НЕПРОТИВЛЕНИЕ В ИСТОРИИ ЦЕРКВИ

%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%8f-%d1%85%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%b0%d0%bd%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b0

Непротивление в истории Церкви

Марвин Рохрер

Источник: Рохрер М. Следуя за Христом. Изучение библейской доктрины непротивления. Кн. 4. Урок 10, с. 37-46, 50-53.

Христиане в постапостольские времена
После смерти апостолов христиане, исполняя учение о непротивлении, продолжали отказываться от участия в военных действиях. В 100 г. по Р.Х. епископ Игнатий писал: «Не мсти тем, кто причинил тебе вред» (Aaron M. Shank. Studies in the Doctrine of Nonresistance (The Publication Board of the Eastern Pennsylvania Mennonite Church, 1977), P. 36). Примерно в то же время Поликарп написал филиппийцам письмо, в котором были следующие слова: «не воздавая ни злом за зло, ни поношением за поношение, ни ударом за удар, ни проклятием за проклятие» (там же).

Иустин Мученик, умерший мученической смертью в середине второго столетия, говорил: «Мы, когда-то исполненные войнами, взаимными убийствами и всяким нечестием… сменили наше оружие: мечи на орала, а копья — на серпы» (What About Church History? Ed. Willard E. Roth (Herald Press, Scottdale, PA, 1964, P. 6). Спустя пятьдесят лет александрийский (г. Александрия, Египет) богослов Ориген написал следующие слова: «мы (христиане) более не используем меч против народов, более не обучаемся военному ремеслу. Но ради Иисуса — нашего Главнокомандующего, мы стали детьми мира… Никто не сражается за царя лучше нас. Хотя мы и не сражаемся под его (царя) руководством, несмотря на его требования, мы, вознося свои молитвы к Богу, воюем за него, формируя особую армию — армию благочестия» (там же).

Тертуллиан (умер примерно в 225 году по Р.Х.), служитель церкви родом из Карфагена (Северная Африка) задавал вопрос: «Разве может христианин воевать? Разве может быть он воином даже в мирное время, если меч у него забрал Сам Господь?» (там же). О солдатах, ставшими христианами, он сказал, что они «должны немедленно оставить это (т.е. военную службу)» (The Ante-Nicene Fathers. Ed. Roberts and Donaldson (Wm. B. Eerdmans Publishing Company, Grand Rapids, Mich., 1976, PP. 99-100). В 258 г. по Р.Х. епископ Киприан написал, что христианам «не позволено убивать, наоборот, они должны быть готовы сами быть убитыми» (там же).

В двух уставах Ранней Церкви написано: «Солдат, или кто-либо другой, имеющий власть, должен быть научен не притеснять и не убивать… но если захочет быть крещенным в Господе, то пусть оставит военную службу или занимаемую должность. Если же откажется, то не принимать»; «если новообращенный или верующий пожелает стать солдатом, да будет отлучен, ибо он ставит Бога ни во что» (The Christian Nonresistant Way of Life, Peace Problems Committee and Tract Editors of Lancaster Conference District (Mennonite Publishing House, Scottdale, Pa., 1940, PP. 17-18).

Весьма впечатляет повествование о жизни Максимилиана, молодого человека двадцати одного года, который, будучи сыном офицера, из-за своей веры в Бога отказался служить в римской армии. Когда ему приказали одеть форму легионера, он ответил:
— Я не могу служить… я — христианин.
После этих слов он был отправлен в трибунал для суда. Судебное дознание проводил римский судья Дион:
— Немедленно приступай к службе, иначе это будет стоить тебе жизни.
— Я не одену кокарду… Я как христианин отказываюсь носить на груди свинцовую мишуру, тем более на мне спасающий знак моего Господа Иисуса Христа…
— В армии нашего цезаря есть (так называемые) христиане, и они служат.
— Пусть они решают сами за себя, а я как христианин не могу делать злое.
— И что же злого они делают?
— Вам лучше знать, чем они занимаются.
— Выбирая службу, молодой человек, в противном случае тебя постигнет печальная участь.
— Я не погибну, потому что, покинув этот мир, моя душа будет вечно жить с моим Господом – Иисусом Христом (Paul Peachy. The Churches and War (Herald Press, Scottdale, Pa., 1959, PP. 7-8).
Максимилиан, следуя за Господом, остался непреклонным в своих убеждениях и 12 марта 295 года умер мученической смертью.

