Лев или Агнец?

%d0%bb%d0%b5%d0%b2-%d0%b8-%d0%b0%d0%b3%d0%bd%d0%b5%d1%86

Лев или Агнец?

Гололоб Г.А.

В книге Откровение мы встречаем два художественных образа, описывающих Божьего Сына, Иисуса Христа. «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле» (Откр. 5:1-7).

Как видим, здесь к Иисусу Христу применены два образа — Лев и Агнец. Какое необычное сочетание в свете того, что между ними невозможно найти чего-либо общего! Нам бы хотелось вникнуть в эту символику, попытавшись понять, каким образом можно совместить между собой обе эти метафоры. Если Агнец всегда означал беспомощность, а Лев — силу, то как одна и та же личность, может иметь столь противоречивые характеристики? Либо они должны относиться к разным сторонам ее характера, либо одно качество преобладать над другим, либо оба они должны проявляться в этой личности по очереди. Ниже мы попытаемся разобраться в этом вопросе вплотную. Возможно на этом пути нас ждут новые открытия, которые позволят нам еще лучше понять всеохватный и безграничный характер Божьей любви.

Образ Льва в Библии
Нет особых трудностей для того, чтобы понять причину, по которой автор книги Откровение изобразил Иисуса Христа в образе Льва. Сам наш текст говорит: «Он победил и может (достоин) раскрыть эту книгу». Иное дело объяснить: что это была за победа? Мы ожидали бы увидеть здесь — в конце человеческой истории – всех врагов Божьих покоренными у Его ног. Очевидно, это только начало апокалиптического описания эсхатологических событий. И уже здесь говорится о победе как совершившемся действии? Может быть, Лев победил уже на земле? Но где же поверженные враги? Где военные трофеи? Где темницы с пленными? Их нет. Есть лишь большое число («тьмы тем и тысячи тысяч») искупленных кровью Христа «из всякого колена и языка и народа и племени». Как все это понимать?

Давайте осмотримся, чтобы понять общую обстановку Последнего Суда. Боговдохновенный автор был в духе перенесен в последние дни человеческой истории, где ему в завуалированном виде были показаны будущие события общемирового значения. Перед его духовным взором открылся на небе престол с Сидящим на нем. Свидетелями всего того, что должно было произойти на Земле в последние дни, были три категории существ: четыре животных, двадцать четыре старца и большое множество ангелов (Откр. 4-5). «А где же люди?» — спросите Вы. Подождите, все узнаем по порядку. Относительно ангелов у нас нет никаких вопросов, но кто такие животные и старцы? Первых только четверо, вторых — двадцать четыре. Определить первых можно по следующему описанию из предыдущей главы: «четыре животных, исполненных очей спереди и сзади» и «каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей» (Откр. 4:6, 8). Попытаемся разобрать метафоры крыл и очей.

Разумеется, автор книги Откровение мыслил образами ветхозаветных пророчеств, откуда мы и должны почерпнуть недостающие нам сведения о существах, присутствующих на последнем Божьем суде. И вот здесь мы встречаем «шесть крыльев» у особого класса Божьих ангелов — серафимов, всегда находящихся в присутствии Бога (Ис. 6:2). По убеждениям древних евреев, серафимы передвигали по небу огненную колесницу, на которой восседал Господь, поэтому их число соответствовало четырем вращающимся «колесам» (Иез. 1:14-21).

Почему же эти серафимы или животные имели шесть крыльев? Это — литературный образ, поскольку в действительности ангелы не нуждаются в крыльях для того, чтобы передвигаться в пространстве. А выражают эти крылья три функции: 1) летать; 2) закрывать глаза, поскольку Бога нельзя было видеть; и 3) покрывать ноги, поскольку именно ноги в древности нуждались в омовении, поскольку запылялись чаще и больше всех остальных частей тела. Конечно, ангелы (серафимы) не имели контактов с земной пылью, однако в видении пророка Исаии они отражали не небесное положение вещей, а земное, почему и были представлены боговдохновенному автору в образах, понятных слабому человеческому разуму. Впрочем, сказанное относится и к функциям «летать» и «закрывать глаза».

Но что означали глаза, которые имелись на причудливых телах четырех животных? Эти очи мы встречаем повсюду: они есть у Бога (Зах. 4:10), у серафимов, которых Иоанн изобразил в виде четырех животных (Ис. 6:2; Откр. 4:6, 8), и даже у самого Агнца (Откр. 5:6). При этом часто они связываются с «семью духами Божьими», созерцающими «всю землю» (Зах. 4:10; Откр. 5:6; ср. Откр. 1:4). Неслучайно Иезекииль добавляет: «и дух животных был в колесах» (Иез. 1:21). При этом, число семь явно символическое, поскольку представляет полноту наблюдения за землею со стороны этих семи духов, которые перечисляются в тексте Ис. 11:1-2. Оказывается, эти духи представляют собой семь качеств Духа Святого, в полномочия Которого входит обеспечение жизненно важными дарами всего Божьего творения (Ин. 1:9) и изъявление воли Божьей человечеству (Ин. 16:8).

