Непротивление в период Реформации

%d1%81%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d1%81%d0%b2%d0%be%d0%b5%d0%b3%d0%be-%d0%b2%d1%80%d0%b0%d0%b3%d0%b0

Непротивление в период Реформации

Роджер Л. Берри

Источник: Берри Р.Л. История Божьего мира. Ефрата (Пенсильвания, США): типография «Благодать», 2011. Глава 17. Избранные фрагменты, с. 334-338, 340-342, 357-363, 367-369.

С особого разрешения дирекции «Международное Господнее служение».

Швейцарские братья
За несколько лет до своей смерти Цвингли встретился со своими последователями, чтобы обсудить возникшие между ними разногласия. В период Реформации такие встречи были обычными. Люди называли их диспутами. Поведенная в октябре 1523 года встреча с Цвингли стала известна под названием «Октябрьский диспут». Этот диспут изменил историю Реформации не только в Швейцарии, но и по всей Европе. Диспут был организован Ульрихом Цвингли. Главным его оппонентом был двадцатисемилетний Конрад Гребель. Кроме него против Цвингли выступал друг Конрада Симон Штумпф.

Гребель и Штумпф устали от того, что Цвингли не выполняет многих своих обещаний. Несколько лет назад он обещал отменить мессу и разрешить всем прихожанам пить из чаши на Вечере Господней. Кроме того, Цвингли не раз ставил под сомнение крещение в младенческом возрасте, но вот уже долгое время ничего об этом не говорил.

В первый день разговор шел спокойно. Говорили о статуях и образах, к которым Римско-католическая церковь относилась с таким почтением и даже поклонялась им. Все собравшиеся единогласно высказались против использования образов в церкви. На второй день единодушно осудили мессу, назвав ее «мерзостью в Божьих глазах». Однако Гребеля и Штумпфа беспокоило то, что Цвингли не предпринял конкретных шагов для избавления от этой «мерзости пред Господом».

Гребель поднялся со стула и напрямик спросил Цвингли, почему тот не отменяет мессы. На что Цвингли незамедлительно ответил: «Мои господа (т.е. городской совет Цюриха, — прим. ред.) решат, какое постановление принять в отношении мессы». Это заявление поразило Штумпфа. Он воскликнул: «Господин Ульрих, Вы не имеет права отдавать решение этого вопроса в руки господ (городского совета). Решение уже принято, и его принял Дух Божий!»

На поверхность, наконец-то, всплыло одно из главных разногласий, существовавших между Цвингли и его разочаровавшимися последователями! Цвингли стремился к созданию Церкви, основанной на учении Нового Завета. Однако он хотел получить согласие городского совета на внесение изменений в церковь. Цвингли считал, что совет должен узаконить все эти изменения. Гребель и Штумпф тоже хотели, чтобы церковь во всем следовала учению Нового Завета. Но для этих братьев учение Библии было авторитетнее решения любого из всех существующих советов. Однако Цвингли отказался изменить свое мнение. «Как совет решит, так и будет!» — сказал он.

После бурного Октябрьского диспута Штумпф и многие другие последователи Цвингли были в недоумении. Что же делать? Может быть, стоит уступить Цвингли или, наоборот, продолжать настаивать? Через некоторое время этот вопрос был решен. В ночь на 21 января1525 года, через год и три месяца после Октябрьского диспута, более десяти человек собралось в доме Феликса Манца. Манц был очередным разочарованным последователем Цвингли. Собравшись в доме, расположенном рядом с Гронсмюнстером — собором, в котором проповедовал Цвингли, братья поделились друг с другом своими переживаниями.