Слабость учения в Средневековье.
Начиная со времени жизни апостолов и до начала четвертого столетия, церковь периодически испытывала жестокие гонения. Последний период суровых гонений был во времена правления императора Диоклетиана (284-305 гг. по Р.Х.). Его ненависть к христианам и жестокое обращение с ними напоминали гонения во времена Нерона. Но, несмотря на гонения, церковь продолжала возрастать. Именно из-за чрезвычайных трудностей она укрепилась в вере в непротивление злу.

Период жестоких гонений длился приблизительно триста лет и закончился только в 313 г. по Р.Х., когда император Константин стал благосклонно относиться к христианству. Таким образом, вместо гонений власти теперь оказывали христианам всякое расположение. Константин приказал выпустить всех христиан из тюрем, возвратить им отобранные владения и разрешить строить свои церкви.

Вскоре после своей коронации Константин издал знаменитый «Эдикт веротерпимости», позволявший каждому человеку выбирать религии по своему усмотрению. Такого рода религиозная свобода просуществовала до конца правления Константина. В 381 г. по Р.Х. христианство было провозглашено единственной законной религией.

Несомненно, прекращение гонений принесло желанный покой истинной церкви. Однако такой поворот событий вскоре привел к установлению тесных взаимоотношений между церковью и государством. Дошло до того, что даже высокопоставленные чиновники называли себя «христианами». Этот прелюбодейный союз церкви и государства унижал и оскорблял истинную сущность понятия «христианство», т.к. теперь любой человек мог называть себя христианином. Практически все жители империи были крещены, даже солдаты стали «христианами». Император и его двор также именовали себя «христианами». Официальные бумаги император подписывал как «цезарь по благодати Божьей».

Для распространения своей религии империя стала применять насилие, используя армию. Точно так, как раньше государство пыталось уничтожить христиан, теперь сами «христиане» стали частью государственной стратегии уничтожения всякого человека, не исповедующего христианство. Став государственной, церковь перестала быть гонимой и вскоре превратилась в гонителя. Все происходящее явно противоречило учению Христа. В результате стало исчезать четкое разграничение между назначением правительства и церкви в жизни государства и, более того, многие церковные деятели, ставшие сторонниками войны, отказались от соблюдения учения о непротивлении.

Церковный собор, состоявшийся в 314 г. по Р.Х. во французском городе Арле, постановил «исключать из церкви всякого, кто оставляет оружие в мирное время» (What About Church History? Ed. Willard E. Roth (Herald Press, Scottdale, PA, 1964, P. 10). Церковь, будучи однажды против военной службы, теперь требовала отлучения от церкви всякого ее члена, не желавшего участвовать в военных действиях! Через некоторое время Афанасий Александрийский, названный некоторыми исследователями «отцом православия» заявил: «Преднамеренное убийство не разрешено, но убийство врага на войне не только законно, но и похвально» (What About Church History? Ed. Willard E. Roth (Herald Press, Scottdale, PA, 1964, P. 11). Неудивительно, что империя вскоре дошла до такой крайности, что в 416 году по  Р.Х. был издан указ, запрещавший нехристианам служить в армии.

Африканский епископ Августин в некоторых случаях также оправдывал военные действия: «Многое зависит от целей, из-за которых развязывается война» (там же). Он считал, что если у нападавшей стороны благие намерения, т.е. распространять добро или уничтожать зло, то подвергшаяся нападению сторона заслужила это. Таким образом, по его мнению, война оправдывалась.

К сожалению, многие современные «христиане» также придерживаются этой точки зрения, не осознавая, что их взгляды в корне не согласуются с учением Нового Завета. Позиция императора Константина и учение Августина привели к отвержению Господа. Вследствие этого возникли такие понятия как «христианская нация» и «христианское государство». Другими словами, весь народ какой-либо страны якобы входит в «церковь», а церковь защищает национальные интересы государства. Однако поступая таким образом, христиане отвергали всемирное Царство Христа.