Кто же такие старцы? Их функция одна: они поклоняются и славят Бога, причем полагая свои венцы к Его ногам (Откр. 4:10-11, 14). Поскольку они поют песнь: «Ты был заклан и Кровью Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка и народа и племени» (Откр. 5:9), следует признать, что это и есть спасенные во все времена люди. Почему же их двадцать четыре? Это также символическая цифра, описывающая полноту «Божьего народа», состоящего из ветхозаветных (включая и патриархов) и новозаветных праведников. Поскольку представителями первых были двенадцать патриархов, а последних — двенадцать апостолов, вместе они и составили число 24. Но эта часть народа Божьего, существование которой был открыто автору книги Откровение, уже перешла в небесный свой дом, поскольку в седьмой главе книги Откровение мы встречаем еще одно большое число искупленных язычников, пришедших от Великой скорби, которая должна была иметь место лишь в последние дни.

Почему нам важно знать свидетелей тех последних событий? Дело в том, что Господь Иисус был назван Львом не Богом и даже не ангелом, а лишь одним из старцев. Это может сыграть роль подсказки, где нам следует искать значение данного образа. Имеется лишь одно пророчество об этом у пророка Исаии: «Как лев, как скимен, ревущий над своею добычею, хотя бы множество пастухов кричало на него, от крика их не содрогнется и множеству их не уступит: так Господь Саваоф сойдет сразиться за гору Сион и за холм его» (Ис. 31:4). Вероятно, один из старцев вспомнил это пророчество, чтобы с его помощью обосновать власть Иисуса Христа вершить всеми судьбами мира. Впрочем, слово «лев» пророчески использовано и в более древних текстах Ветхого Завета, таких как: Быт. 49:9 и Числ. 24:9.

С чем же евреи связывали будущий приход на землю своего Мессии? Пророк Исаия говорит об этом следующее: «Близко время его, и не замедлят дни его, ибо помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова. И возьмут их народы, и приведут на место их, и дом Израиля усвоит их себе на земле Господней рабами и рабынями, и возьмет в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими» (Ис. 14:1-2; ср. Втор. 15:6). Этот текст был понят евреями в буквальном, а не в духовном смысле: они «будут господствовать над угнетателями своими», однако Новый Завет изменил его смысл: царство Мессии имело сугубо духовный, а не политический характер (напр. Мф. 5:1, 10; 18:3; Ин. 18:36). Это означало духовное господство царства Мессии над всеми народами (напр. Мф. 24:14; 28:18-20; Лк. 24:46-47; Рим. 10:12).

Сколько зла причинило Израилю это мнение о том, что он должен, если не политически, то экономически (посредством древнего ростовщичества) господствовать над другими народами! Сколько это мнение вызвало на себя негодования и людской ненависти, питая претензию еврейской нации на абсолютную исключительность и тем самым ложась на ее совесть черным пятном! Сколько нареканий и лишней напряженности оно породило для самого Израиля во всей его истории! Но разве Израиль не был избран Богом? Конечно же, был, но не безусловным образом, а на условии реального Ему послушания (Ис. 1:19-20; Рим. 2:28-29). Отвергнув же своего Мессию, как отдельная нация, израильский народ лишился этой своей древней привилегии (Мф. 21:41-43), хотя во время будущего правления антихриста он обратится к Богу (Рим. 11:25-27).

Как же это отпадение от Бога могло случиться? Евреи не поняли того, что весь Ветхий Завет был только тенью, а не реальностью будущего (Кол. 2:17; Евр. 8:5; 10:1). Даже еврейские пророки были вынуждены «исследовать» самостоятельно вопрос будущего, поскольку не видели его достаточно ясно своим пророческим даром (1 Пет. 1:10-11). Поэтому при чтении Писания на духовных очах еврейской нации до сих пор лежит покрывало неверия (Рим. 9:32; 11:23), не позволяющее ей видеть сказанное Богом правильно (Рим. 10:3; 2 Кор. 3:14-16). Это не значит того, что каждый еврей не способен покаяться или поверить, но в целом как народ евреи отступили от Бога, поэтому из израильского народа спасется лишь праведный «остаток».

Бог даровал Израилю ритуальный закон для того, чтобы тот на простых вещах учился пониманию вещей духовных, но Божий народ сделал этот закон самоцелью и не пожелал вникнуть в духовную сущность его сердцевины (Евр. 7:11-12, 22; 8:5-7; 9:9-11; 10:9). Он не захотел двигаться от земных образов-теней к духовной реальности, предпочтя оставаться в младенческом возрасте (Евр. 5:12-6:2). В результате он хорошо усвоил, что такое справедливое возмездие, но плохо, что же представляет собой милосердное прощение и «любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14). И лишь о немногих в Израиле можно было сказать, что «они стремились к лучшему, т.е. небесному» (Евр. 11:16).