Все они были единодушны относительно проведения Вечери Господней, ошибочности крещения младенцев и других лжеучений, от которых Цвингли не решался отказаться. Кто-то, из присутствующих там братьев, подробно описал все, что произошло той зимней ночью. Вот отрывок: «И были они вместе до той поры, пока всех их не охватило беспокойство и сильное побуждение к действию. Опустившись на колени пред Всевышним Богом, Который на небесах, они воззвали к Нему, как к Тому, Кто знает сердца людей. Они молились, чтобы Он дал им познать Его Божественную волю и проявил к ним Свою милость… После молитвы Георг из дома Якоба Блаурока поднялся и попросил Конрада Гребеля ради Бога крестить его истинным крещением на основании его разумения и веры. Когда Георг склонился с таким желанием и просьбой, Конрад крестил его…»

После этого, Георг Блаурок крестил всех присутствовавших там братьев. Они разошлись, пообещав друг другу воздерживаться от мирского образа жизни, посвятить себя проповеди Евангелия и держаться веры. Эти вновь крестившиеся христиане решили проповедовать Евангелие всякому человеку, который готов их слушать. Поскольку они жили в Швейцарии и называли себя братьями, их вскоре стали называть «швейцарскими братьями». Цвингли сурово осудил швейцарских братьев. Он называл их оскорбительным в то время словом «анабаптисты», что означает «перекрещенцы».

Братья были против крещения людей в младенческом возрасте. Они вообще не считали это крещением. Поэтому они и считали себя перекрещенцами. Цвингли, Лютер и Римско-католическая церковь утверждали, что крещение младенцев практиковалось Ранней церковью. Швейцарские братья настаивали на том, что человеку необходимо покаяться, уверовать во Христа и осознать, какой важный шаг он делает перед тем, как принять крещение. Библия очень ясно учит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет…» (Мк. 16:16). Как может младенец настолько познать Христа, чтобы уверовать в Него перед крещением?

Братья знали, что Цвингли и его последователи начнут против них гонения, и все равно бесстрашно проповедовали Евангелие. В феврале 1525 года Гребель и его брат во Христе Феликс Манц ходили от дома к дому, свидетельствуя, крестя и совершая Вечерю Господню для жителей Цюриха. Вскоре швейцарские братья уже проповедовали Евангелие в соседних городах. Особенно плодотворной была проповедь в Санкт-Галлене, где братья привели к Христу и крестили более 500 человек. Самый запоминающийся момент в служении Гребеля произошел в апреле, когда он на реке в этом городе крестил огромную толпу людей.

В октябре того же года Гребель, Блаурок и Феликс Манц были осуждены и посажены в тюрьму. Согласно сохранившимся записям, власти приговорили их к «заточению в башне (эта башня использовалась для заточения людей, обвиняемых в колдовстве) за анабаптизм и непристойное поведение, где им давали хлеб и воду, а посетителей к заключению не допускали.

Зимой 1525-1526 годов в тюрьмы попало много анабаптистов. На протяжении долгих зимних месяцев прохожие часто слышали песни и молитвы мужественных узников. Гребель мудро использовал свое время в тюрьме. Он писал наставление о крещении для своих последователей и обратился в городской совет за разрешением опубликовать его. Вместо удовлетворения этой просьбы Гребеля городской совет приговорил его и других узников-анабаптистов к пожизненному заключению. Через четырнадцать дней неизвестный человек помог им бежать. Конрад бежал на юг Швейцарии, но, заразившись чумой, заболел и умер.

Гребель проповедовал только год и восемь месяцев, «чистосердечно подвизаясь за веру» (Иуд. 3). Швейцарские братья и другие группы анабаптистов ощутили влияние его проповедей много лет спустя.

Первый мученик из швейцарских братьев
Уже через две недели после побега из тюремной башни Цюриха, Феликс Манц (а может быть и еще кто-то из братьев) вновь проповедовал и крестил. На протяжении года и двух месяцев его проповеди услышали во многих кантонах Швейцарии. Его не раз ловили и сажали в тюрьму. Однажды кто-то заметил: «Вряд ли в местах, где служил Манц, была тюрьма, которую он не успел почтить своим присутствием».

Чуть меньше, чем через два года после первого январского крещения швейцарских братьев Манц был арестован в последний раз в своей жизни. Он стал первым анабаптистом, казненным за свою веру. Городской совет Цюриха приговорил неутомимого проповедника к смертной казни за то, что «вопреки христианским постановлениям и обычаям, он был вовлечен в анабаптизм… и сам признался, что выразил желание объединить людей, которые желают принять Христа и следовать за Ним, и соединиться с ними через крещение».