В результате, в католической церкви возникла духовно разложившаяся иерархия. Неоспоримым авторитетом стали указы папы римского, а Библия со всеми ее установлениями для повседневной жизни была закрыта. Вместо соблюдения библейских принципов церковь открыла двери для внедрения в свое учение языческих обрядов (следует отметить, что подобное произошло и в православной церкви, — прим. Ред.). Ослабевшие европейские правительства имели власть только в том случае, если сотрудничали с церковью, становившейся все более мирской. Она, потеряв свою духовность, стала формальной, обрядовой, диктаторской и милитаристской. Так Европа погрузилась в темный период Средневековья (IV-XVI века). Свет любви и библейское учение о непротивлении были практически утеряны.

Однако несмотря на это, то тут, то там обнаруживались небольшие группы верующих, продолжавших поддерживать огонь этого учения. Даже после того, как Константин издал указ о терпимом отношении к христианству, Лактанций, учитель одного из его сыновей, сказал, что христиане «не участвуют в войнах, они любят всех как братьев и со всеми живут в мире» (What About Church History? Ed. Willard E. Roth (Herald Press, Scottdale, PA, 1964, P. 13). Епископ Турский Мартин, французский христианин четвертого века, вскоре после своего обращения, стоя перед императором, сказал ему: «Мне, как воину Христа, непозволительно воевать!» (там же). Сказав это, он сложил свое оружие.

Как уже отмечалось, существовали небольшие группы верующих, продолжавшие соблюдать учение о непротивлении. Например, монтанисты, существовавшие от второго века и вплоть до шестнадцатого века, в основном придерживались этого учения (What About Church History? Ed. Willard E. Roth (Herald Press, Scottdale, PA, 1964, PP. 11-12). Тертуллиан также твердо придерживался непротивления. Помимо них альбигойцы, новациане, донатисты и павликиане также придерживались непротивления (в определенные периоды истории некоторые другие стороны их учения могли не соответствовать Библии. И насколько известно, отдельные представители этих движений не всегда придерживались учения о непротивлении, — прим. ред.).

Одна из таких групп возникла в городе Лионе (Франция), членов которой называли «вальденсами». После того как их изгнали из города, преследования ужесточились и вальденсов стали убивать как овец на бойне. Из истории известно, что в большинстве случаев вальденсы не оказывали своим гонителям ни малейшего сопротивления. Приводим выдержку из исторических записок, подтверждающую веру вальденсов в учение о непротивлении:

«1. Насколько это возможно, мы обязаны жить в мире со всеми людьми.
2. Мы не должны судиться с обижающими нас.
3. Мы не должны мстить за себя.
4. Мы должны любить своих врагов.
5. Ради истины мы должны безропотно трудиться, переносить клевету, угрозы, отвержение, позор и всякого рода мучения.
6. Своим терпением мы должны спасать свои души (Лк. 21:19)».

Считая убийство грехом, вальденсы отказывались от участия в военных действиях, а также от государственных должностей и произнесения клятв. Сам образ их жизни свидетельствовал о твердой вере в то, что все установления Иисуса Христа, данные Им в Нагорной проповеди, должны исполняться всеми христианами буквально.

Их изгнание из Лиона, странствие по чужим странам и городам, их незаслуженные страдания, которые они переносили с великим терпением, их твердость в своих убеждениях даже до смерти, которую они принимали без всякого сопротивления, все это — весьма веские доказательства их истинной веры, руководимой Духом.

Твердость вальденсов и многих других подобных им групп в сохранении верности учению о непротивлении, несмотря на повсеместное моральное разложение и духовную непросвещенность, стала возможной лишь благодаря ведению и сохраняющей деснице Божьей. Люди, посвятившие себя истине и готовые сохранить ее любой ценой, невзирая на окружающую их тьму, поддерживали огонь истинной веры, дабы не исчезло учение об истинной любви и непротивлении.