Христос в Своей программной проповеди (Лк. 4:21) провозгласил наступление времени «юбилейного года», согласно которому всем пленным даруется не физическое, а духовное освобождение. Из чего это видно? Из того, что Он умышленно упустил часть пророчества Исаии: «… и день мщения Бога нашего» (Ис. 61:2). Это означало то, что даже пророк Исаия не знал того, что наступлению времени суда Божьего будет предшествовать наступление времени Его милости, а суд будет отсрочен до последнего времени новозаветным периодом благодати (Евр. 10:13). Поэтому ветхозаветные пророки ничего не знали о двух приходах Мессии. Кроме того, все евреи были уверены в том, что достойно встретят своего Мессию, но произошло то, о чем предостерегали их Божьи пророки — они Его не узнали и таким образом отвергли (см. напр. Ис. 52:14-53:3).

Наконец, сам суд, с которым евреи обычно связывали месть по отношению к своим врагам, в учении Иисуса Христа становится лишь «обличением» зла, которым оно и будет «истреблено», но, очевидно, не физическим уничтожением. В пользу этого говорит нам поражающий врагов меч, исходящий из уст Христа, означающий Слово Божье (Откр. 19:13, 15; ср. Ин. 12:48). Поэтому некоторые пророки говорили о будущем царстве Мессии как о времени «истребления уст лживых» и избавления праведников от ложных обвинений (см. напр. Пс. 11:4-6; 12:5). В других местах Писания говорится о том, что суд Мессии будет состоять как в научении Божьим путям, так и в обличении (греха) народов (см. напр. Ис. 2:3-4: Мих. 4:2-3). Наконец, имеются и такие, где говорится, что враги Божьи «расточатся» и «побегут» от одного лишь явления «лица Господня» (см. напр. Числ. 10:35; Пс. 67:2; Ис. 33:3; 64:2).

По всем этим причинам — ограниченности Ветхозаветного Откровения и его земных обетований — метафорический образ Льва требовал дополнения в виде другого, новозаветного по его сути. О нем и пойдет речь ниже.

Образ Агнца в Библии
Образ Агнца в Библии обычно связан с жертвоприношением. Человеческая вина требует принесения в жертву животного. Так обстояло дело в Синайском законодательстве, полученным израильским народом через Моисея. Здесь жертва была невинна и выполняла заместительную роль, неся с собой удовлетворение как Божьих требований, так и совести приносящего ее. Бог получал удовлетворение за грехи людей, сами эти люди — избавление и защиту от Божьего гнева (вернее, наказания). Ритуал такого законного убийства животного совершался лишь священником, но иногда жертвователь мог воспользоваться частью туши жертвенного животного в качестве своей пищи. Разумеется, такой обряд причинял страдания лишь животному, а жертвователь лишь жалел об этой потере. Никто другой из людей от этого не страдал.

Однако в Библии этот образ очень скоро начал относиться к людям, хотя и в сильно измененном виде. Например, в библейских псалмах в качестве жертвы часто изображен преследуемый нечестивой толпой рассказчик. Поскольку он оказывается в положении совершенно беспомощного человека, нередко он погибает (Иосиф и Иов — приятные исключения). Эта жертва оказывается жертвой несправедливого насилия, не имеющего ничего общего с искупительной. В результате принесения этой жертвы никто не спасается от вины или наказания, а наоборот, как бы устраняет со своей дороги некое препятствие. В отличие от жертвы искупительной, для которой всегда избирается непорочное животное, эта является чем-то уязвленной, неполноценной или непохожей на остальных, но в чем именно — нам еще предстоит разобраться.

Таким образом с периода царства в Израиле образ Агнца начинает приобретать смысл не законной, а преступной жертвы, которая затем получает дополнительные качества. В книгах великих пророков появляется тема Страдающего Слуги: «Он истязуем был, но страдал добровольно. Как овца, веден Он был на заклание и как агнец пред стригущими его безгласен, так и Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:7; ср. Деян. 8:32), которому предсказано было не только то, что он будет вынужден пострадать за свой народ, но и то, что после этого он должен получить власть управлять другими, т.е. уничтожить своих врагов. В итоге бывшей Жертве предоставляется право восторжествовать над ее врагами. Не означает ли данный тезис ответ на поставленный в начале нашей статьи вопрос? Действительно, этот ответ хорошо вписывается в канву как ветхозаветных пророчеств, так и книги Откровение: некогда страдающий Агнец теперь превращается во Льва, так что имеет сразу два эти имени. Тем не менее, Новый Завет ведет нас дальше, чем это ветхозаветное заключение.