Смертный приговор гласил: «Манца следует отдать в руки палача, который должен посадить его в лодку… связав ему руки и ноги… свести связанные руки под согнутыми коленями, просунуть под колени над его руками палку и бросить в воду… чтобы таким образом удовлетворить требования закона и правосудия…»

Пришел день исполнения приговора. Манц слышал тяжелые шаги палачей, собирающихся вывести его из тюремной камеры. Они повели связанного Манца через рыбный рынок к лодке, с которой должны были столкнуть его в реку. Вы думаете, что идущий на смерть человек молил о пощаде? Феликс Манц вел себя иначе. Во Христе Манц имел достаточно силы, чтобы быть совершенно бесстрашным перед лицом смерти. В то время как палачи тащили его по улице вдоль торговых лавок, он прославлял Бога и радостно провозглашал людям, что его собираются убить за истину.

К трем часам дня ужасное шествие закончилось на месте казни. Нет, глубокие воды замерзающей реки Лиммат не испугали страдальца в предсмертный час. Присутствовавшие там люди рассказывали, что Манц не обращал внимания на цвинглианского служителя, пытавшегося убедить его отречься от анабаптистского учения. Зато Феликс растроганно слушал, как его мать и братья, находившиеся на другом берегу, ободряют его держаться своей веры. Когда палач начал связывать Манца, тот воскликнул: «Отче! В руки Твои предаю дух мой!»

Холодные воды реки с головой поглотили тело Манца, но они не могли потушить огонь ревности его братьев по вере. После смерти Манца они продолжили его дело. В отличие от Гребеля Манц не оставил после себя многочисленных письменных трудов. После  него осталось несколько писем, свидетельство и восемнадцатистрочный гимн. Этот отрывок из его прощального письма свидетельствует о его вере в Бога, верности Ему во всех испытаниях и мучениях: «Любовь к Богу через Иисуса Христа — это единственное, что устоит и победит; хвастовство, оскорбления и угрозы прекратятся. Лишь только любовь угодна Богу…
Христос не имел ненависти к людям; и Его ученики также не имеют ненависти к людям… Я  буду заканчивать свое завещание… Я твердо решил быть верным Христу, доверять Тому, Кто знает все мое горе и имеет силу, чтобы избавить меня. Аминь»…

Символ веры анабаптистов
Через два года после январской встречи в доме Феликса Манца в 1525 году анабаптистские проповедники уже пронесли Благую Весть по всей Швейцарии, южной Германии и Моравии. Против анабаптистов восстали католики, лютеране и цвинглиане. Обычно протестантов преследовали только католики, но в этот раз сами протестанты казнили первого мученика-анабаптиста.

Казалось, что после казни Манца движение швейцарских братьев вот-вот исчезнет. В восточной части Швейцарии, где анабаптистами стали сотни человек, гонения грозили уничтожить все их собрания. В такое тяжелое время церкви особенно необходимо было объединиться, придерживаясь единого вероучения. И вот, когда швейцарским братьям грозила опасность быть захлестнутыми волной гонений, среди них появился новый служитель, сделавший очень много для их объединения.

Его звали Михаэль Саттлер. Он осознавал, что швейцарским братьям необходимо иметь единые цели и верования. В то время уже появились лжеучители, стремившиеся посеять заблуждения. Братьям очень был нужен свод основных принципов веры и церковного порядка, которыми они могли бы руководствоваться. Саттлер встретился с другими братьями-служителями в маленькой деревушке Шлайтхайм, расположенной на границе между Швейцарией и Германией. Они дали взаимные обещания вместе трудиться и по мере возможности поддерживать друг друга, перенося гонения за Христа вместе. Один из них, скорее всего Саттлер, изложил символ веры швейцарских братьев. Остальные братья согласились с написанным и таким образом единодушно заявили миру о своей вере. Этот важный документ стал называться «Шлайтхаймским символом веры». Это первый символ веры, написанный анабаптистами.