Просчеты Реформации
Протестантская Реформация не поколебала мнения большинства людей об участии в военных действиях. Например, в 1525 году крестьяне центральной Германии, требуя от своих богатых хозяев-землевладельцев более справедливого отношения, взялись за оружие. В ответ на это Мартин Лютер, будучи на тот момент известным реформатором в Германии, написал резкую статью, которая называлась «Против разбойников и кровопийц крестьян». В ней Лютер призывал правителей любыми способами подавить крестьянский бунт, делая это «с доброй совестью», ибо крестьяне восстали против своих господ. «Истина в том, — писал Лютер, — что всякий погибший в сражении за своего правителя, по праву является мучеником в глазах Божьих.. ибо он пребывает в Слове Божьем и послушен Ему».

Его учение является выражением искаженного мышления многих людей и сегодня считающих, что христиане должны нести ответственность за политическую и военную ситуацию в стране. Такое утверждение не соответствует истине, т.к. в Новом Завете об этом ничего не сказано.

Вскоре после того, как Лютер начал проводить реформы в Германии, Ульрих Цвингли, находясь под влиянием его учений, стал ревностно выступать за религиозные реформы в Швейцарии. Осуждая многие заблуждения римско-католической церкви, он, тем не менее, не поддерживал библейского учения о непротивлении. Он даже участвовал в гонениях на швейцарских братьев (так назывались первые анабаптисты, — прим. ред.) и в 1531 году погиб в сражении с войсками католиков.

Из трудов Лютера и Цвингли следует, что в начале своей реформаторской деятельности они выступали за добровольное членство в церкви, за церковную дисциплину, за отделение церкви от государства и за соблюдение учения о непротивлении. Однако, стремясь привлечь как можно больше сторонников и избежать гонений, они пошли на компромисс со своими убеждениями и, благодаря этому, получили поддержку правительства. Своим поведением они показали, что полагаются больше на человеческую силу, а не на Божью. Естественно, последователи реформаторов также не были готовы к гонениям. Более того, по свидетельству некоторых анабаптистов, последователи Лютера и Цвингли даже насмехались над их готовностью пострадать за свою веру.

Позиция анабаптистов
Анабаптизм — религиозное течение, возникшее в шестнадцатом веке и состоявшее из тех, кто вышел из римско-католической (и протестантской) церквей. Его целью являлось установление библейской церкви на основе учения Нового Завета. Свое название они получили из-за того, что, не признавая младенческого крещения, они «повторно» крестили человека на основании исповедания им своей веры.

1. Убеждения анабаптистов относительно учения о непротивлении.
Анабаптисты очень серьезно относились к тому, чтобы во всех сферах жизни придерживаться установлений Библии. Они, отделившись от мира и его суеты, смиренно и свято несли крест Христов. Практически все анабаптисты, за исключением нескольких фанатичных ответвлений, таких как мюнстериты и последователи Бальтазара Губмайера, придерживались учения о непротивлении.

Приводим высказывания некоторых известных руководителей анабаптистов по различным вопросам, так или иначе связанным с учением о непротивлении.

А) Насилие и военные действия.
«Истинно верующие христиане подобны овцам среди волков… Не сражаясь с плотскими врагами мечом, а побеждая духовных врагов они проходят через огненные испытания и достигают отчизны вечного покоя. Они не используют земной меч и не участвуют в войнах. Они не будут лишать жизни человека, ибо уже живут не по Ветхом Завету» (Конрад Гребель) (John Horsch. Mennonites in Europe. Mennonite Publishing House, Scottdale, Pa., 1942, P. 359).

«Христиане должны любить каждого человека. Не только своих друзей и дорогих им людей, но и своих врагов. И, как ясно говорится в Мф. 5, они не должны отвечать злом на зло. Им не следует использовать против людей, в том числе и врагов, плотское оружие, т.к. они отказались от всяких мирских конфликтов и войн. Их закон — закон любви, который соблюдал Христос — Первосвященник нынешнего завета — Пример для Своих последователей» (Пилграм Марпек) (там же, с. 362).

«Возрожденные верующие не участвуют ни в войнах, ни в каких-либо других конфликтах. Они — дети мира, перековавшие мечи на орала, а копья — на серпы. Они более не учатся воевать, а отдают кесарево — кесарю, а Богу — Божье. Их меч — меч духовный, которым они пользуются с чистой совестью под водительством Духа Святого» (Менно Симонс) (там же, с. 363).