Уже в Ветхом Завете мы встречаем интересное заявление Бога: «К чему Мне множество жертв ваших?» (Ис. 1:11). И отвечает через другого Своего пророка: «Милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6:6). Оказывается, Бог под внешней оболочкой системы жертвоприношений скрывал духовное содержание, состоящее в том, чтобы человек посвятил Ему не своих животных или имущество, а самого себя. А сделать это было невозможно плотским обрезанием, но лишь духовным — обрезанием сердца. Осуществить же это обрезание могла лишь та Жертва, в роли которой выступил Сам Бог, Иисус Христос. Эта Жертва приводит нас вплотную к образу Агнца, о котором свидетельствовал евангелист Иоанн (Ин. 1:29).

Итак, мы увидели три этапа в развитии темы жертвы, которая непосредственно связана с образом Агнца: начальный (искупительная жертва), средний (страдающая жертва) и последний (победная жертва). Что же означает это изменение смысла первоначально данной Богом жертвы? Это означает, что истина, обладающая главенствующим положением в израильском обществе, постепенно утратила свои позиции и превратилась в гонимую, а потому и виновную в глазах большинства представителей этого общества. Это означает постепенное вытеснение злом добра, которому следовало бы главенствовать. Соответственно, Божье наказание с других народов переходит на Его народ. В него посылаются пророки уже не с радостной вестью о грядущих благословениях Божьих, а с призывом покаяться под угрозой наказания. И лишь с последнего этапа в их вести мы обнаруживаем надежду на избавление от посланного наказания.

И все же на последней жертве нам следует остановиться более подробно. Что означает предсказанная в Ветхом Завете победная жертва, воплотившаяся в Иисусе Христе? Значит ли она не только духовное избавление от власти греха, но и победу над земными врагами, во что верили евреи? Мы не можем совместить между собой два эти понятия: победу в политическом смысле и победу в смысле духовном, поскольку они антагонисты. Если бы спасти от духовного рабства можно было бы при помощи святого насилия, Бог бы не послал в мир страдать и умереть Своего Сына. Поэтому святое насилие в своем воздействии на сознание грешников является «злом», не свойственным Богу, выразившему Свою природу в самом совершенном виде в Новозаветном Откровении. Поэтому мы не можем считать Агнца Божьего Божественным Мстителем, ожидающим покорения Своих врагов, понимаемых в политическом смысле. И здесь нам пора сопоставить второй образ Иисуса Христа в первым.

Попытка совмещения этих образов.
Сам наш текст, в котором упоминаются оба эти образа, уже содержит в себе подсказку о том, как нам следует их понимать. Если мы были внимательными, то заметили следующее: одним из старцев был объявлен Лев, но в реальности вышел вперед Агнец. Что это значит? Неужели внутри Агнца находился Лев? Наверное, Бог не перестанет удивлять даже достигших этих последних событий. Все небожители, представители человеческой и ангельской рас, ожидают явления Божественной силы, но, когда этот торжественный момент наступит, они увидят не Льва, а «Агнца как бы закланного». Так или иначе, но если слово «Лев» встречается в книге Откровение только однажды, то «Агнец» — несколько раз.

Что же все это означает? Это означает великий эсхатологический сюрприз: победа над мировым злом будет осуществлена не плотской силой, а духовной. Написано: «Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр. 12:11). Победа ценой своей смерти? Да, готовность умереть за истину есть вершина любого подвига. Лев, присутствующий в Агнце — очень сильный образ, подтверждающий важную идею смелости христианского непротивленца, борющегося со злом ненасильственными средствами. Действительно, если лев добровольным образом приносит себя в жертву, он становится похожим на агнца (1 Пет. 2:21). Если же агнец обладает смелостью для выражения протеста против сильного врага, он похож на льва (Притч. 28:1).

Получается, что речь идет не о физической, а о духовной победе Христа. Не случайно первое упоминание о ней мы находим даже до Его распятия: «Когда же сильнейший нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его…» (Лк. 11:22). Затем Сам Христос говорит следующее Своим ученикам: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, Я победил мир» (Ин. 16:33). Получается, новое царство Христа уже наступило. Он — полноправный правитель в сердцах и в жизнях верных Его последователей. Неудивительно, что к этой победе Господа также причастны и все верующие в Него (1 Ин. 2:13-14; 4:4; 5:4). Затем об этой победе говорится ангелу (пресвитеру) Лаодикийской церкви: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3:21). И как здесь не вспомнить пророческое обетование: «Не храбрым (достается) победа» (Еккл. 9:11)?

И лишь в тексте Откр. 17:14 говорится о какой-то другой победе Агнца над Его врагами, однако эта битва (очевидно, Армагедонская), произойдет уже в вечности, к которой земные понятия о ведении брани неприменимы (книга Откровение построена по повторяющейся схеме). Тогда же Иисус назван «верно судящим и воинствующим» (Откр. 19:11), однако снова-таки Его имя — «Слово Божье». Поэтому «из уст» Сидящего на белом коне «исходит острый меч, чтобы им поражать народы» (Откр. 19:15; ср. Евр. 4:12). Почему «из уст»? Потому что этот меч изображает Слово Божье. Все это значит, что слово «поражать» должно означать «судить» в смысле «обличить» (Ис. 2:4; Мих. 4:2; ср. Иуд. 15), а «убиты» и «трупы» в ст. 21 следует понимать соответствующим образом. Стало быть, этим Словом и будет судим мир в конце человеческой истории (ср. Ин. 12:47-48).