Щлайтхаймский символ веры не содержит подробный список всех учений ранних анабаптистов. Например, он не касается вопросов веры в Бога, Христа, Святого Духа, спасения или будущей жизни. Но он объясняет те учения, которые они понимали не так, как католики и протестанты. Символ веры четко определяет учение анабаптистов о крещении, об отлучении от церкви, о Вечере Господней, об отделении от мира, о месте служителя в церкви,  об использовании оружия, о клятвах и присягах…

Большая часть из семи разделов (названных статьями) Шлайтхаймского символа веры начинается словами «Мы пришли к согласию…» По этой причине братья назвали его «Братским согласием». Вот некоторые из важный учений, по которым братья пришли к согласию: «Мы пришли к согласию относительно отделения от зла и порока, которые дьявол насадил в этом мире. И решили, что мы не будем иметь с ними ничего общего и не будем участвовать в их омерзительных делах…

Мы пришли к согласию в вопросе об использовании меча. Бог заповедал использование меча для тех, кто не живет по новому совершенному завету Христа… Многие люди, не понимающие волю Христа для жизни христианина, спросят: «Можно ли или должен ли христианин противостоять нечестивым с мечом, защищая благочестивых или ради любви?» Люди мира сего вооружены железом и сталью, оружием христиан должно быть оружие Божье, которым является истина, праведность, мир, вера, спасение и Слово Божье.

Мы пришли к согласию, говоря о клятвах… Христос, уча совершенному закону, заповедал Своим ученикам не клясться… И Христос привел доводы, почему нам не нужно этого делать: «Не клянись… потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» (см. Мф. 5:33-37). Итак, вы видите, что любые клятвы запрещены. Мы не можем выполнить условия клятвы, ибо мы не можем изменить в себе и самого малого».

Как вы уже заметили, в своем понимании некоторых библейских учений, швейцарские братья не соглашались ни с Римско-католической церковью, ни с протестантами. Большинство католиков и протестантов отвергли анабаптистское учение об использовании оружия и клятв. В отличие от протестантов, анабаптисты отказались занимать какие-либо правительственные посты. В период Реформации протестанты все еще придерживались идеи Римско-католической церкви, что для того, чтобы сделать мир более «христианским», церковь и государство должны быть в союзе. В противовес этому анабаптисты считали, что назначение церкви на земле — проповедовать Евангелия: «Итак, идите, научите все народы… уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мф. 28:19-20). Правительство же должно быть отмстителем «в наказание делающему злое» (Рим. 13:4).

Анабаптисты были твердо убеждены, что христиане не могут одновременно участвовать и в церковных, и в государственных делах. Из-за этого убеждения о полном отделении церкви от государства анабаптистов нельзя отнести ни к протестантам, ни к римокатоликам…

Ранние анабаптисты в Нидерландах
Несмотря на всю ложь, сопровождавшую трагические события в городе Мюнстере 1534-1535 годов, в Нидерландах оставались анабаптисты, которые твердо стояли за истину. Они остались верными библейскому учению непротивления и полного послушания Богу даже во времена жестоких гонений.

Такими были братья Обби и Дирк Филлипс. Раньше они придерживались взглядов Мельхиора Гоффмана, но вскоре поняли ошибочность его учения о Пришествии Христа. Крайние взгляды мюнстеровцев они также полностью отвергли. Обби так говорил об этом: «Знает Бог, что я и Дитрих Дирк никогда не верили, что применение оружия — правильно. Мы твердо выступали против него, но это не помогло. Большинство людей были склонны поддерживать вооруженное сопротивление».

Непротивящиеся голландские анабаптисты видели в Обби своего духовного наставника. Вскоре этих смиренных христиан стали называть оббинитами. После нескольких лет гонений Обби уехал в Германию. Нам очень мало известно о том, что он делал или чему учил после этого переезда. Относящийся к 1540 году список нидерландских анабаптистских старейшин содержит печальное примечание о том, что Обби отпал от веры. Возможно, его изнурили гонения. Может быть, он вернулся в Римско-католическую церковь. Никто точно не знает, что произошло. Но его брат Дирк остался верен анабаптистским убеждениям.