Б) Участие христиан в любых плотских конфликтах.
«Христианин не пользуется мечом и не противится злу» (Феликс Манц) (там же, с. 359).
«Народ Господа вооружен не плотским оружием… но оружием Божьим — оружием праведности в обеих руках» (Дирк Филипс) (там же, с. 364).
«Вместо того, чтобы осознанно обобрать человека на одну монетку, мы более доброхотно дадим ему сотню гульденов. И вместо того, чтобы воздать нашему злейшему врагу взмахом руки, тем более копьем, мечом или алебардой, как это делают мирские люди, мы готовы пожертвовать своей жизнью» (Якоб Гуттер) (там же, с. 362).

В) Отделение церкви от государства и отказ от правительственных постов.
«Христианину не подобает занимать государственные посты по следующим причинам: правительство руководствуется плотскими интересами, а христиане ходят в Духе; гражданство правительства — земное, христианин же имеет небесное; оружие, используемое государством в войнах и во всякого рода конфликтах — плотское, направленное сугубо против плоти, христианин же в борьбе против козней дьявольских приобретает оружие духовное» (Михаил Сатлер, автор Шлайтхаймского символа веры) (там же, с. John C. Wenger, Glimpses of Mennonite History and Doctrine (Herald Press, Scottdale, Pa., 1959, P. 211).

Г) Вмешательство церкви в дела государства.
«… они (христиане) не будут противиться правительству, не будут причиной волнений или бунтов из-за предстоящих испытаний» (Ганс Маркуард) (Aaron M. Shank. Studies in the Doctrine of Nonresistance (The Publication Board of the Eastern Pennsylvania Mennonite Church, 1977), P. 37).

Гонения на анабаптистов.
То, что анабаптисты, жестоко страдая как от католической, так и от протестантской церквей, соблюдали учение о непротивлении, ясно прослеживается в их отношении к своим гонителям.

Из различных исторических источников следует, что гонения на анабаптистов, по сравнению с римскими гонениями на ранних христиан, были более суровыми. Тысячи анабаптистов прошли через тюрьмы и пытки, их заковывали в колоды, обкладывали непомерными штрафами, изгоняли из государства, они вынуждены были скитаться по чужим странам, их имущество конфисковывалось или уничтожалось. Им рубили головы, их сжигали на кострах, топили в реках, вешали, морили голодом, душили и четвертовали. Их постоянно проклинали и поносили, им угрожали, на них клеветали и над ними смеялись.

Но они с великим терпением несли свой крест и, не помышляя мстить своим гонителям, безропотно переносили тяжкий труд и пытки, принимали мученическую смерть. Они часто открыто, т.е. при людях, молились за своих мучителей и всегда с уважением отзывались о властях. Одни анабаптисты испытывали непомерные муки или, направляясь на казнь, воспевали хвалебные песни Богу, другие же принимали смерть с улыбкой на устах, славя Бога за то, что дал им силу верно держаться истины до самого конца.

Пролитая кровь невинных не осталась бесплодной. Их смелостью, стойкостью духа и терпением восхищались многие люди, среди которых были и враги анабаптистов. Один католик, очевидец этих событий, писал: «Никто никогда еще не умирал так мужественно, как они…» Множество людей были поражены их искренностью и преданностью тому образу жизни, к которому, по их (анабаптистов) пониманию, призывало людей Писание.

Когда после долгих мучительных пыток в городской тюрьме «Гогенвиттлинг» города Вюртемберга умер Михаил Хассел, начальник тюрьмы сказал: «Если этот человек не попал в рай, то я просто не осмелюсь постучать в небесные врата». Палач города Бергхаусен, после того, как отрубил головы трем анабаптистам, воскликнул: «Лучше бы я обезглавил семерых воров, нежели этих троих. Помилуй меня, Боже!» В 1549 году в городе Леувардене (Фрисляндия), был заживо сожжен на костре один анабаптистский мученик. Многие люди, наблюдавшие за его казнью, говорили: «Он был очень хорошим человеком! Если кто-то сомневается, что он был христианин, то кого же тогда можно считать христианами?!» (John Horsch. Mennonites in Europe. Mennonite Publishing House, Scottdale, Pa., 1942, PР. 303-304)…

Непротивление во время преследований
В XVII и XVIII веках многие христиане, спасаясь от гонений, переселялись из Европы в Америку. Однако такой переезд не всегда являлся гарантией их безопасности. Многие индейцы относились к миролюбивым христианам с уважением, потому что эти христиане проявляли к ним любовь и доброту. Тем не менее, случалось, что индейцы, враждебно воспринимали новых поселенцев и нападали на них, несмотря на то, что те относились к ним с любовью. История, которую, является примером твердости убеждений одной христианской семьи, не ответившей злом на зло.