Но можно ли истребить врагов Божьих посредством только Его слова? Слово Божье — это источник не только Божественного знания, но и Божественной силы. Им Бог творил, спасал и будет судить мир. Хотя последнее нам видится исключительно в излиянии грозного гнева Божьего, оно вполне может выглядеть как строгое обвинение и вынесение приговора: оставить грешника сам на сам с его греховной природой (или в окружении таких же, как он грешников). Поскольку зло не имеет собственной сущности, стоит его лишить жизнедающей силы Бога, как оно сразу же станет ослабевать и рано или поздно исчезнет без приложения какого-либо воздействия извне (Еккл. 8:13; Пс. 79:17; 111:10; ср. Иов. 8:9; 14:1-2; Пс. 143:4). Это значит, что как только нечестивые люди израсходуют меру Божьего долготерпения, они просто обречены погибнуть, как засыхает отрубленная от ствола дерева ветвь. Смерть — это естественное состояние тех, кто по собственной вине оказался лишен Божьей поддержки и заботы.

Кажется, оба эти образа взаимно дополняют друг друга: во внешней нашей деятельности мы не можем проявлять силу льва, но в своей душе мы являемся этими львами, когда обличаем сильных мира сего в их нечестии (Мк. 6:17-18; 12:40; Деян. 24:25; Еф. 5:11). Именно активным своим «обличением» сильных мира сего, требующим смелости и силы духа льва, мы должны дополнять свое «неучастие в делах тьмы», являющееся в своей сути пассивным образом действия. И, напротив, внутри мы не похожи на агнцев, посланных в этот мир для его плотского завоевания, поскольку призваны бороться со злом лишь духовным оружием (2 Кор. 10:4; Еф. 6:12), но извне мы является этими агнцами, посланными в этот мир, как «овцы среди волков» (Мф. 10:16), поскольку готовы прощать и любить своих врагов.

Клайв Льюис избрал образ Льва для изображения Творца мира в своих знаменитых «Хрониках Нарнии». Однажды этот Лев позволил умертвить Себя, чтобы затем воскреснуть и показать свою власть даже над смертью. Великий английский писатель хорошо уловил суть евангельского повествования о Льве, скрывающемся в Агнце. Всем нам нужна смелость Льва для избавления людей не от политического, а от духовного гнета. Поэтому все мы должны заботиться о приобретении не плотской, а духовной власти, не силы Льва, а кротости Агнца, Сказать в лицо узурпатору «нет» перед угрозой смерти — вот где проявляется смелость Льва и кротость Агнца! Только таким образом мы сможем подражать той ненасильственной борьбе с силами зла, которая ведется нашим великим Полководцем. И в предверии наступления всемирного царства антихриста мы должны знать об этом.

Но как быть с тем, что апостол Павел говорит о покорении врагов под ноги Христа? Давайте рассмотрим этот отрывок Писания более подробно: «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:24-28).

О каких «врагах» говорит здесь апостол Павел? Христос отдаст Отцу царство, «когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу». Важно обратить внимание: «всякую». Это значит, что даже самая справедливая власть подразумевает использование насилия. Но насилием невозможно одолеть насилие. Поэтому эти слова апостола Павла напоминают нам следующие слова Иисуса: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:26-28; ср. Мк. 10:44).

Получается, Павел не противоречит Христу. Правда, между этими утверждениями существует и разница. Если в Евангелии Господь Иисус говорит об исчезновении господствующего начала лишь в церковном устройстве, то здесь апостол Павел изображает эту цель в ее всемирно историческом значении. Это потрясающая мысль — противопоставление централизованному правлению миром свободного устройства общества, основанного на владении правами широкой автономии.

Оказывается, настоящим «врагом» Христа является насилие, т.е. господство одного человека (народа) над другим и враждебность между людьми. Да, и весь контекст этого фрагмента говорит о победе над самым страшным врагом — смертью (см. ст. 26). Наконец, Иисус Сам покорится Отцу, но разве и это означает покорение врагов? Очевидно, что речь здесь идет не столько о покорении врагов (это лишь употребление ветхозаветного образа), сколько о прославлении Бога и подчеркивания Его правоты, а не грубой силы. Никогда нельзя забывать о том, что истина силой не доказывается, иначе она перестанет быть самодостаточной. Ниже мы попробуем применить символический образ Агнца для понимания современных событий.