Остались ли миролюбивые анабаптисты Нидерландов без главы? Бог не позволил этому произойти! Вскоре после того, как Обби Филлипс стал анабаптистским служителем, он рукоположил на служение человека, который в прошлом был католическим священником. Этого нового верующего звали Менно Симонс. Необычным был его путь к Богу, а жизнь преисполнена глубоких страданий за истину. В возрасте двадцати восьми лет он стал священником церкви в своем родном городке в голландской провинции Фрисляндия. Люди, приходившие послушать Менно Симонса, вероятно, считали его высокообразованным человеком. Менно проповедовал лучше любого другого священника в округе. Однако никто не догадывался, что Менно был практически не знаком с Библией. Он был подготовлен к священничеству и даже проповедовал, не изучив Библию! Благодаря Римско-католическим молитвенникам, планам церковных служений с заданными темами проповедей на каждое воскресение, это было вполне возможным.

Позже Менно очень стыдился своего неведения. «Я за всю свою жизнь ни разу не коснулся к Нему (Писанию). Я боялся, что чтение Писания может ввести меня в заблуждение. Посмотрите же, каким несведущим проповедником я был на протяжении этих двух лет!» Менно слышал, что Лютер и Цвингли изучали Библию и что с ними произошло! Они покинули Римско-католическую церковь и стали врагами папе и императору.

Уже в первый год своего служения священником в Фрисландии Менно стал задумываться на доктринами католической церкви. Менно писал: «Почти каждый раз, когда на мессе я не Хлеб и Чашу, мне в голову приходила мысль о том, что они не были Плотью и Кровью Господа. Я воспринимал эти мысли как нападки дьявола, с целью сбить меня с пути моей веры. Я часто плакал и раскаивался в этих мыслях, исповедовался в них, но они никогда меня не оставляли». И Лютер, и Цвингли отвергали учение о том, что во время мессы Хлеб и Чаша превращаются в настоящие Тело и Кровь Христа. Как поступит Менно? Его одолевали сомнения. А что если и все остальные церковные обряды и учения ложны?

Менно писал: «В конце концов, я решил тщательно исследовать Новый Завет. И сразу же обнаружил, что церковь обманывала нас. Моя совесть, обличавшая меня в вышеупомянутом вопросе о Хлебе и Вине, мгновенно сама собой успокоилась, хотя я и не получил постороннего наставления…»

Менно стал использовать в своих проповедях то, что он узнавал из Библии. Вскоре люди начали говорить друг другу: «Менно великий человек — он так хорошо знает Библию! Популярность Менно все возрастала, тем не менее, мира с Богом он не имел. Впоследствии он так писал об этом: «Все желали видеть и искали меня, мир любил меня и я любил мир. Люди говорили, что был хорошим человеком, и что я проповедовал Слово Божье». В глазах же Бога знание Библии не делало Менно «хорошим» человеком. Он был лицемером и прекрасно знал об этом. Он учил одному, а делал совсем другое. Его жизнь была пустой и бесплодной. Почти все свое свободное время он играл в карты и пьянствовал.

Но Святой Дух продолжал работать в жизни Менно, побуждая его к дальнейшему изучению Библии. В это время Менно узнал о недавно возникшей группе голландских христиан. Эти люди учили, что человек может принять крещение, только если он лично верит в Христа и открыто заявляет о своей вере. Менно исследовал Библию. Он не нашел даже намека на основание для ложного Римско-католического учения о крещении младенцев.

Менно находился на распутье своей духовной жизни. Что делать: присоединиться к гонимым анабаптистам или дальше проповедовать в Римско-католической церкви? Менно знал о нечестии мюнстеровцев. Если анабаптисты такие, он не хотел бы иметь с ними ничего общего! Какое-то время Менно оставался в Римско-католической церкви, проповедуя против бунтовщиков-мюнстеровцев. Став «защитником веры» от заблуждений мюнстеровцев, он приобрел еще большую известность. Однако Менно по-прежнему оставался несчастным. С одной стороны, он обрел популярность, развенчав заблуждения мюнстеровцев, с другой стороны, восхищался их готовностью умереть за то, что они ошибочно считали правильным. Будет ли его душа удовлетворена жизнью в известности, безопасности и роскоши?

