», российские отделения движений «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» и Пагуошского движения ученых и др.

Ровно год назад они встречались в Федерации мира и согласия – тогда, в годовщину начала войны в Ираке, Международное объединение миротворческих организаций объявило 20 марта 2004 года «Глобальным днем действий против войны».

Реклама
Запись опубликована в рубрике Наше кредо с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s