Борьба Церкви с властью антихриста
Выше мы узнали о том, что образ Льва имел временное (ветхозаветное) значение и в Новом Завете был заменен образом Агнца. Если образ Агнца является основным в Божьем плане спасения, к которому двигалась история человечества, тогда соответствующим образом необходимо понимать и все события последних дней человеческой истории. Не может быть того, что Бог вначале установил более совершенный Завет, а затем сменил его менее совершенным. Если же с приходом Иисуса Христа на землю Божьи цели в этом мире достигаются при помощи перенесения страданий, а не установления священной диктатуры, тогда каким должно быть положение христиан в последние дни? Не могут же они опять возвратиться к соблюдению ветхозаветных установлений, основанных на идее возмездия или мести? Если последняя битва с силами зла будет вестись не плотскими средствами, а идейными, тогда христиане призваны бороться со злом лишь средствами убеждения не только в период Церкви, но и в последние дни человечества.

Ложь всегда дружила с насилием, поэтому если христианам последнего времени удастся это насилие разоблачить, зло лишится своей самой важной подпорки. Сегодня мы очень хорошо осведомлены в распространении лживой информации не только в ничем неподконтрольном интернете и в официальных СМИ. Можем ли мы считать, что нам уже пора поведать миру об основных признаках наступления царства антихриста, чтобы открыть другим людям его злобные замыслы и пагубную сущность. Кто-то может возразить: «Но ведь антихриста еще нет, да и мирового правительства то же. Куда нам спешить?» Это верно, но лишь отчасти, поскольку верно также и то, что в мире идет активная подготовка к созданию мирового правительства, и этого никто не скрывает. Поэтому мы не должны дожидаться прихода власти антихриста, чтобы он застал нас врасплох. Мы должны распознать признаки этого прихода и достойным образом подготовиться ко встрече с этим противником Божьим. И если он бросит против свидетелей Христовых последних дней свою плотскую силу, они будут бороться с его нечестивой властью только при помощи своего свидетельства об истине.

Всматриваясь в реальное состояние современного мира, мы видим, что на данный момент настоящими хозяевами жизни подавляющего числа людей является элитная группа лиц, представляющей собой вершину мировой финансовой пирамиды. Сегодня миром правят не президенты и не правительства, а эти финансовые магнаты, единоличным образом устанавливающие размеры мировых цен на сырье и товары производства и таким путем определяющие экономическое развитие даже ведущих промышленных стран. Разумеется, эти люди, не открывая своих настоящих имен, поскольку они принадлежат к полулегальной организации масонов, уже правят миром экономически. Политическое же господство — дело лишь времени. Поэтому выбрать из своей среды мирового правителя для них не составит большого труда: это может произойти в любой момент настоящего времени.

В одиннадцатой главе книги Откровение описывается удивительная история о двух свидетелях, которые должны будут открыть глаза Израилю на истинную природу антихриста. Эти два свидетеля будут убиты, но через три с половиной дня воскреснут и поднимутся на небо. Вполне вероятно, что это пророчество сбылось 11 сентября 2001 года. Падение двух башен-близнецов в Нью-Йорке открыло глаза не только американской нации, но и всем жителям нашей планеты на то, кто же в действительности правит миром. И хотя мы еще не знаем формального имени этого пока скрываемого до времени правителя, но уверены в том, что его правительство уже существует. Правда о падении двух башен-близнецов состоит в том, что это был не теракт, а хорошо спланированная операция, в которой было задействовано ЦРУ, обслуживающее фактически интересы не американского народа, а т.н. «невидимого правительства», скрывающегося под названием «транснациональные корпорации».

Этот обман, приведший к большим людским жертвам, был многосторонним. Первая фальсификация в официальной версии освещении этого события состояла в том, что на борту якобы угнанных самолетов не было ни одного террориста. В реальности самолеты всех авиакомпаний США уже давно управляются с земли, так что пилоты не имеют возможности радикальным образом изменить маршрут движений своих самолетов. Далее, башни-близнецы обрушились не потому, что в них врезались эти самолеты, а по той причине, что была введена в действие демонтажная система, состоящая из запуска нескольких взрывных устройств, расположенных на разных этажах и действовавших с небольшим опозданием сверху вниз. Наконец, никакой самолет не врезался в здание Пентагона, но в нем самом было заложено взрывное устройство. Самым страшным в этой истории явилось не то, что была обманута общественность, но что сознательно было уничтожено почти три тысячи ни в чем неповинных людей.

Истинное положение вещей об этом событии открылось людям не сразу. Некоторое время мало кто сомневался в официальной версии случившегося, но вскоре все резко изменилось, поскольку сегодня мало кто в нее верит. Такого размера розыгрыша еще не знала история, хотя он был состряпан довольно грубо. Создается впечатление, что лица, стоящие за ним, умышленно хотели дать остальным ясный намек: «Ваше дело — подчиняться нам, поскольку мы всесильны». Это напоминает собой «информационную» смерть двух «свидетелей» из книги Откровение, а потом их воскресение. Правду о подготовке к созданию мирового правительства пытались пресечь, но безуспешно. Через свидетельство этих «двух свидетелей» мир узнал правду о подлинных инициаторах этой катастрофы.