Якоб Хохстетлер был амишем (церковь, имеющая одинаковые корни с меннонитской, — прим. ред.). В 1754 году он и его семья жили на ферме в селении Норскил, неподалеку от Гаррисберга (штата Пенсильвания). Члены этой семьи, стремясь поддерживать с индейцами дружеские отношения, были честны с ними, но все же допускали возможность нападения с их стороны.

Однажды ночью, когда все уже спали, лежавшая у камина собака вдруг подняла голову и, навострив уши, стала внимательно вслушиваться с тишину. Услышав звуки, доносившиеся со двора, она зарычала. Ее рычание разбудило младшего сына Якоба, спавшего неподалеку. Понимая, что происходит что-то неладное, Якоб приоткрыл входную дверь, чтобы узнать, что же происходит. Внезапно прозвучал выстрел, и он ощутил резкую боль в ноге.

Через мгновение вся семья уже была на ногах. Выглянув в окно, они увидели силуэты восьми или десяти индейцев, которые стояли недалеко от дома и, казалось, о чем-то советовались. Иосиф и Кристиан, старшие сыновья Якоба, сразу же схватились за ружья.
— Нет, ребята, нет»! — сказал отец, останавливая их.
— Но, отец, — возмутились сыновья, — ты что, предпочитаешь умереть, вместо того, чтобы спастись?!
Все мужчины в семье были отличными стрелками. У них не было ни малейшего сомнения, что они смогут защитить семью.

Для отца, очень любившего свою семью, настал момент тяжелейшего испытания. Должен ли он, спасая дорогих ему людей, убивать индейцев?! Не к этому ли призывает его отцовский долг?! Однако его убеждения, укрепившиеся с годами, оказались сильнее. Убийство — грех, даже если оно совершено в целях самозащиты. Как мог Якоб, исполняя заповедь Христа о любви к своим врагам, убивать индейцев?!

Через несколько минут индейцы подожгли дом. Послышалось характерное потрескивание горящего дерева и дом начал наполняться дымом. Спустя некоторое время сильный жар от горящих стен заставил семейство спуститься в подвал. Индейцы, стоя неподалеку, терпеливо ждали их появления.

Небо на востоке уже начало окрашиваться лучами восходящего солнца. «Индейцы уйдут с рассветом — размышлял Якоб, — и, если мы продержимся до того времени, то, возможно, спасемся». И он вместе со своими сыновьями, с удвоенной силой принялся тушить пламя, выбивающееся из-под прогоревшего пола. Какое-то время они пытались потушить огонь яблочным соком, но он быстро закончился.

Поджигатели, видя, как стремительно наступает рассвет, начали беспокоиться. С появлением первых лучей солнца раскрашенные индейцы стали по одному уходить в лес. Дом пылал. Жар становился все более нестерпимым. Увидев, как индейцы уходят, Якоб тихо сказал:
— Все, они уходят! Мы, наконец, можем выбраться через окно.

Они, сохраняя спокойствие, один за другим, стали вылезать через узкое окно наружу. К сожалению, на заднем дворе задержался один молодой индеец, рвавший в саду спелые персики. Увидев семейство живым и невредимым, он тут же подал знак уходившим индейцам. И пока все выбирались из горящего дома, индейцы успели вернуться и без труда схватили всю семью.

В это время соседи, проживающие западнее, услышали шум и поспешили на помощь. Пройдя через лес и выйдя к краю луга, они увидели уходящих в лес индейцев, совершивших свое грязное дело. Якоб-младший, его сестра и мать были мертвы, а Якоба и двух его сыновей, Иосифа и Кристиана, индейцы увели с собой в густые заросли леса (адоптировано из: Jacob Decideds / Coals of Fire (Herald Press, Scottdale, Pa., 1954, PP. 41-45).