Случай, произошедший в соседнем монастыре, сделал внутреннюю борьбу Менно невыносимой. Около трехсот анабаптистов, включая и родного брата Менно, попытались найти в этом монастыре убежище от гонений. Все они были убиты. Опечаленный Менно писал: «После произошедшего события кровь этих людей, несмотря на их заблуждение, легла… грузом на мое сердце… Я размышлял о нечистоте своей плотской жизни, я осознавал, что под маской моего плотского благочестия скрываю лицемерие и идолослужение… Я видел, что эти ревностные дети, хотя и заблуждались, но с радостью отдавали свои владения и жизнь за свое учение и веру».

К этому времени у Менно уже созрело решение. Он должен разорвать отношения  с Римско-католической церковью и оставить легкую жизнь. Его беспокойный дух не оставлял ему права выбора. «Душа моя встревожилась, — писал он впоследствии. — Я думал о будущем и понял, что если даже и приобрету весь мир и проживу тысячу лет, а в конце жизни все равно испытаю не себе гнев Божий, то какая же польза от всего, приобретенного мной (Лк.9:23-25)?»

До этого момента вся религиозность Менно заключалась только в его знаниях. Он верил в существование Иисуса и Библии, но сейчас он понял, что такой веры было недостаточно. Он покаялся, принял спасение верой в Жертву Иисуса Христа и отдал свою жалкую, нечестивую жизнь в руки своего нового Господина… В 1536 году, примерно в то время, когда Менно Симонс стала анабаптистом, Карл V издал указ о преследовании и полном истреблении всех анабаптистов. Это повеление было размножено и провозглашено на всех территориях, подвластных Карлу V, включая Нидерланды.

Вот отрывок из его указа: «… Все, оскверненные проклятой сектой анабаптистов, независимо от того, в каком состоянии они находятся и какое положение занимают… должны быть лишены жизни и имущества, будучи незамедлительно подвергнуты самым жестоким наказаниям… Все другие люди, которые были перекрещены или тайно… укрывали выше упомянутых анабаптистов, и теперь отрекаются от их злых намерений и убеждений, искренне сожалея о содеянном, (все равно) должны быть убиты мечом. Женщины должны быть живьем похоронены в земле. Более того, мы запрещаем нашим подданным просить о помиловании, прощении для вышеупомянутых анабаптистов… Мы не позволим, чтобы к анабаптистам было проявлено хоть малейшее сочувствие, они должны быть наказаны в качестве примера другим людям…»

Из-за этого указа на всех подвластных императору Карлу V территориях, включая не только Нидерланды, но и Германию, Богемию и другие страны, на анабаптистов обрушились невероятные страдания. Анабаптисты, оставшиеся верными учению непротивления, продолжали любить своих врагов даже тогда, когда те были беспощадны. Для них непротивление означало отказ не только от военной службы, но и от любого противостояния и мести. Они ежедневно исполняли библейскую заповедь: «Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Лк. 6:28-29).

Наиболее трогательный пример того, как анабаптисты любили своих врагов, описан в книге «Зеркало мучеников». В голландском городе Асперен был заключен в тюрьму верный брат по имени Дирк Виллемс. Сумев освободиться из тюрьмы, он бросился бежать через замерзшую реку. Лед на реке был предательски тонок, однако Дирк продолжал бежать по нему. Оглянувшись назад, он увидел, как его преследователь провалился под лед. Не раздумывая, Дирк бросился спасать утопающего человека. Дирк помог ему выбраться из воды. После случившегося преследователь хотел отпустить Дирка, но стоящий на берегу бургомистр (глава города) запретил ему. Они отвели Дирка в тюрьму и впоследствии сожгли заживо на медленном огне. Дирк добровольно отдал свою жизнь ради Христа…

Анабаптисты в Англии
С того момента, как Елизавета I Тюдор провозгласила себя главой церкви Англии, и до наших дней главой государственной английской церкви считается король или королева Англии. А сама церковь стала называться Англиканской. Англиканская церковь сохранила множество учений, обрядов и праздников Римско-католической церкви… Английские власти преследовали каждого, кто осмеливался не соглашаться с Англиканской церковью, ее учением или королевой, возглавившей эту церковь. Католики и протестанты страдали в одинаковой мере.