Если «свидетели» Апокалипсиса — это башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, тогда как быть с местом действия и с цифрами этого пророчества? Общепринято считать, что и в роли этих свидетелей должны быть люди, а не здания или то, что эти здания собой символизируют. Конечно, здесь есть над чем подумать, поскольку многие детали не совпадают или совпадают с определенной натяжкой. Однако, как и при толковании притчей Иисуса Христа, в объяснении отдельных образов Откровения, носящих аллегорический смысл, следует толковать не столько детали, сколько общий смысл послания библейского автора, доминирующий над этими деталями. В данном случае общий смысл проповеди двух «свидетелей» заключается в разоблачении нечестивого правления антихриста, основные признаки наступления которого мы уже видим в наши дни.

Но отказаться полностью от деталей мы не можем, поскольку они также символически выражают определенные идеи. При чтении одиннадцатой главы Откровения создается впечатление о том, что место действия обоих Божьих «свидетелей» — Иерусалим, упомянутый под именем «святой град». Затем говорится: «где и Господь их был распят». И, наконец, в этом тексте упомянут «дом Божий». Однако точное имя города не названо, что дает нам право искать дополнительные параллели с современностью. Действительность же свидетельствует нам о том, что реальным оплотом всего христианства до последнего времени были США. Именно с этим государством последних дней следует связывать такие понятия как «народ Божий», «дом Божий» и «храм», но не в еврейском их понимании, а в христианском, что сразу же меняет все дело.

Возникает вопрос и об измерении «дома Божьего» «тростью» (ст. 1). Кажется, этот образ здесь относится к суду над земным храмом, но последний был разрушен войсками в 70 г. по Р.Х. Стало быть, здесь идет речь о храме духовном (ср. 1 Кор. 3:16-17; 6:19-20), а значит и о духовном городе, т.е. Божьем народе, находящемся на земле в последние дни. Но суд остается прежним, и теперь его должны осуществить два «свидетеля». Поэтому они наделены необычными способностями, в том числе «сводить огонь с неба» (ст. 5) — еще один образ суда Божьего. Под судом, конечно, мы видим не физическое истребление, а духовное разоблачение, поскольку огонь исходит из их «уст» (там же). Получается, что в последние дни этим городом должно быть место, с которым связана жизнь Церкви Христовой, настоящего Израиля Божьего, пришедшего сменить плотской Израиль. Эта характеристика вполне соответствует столице США. Недаром кумраниты связывали истинный храм с Божьим народом (вернее с его верным «остатком»), а не со стенами земного святилища (ср. Откр. 21:3).

Принимая за истинный аллегорический способ толкования образов Апокалипсиса, мы можем заключить, что духовно «распять Господа» могло лишь то государство, которое формально претендовало на сохранение Божественной истины. Поскольку современный Израиль невозможно назвать религиозно монолитной (и тем более христианской) страной, на данный момент он не может представлять собой этот «город». И, напротив, «святым градом» в последние дни могла выступить столица лишь того государства, которое взяло на себя заботу об Израиле. Таким образом, отождествление столицы США с «градом Божьим» Откровения вполне уместно для такого рода пророчеств.

У нас есть еще и две цифры: три с половиной года и три с половиной дня. Начнем с последней, относящейся к смерти этих двух «свидетелей». Кто кого убивал в этой истории? Здесь за неимением полноты информации наши доводы будут носить скорее предполагаемый, чем доказательный характер. На третий день после случившейся катастрофы ФБР озвучило на весь мир список из двадцати террористов, которые якобы группами из пяти человек угнали четыре самолета. Однако теперь мы знаем, что никаких террористов на борту этих самолетов не было. В Пентагоне не было и самого самолета. Мало того, через две недели правительство Саудовской Аравии неожиданно заявило, что пять лиц из этой двадцатки вовсе не погибли в якобы угнанных самолетах, поскольку в действительности живут в этой стране в полном здравии, никуда из нее не выезжая в последнее время.

Тогда кто же несет ответственность за это пресловутое нападение? Вполне подходящая история, свидетельствующая о «смерти» и «воскресении» фиктивно умерших террористов. «Но «свидетели» — не террористы», — возразят нам. Правильно, речь идет не столько о самих террористах, сколько о правде касательно данной трагедии. Действительно, кто может быть уверен в том, что обвиненные ФБР люди вообще были террористами? Каким судом это было доказано прилюдно? Конечно, осудить кого-либо заочно никому не составит труда, но в действительности, по крайней мере, некоторые из этих людей оказались обвиненными в преступлении, которого не совершали. И даже остальные обвиненные, как выяснилось позже, были в реальности завербованными агентами ЦРУ, которых просто подставили, так что сами они отрицают свою причастность к случившемуся.