Какая грустная и в то же время прекрасная история семьи, отказавшейся от всего, ради исполнения заповеди Христа о любви к своим врагам.

Трудные времена Гражданской войны в США.
Во времена Гражданской войны в Соединенных Штатах (1861-1865) многие христиане, проживавшие на территории южных штатов, лишились большей части своего имущества. Одни из них сидели в тюрьмах или платили штрафы, другие, чтобы избежать обязательной военной службы, долгое время скрывались в горах.

Ярким примером исполнения учения о непротивлении стал Кристиан Гуд, которого заставили стать солдатом армии южан. И хотя его принудили идти на войну, Кристиан категорически отказывался стрелять в кого бы то ни было. После его первого боя к нему подошел капитан и спросил, выстрелил ли он хотя бы один раз. Кристиан ответил честно:
— Нет, я не сделал ни одного выстрела.

Некоторое время спустя, после очередного военного столкновения, капитан вновь спросил его, стрелял ли он. И вновь Кристиан сказал правду:
— Нет, я не видел никого, в кого бы мог выстрелить.
Разгневанный офицер воскликнул:
— Ты хочешь сказать, что не видел северян?
Кристиан, сохраняя спокойствие, твердо сказал:
— Северяне — люди, а я не стреляю в людей (Peter Hartmann, Reminiscences of the Civil War).

Трудности во времена Первой мировой войны
Во время Первой мировой войны (1914-1918) в США еще не предусматривалось освобождение от участия в военных действиях или альтернативная служба для тех, чьи убеждения противоречили несению военной службы. Многих молодых христиан, соблюдавших учение о непротивлении, отправляли в армию насильно. Их размещали в военных лагерях вместе с неверующими.

Для того, чтобы заставить верующих новобранцев служить, использовались различные методы. Над ними постоянно насмехались, а с некоторыми «разбирались» в караульном помещении, других избивали и даже кололи штыками. Однажды восемнадцать верующих были подняты среди ночи и поставлены под холодный душ. Это продолжалось до тех пор, пока с одним из них не началась истерика. Их сослуживцы жестоко «шутили» над ними и подобные издевательства случались довольно часто. Многих заставляли стоять по стойке «смирно», иногда с поднятыми в стороны руками в течение многих часов и даже дней, несмотря на суровые погодные условия. Заканчивались такие испытания обычно тем, что человек просто падал на землю, более не в силах стоять.

Одни молодые христиане подвергались фиктивным судам, на которых им давали понять, что в случае неподчинения их ожидает смерть, а потом в самую последнюю минуту их уводили обратно в казарму. Другим обещали повышение по службе и разные льготы, если они подчинятся уставу. Одним словом, чтобы заставить их отказаться от своей веры, применялись любые методы. Тем не менее, большинство молодых христиан, отказываясь от военной службы из-за своей веры в Бога, не пошли на компромисс со своей совестью и, за исключением нескольких человек, остались верны учению о непротивлении.

В США за время Первой мировой войны военным трибуналом были осуждены и приговорены к тюремному заключению 361 верующий. Сроки от года до пожизненного тюремного заключения получили 142 человека. Из осужденных 17 человек были приговорены к смертной казни, однако ни один из этих суровых приговоров не был исполнен. Через несколько месяцев после окончания войны большинство заключенных военнослужащих были амнистированы по указу президента.

Испытаниям подверглись и церкви. В некоторых местах верующих всячески оскорбляли и даже избивали. Некоторые молитвенные дома перекрашивались в ярко-желтые цвета. Известны два случая, когда их сожгли дотла. В штате Канзас два человека отказались купить облигации военного займа. За это их облили горячей смолой и вываляли в куриных перьях. Служитель одной из церквей штата Огайо ночью  был вытащен из постели и обрит наголо. В штате Южная Дакота толпа, подстрекаемая местным комитетом по распространению облигаций военного займа, забрала у некоторых верующих фермеров домашний скот на сумму, превышающую 40 тыс. долларов…

Реклама
Запись опубликована в рубрике Наше кредо с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s