Некоторые анабаптисты бежали в Англию из других стран, надеясь избежать гонений. Однако, увы, они снова попали под гонения, теперь уже Елизаветы. Королева дала людям знать о своем отношении к анабаптистам и подобным им «еретикам».

В 1559 году епископ Англиканской церкви сообщил королеве следующее: «Мы обнаружили большую подозрительную группу… анабаптистов и других вредителей. Я не знаю, как они появились, но они появились, как всходят грибы в ночной тьме…» Королева сразу же повелела всем «еретикам» либо повиноваться Англиканской церкви, либо незамедлительно покинуть пределы страны. Этот указ упоминал «анабаптистов и подобных им еретиков, которые толпами стекались в прибрежные города Англии из заморских портов, спасаясь от гонений».

Однажды пасхальным утром английские власти задержали около двадцати анабаптистов. Лондонский англиканский епископ расспросил их об их убеждениях: о крещении младенцев, произнесении клятв, непротивлении и других противоречащих Англиканской церкви учениях. Епископ угрожал людям наказанием. Некоторые из задержанных отреклись от своей веры, но большая часть твердо стояла на истинную веру. Четырнадцать из них вынуждены были немедленно покинуть Лондон, двое были избиты и протянуты за телегой по дороге. Очевидно, такие пытки часто применялись в Англии. Впоследствии двое людей из этой группы были сожжены за свою веру.

Была ли успешной Реформация?
Итак, вы знаете, что Лютер отверг Римско-католическую церковь. Цвинглиане и англиканцы поступили подобным же образом. Анабаптисты не могли согласиться ни с католическим, ни с протестантским учением. Католики преследовали протестантов; протестанты — католиков, а католики и протестанты вместе — анабаптистов. Все эти события происходили в период Реформации. Можно ли назвать такую путаницу успешной? Скорее всего, нельзя. Однако все зависит от того, с какой стороны смотреть.

Реформация принесла в Европу, по крайней мере, несколько положительных перемен. Многие страны, особенно Голландия, Англия, частично Швейцария и Германия, сбросили с себя иго правления папы и Римско-католической церкви. Многие европейцы осознали, что спасение не приобретается с помощью индульгенций, участия в Причастии и исповеди священнику, а дается через веру в Иисуса Христа. Глядя на такие положительные перемены, Реформацию нельзя назвать полным провалом.

С другой стороны, Реформация способствовала почти по всей Европе кровопролитию и насилию. И насилие заключалось не только в преследовании немногих истинных христиан. Во имя христианства велись войны и возникли конфликты. Вспомните Крестьянскую войну, войны между католиками и протестантами, мюнстерскую трагедию и гонения королевы Марии I Тюдор.

Как вы уже, наверное, заметили, Реформация принесла с собой неописуемые и ненужные страдания тысячам людей. Даже сам Лютер, одобрявший гонения анабаптистов, однажды признался: «Сожжение еретиков противоречит воле Духа Святого… Мысли и чувства человеческой души известны только одному Богу. По этой причине… невозможно повелеть или заставить человека уверовать в то или другое. Для этого нужен иной подход. Применение силы здесь не поможет… Божье Слово озаряет сердца людей, и только таким образом вся ересь и лжеучения могут быть искоренены из человеческого сердца».

Насколько иначе могла произойти Реформация, если бы сам Лютер и другие люди прислушались к этому совету! Относительно небольшое количество верующих людей, живших в период Реформации, действительно следовало заповеди нашего Господа: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного… Итак, будьте совершены, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:44-48).

Истинные христиане твердо продолжают стоять за правду. Нельзя сказать, что Реформация вообще не удалась и не пронесла ничего положительного. Ведь в это время тысячи людей стали жить по воле Божьей. Как вы уже знаете, многие из них пострадали и умерли за свою веру. Однако нельзя забывать, что страдания не закончились сразу после Реформации. За последующие пятьсот лет мир очень сильно изменился. Но Божье Слово не претерпело изменений. Слава Богу за то, что многие люди в наше время в этом изменчивом мире продолжают следовать неизменному Слову Божьему и исполнять его.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Наше кредо с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s