В любом случае, от нас не требуется доказывать абсолютную точность данной аналогии, поскольку мы имеем дело лишь с метафорами, а не с реальностью, описанной с их помощью. Основная идея образов смерти, воскресения и вознесения этих «свидетелей» может заключаться в поиске причин случившейся трагедии. Весь мир ожидал увидеть преступников, которых в реальности не оказалось. Мало того, виновники этого ужасного преступления исчезли прямо со скамьи подсудимых. Очевидно, что полную правду об этом событии мы узнаем только в вечности, куда она и «вознеслась». Еще одна апокалиптическая деталь, не влияющая на существо вопроса.

В любом случае, под образами смерти и воскресения двух «свидетелей» вполне можно рассматривать первоначальное замалчивание и последующее явлении правды о случившейся трагедии. Для здравого рассудка времени в три с половиной дня было вполне достаточно для проведения необходимого расследования, чтобы убедиться в фальсификации официальной версии объяснения причин данной трагедии. Иное дело сделать правильные выводы из этого независимого расследования. «И великий страх напал» на людей, видевших это (ст. 11) — говорит наш текст. С какой стати? С этого времени ни одни житель США не может быть уверен в том, что не окажется очередной жертвой своеволия «теневого» правительства. Демократия перестала защищать интересы народа, а свелась к защите интересов исключительно мировых финансовых воротил.

Теперь нам следует рассмотреть, что символизируют собой три с половиной года успешного свидетельства этих «свидетелей», хотя оно в некотором виде сохранило свое влияние и после того, как они «ушли» с арены действий. Здесь мы также не наблюдаем полной аналогии, но определенное сходство все же просматривается. В 2003 году США развязывают войну в Ираке, которая в итоге показывает всю лживость СМИ самой христианской страны, фабриковавших все это время даже новостные сообщения. И это творилось самым бесстыдным образом, вопреки всем заявлениям о демократичности американской прессы. Однако скрыть правду об основных причинах войны в Ираке не удалось. Всем людям открылись глаза, что Бушу не были даны от Бога никакие полномочия начинать эту войну. Напротив, она преследовала цель не уничтожения ядерного оружия Хусейна, которого у него не было даже в отдаленной перспективе, а обеспечения доступа к нефтяным запасам Ирака.

Все это время свидетельство этих «двух свидетелей» сопровождалось чудесами, которые можно сравнить с особой Божьей помощью. Но затем в этом (чудодейственном) смысле их свидетельство прекратилось. Это значит, что США потеряли свое право на осуществление роли христианского лидера и покровителя со времени развязывания войны в Ираке. Как же так случилось, что США должны были повторить судьбу древнего Израиля? Эта страна в лице своего президента и правительства пошла на поводу глобалистского невидимого правительства еще в то время, как согласилась передать право печатания национальной валюты частному банку. Но тогда Бог от этой страны еще не отступал, поскольку она не отрекалось от необходимости борьбы за христианское влияние в мире. Сегодня же правительство этой страны не только отказалось делать это, но и полностью сдалось на милость мировых олигархов. Поэтому сегодня США не просто жертва глобализма, а основной исполнитель воли его руководства, пока еще управляющего миром закулисным образом.

В ст. 13 говорится о «семи тысячах» погибших от землетрясения. Трудно сказать, что здесь следует понимать в аллегорическом, а что в буквальном смысле. Впрочем, если нам нужна рабочая гипотеза, то в ее роли может выступить следующая схема толкования данного текста: данное землетрясение имеет глобальный характер, поскольку смотреть на трупы убитых свидетелей могли «многие из народов, и колен, и языков, и племен» (ст. 9), да и «все живущие на земле» дарили подарки друг другу (ст. 10). Но число погибших, вероятно, следует считать буквальным. Возможно, таким является число тех, кто был замучен в казематах ФБР, занятых поиском виновных. Поскольку на совести этих людей целые войны в Афганистане и Ираке, которые явились закономерным следствием данной трагедии, подлинный состав принесенных ею жертв засекречен.

Итак, мы приходим к выводу, что трагическое событие 11 сентября 2001 года действительно сделалось знаковым, но не по той причине, что США получили повод для развязывания войны с Ираком за доступ к нефтяным запасам, и даже не по той, чтобы установить политическую гегемонию в мире. Напротив, оно стало знаковым, потому что время христианской демократии во всем мире закончилось, и началась тайная диктатура новой мировой власти. Поэтому на весь мир было заявлено, что даже США — эта сверхмощная держава — подчинена и управляется внешней властью, носители которой предпочитают оставаться в тени. Одним словом, это была не только пощечина в адрес современной демократии, но и вступление человеческой расы в новую эру глобалистского правления. Мы, как христиане, верящие в пророческий смысл Писания, не можем сбрасывать со счетов значение тех аналогий, которые существуют между библейскими пророчествами и нашей реальностью. И голос этого пророчества должен услышать сегодня каждый.

Заключение
Хотя в наше время в мире стало меньше насилия, чем в любое другое, нельзя забывать и о другой стороне реальности — факте увеличения насилия. Мы еще не забыли ни геноцидов, ни концлагерей, ни угрозы атомной войны. Впрочем, две эти противоположные тенденции в развитии общества шли рука об руку на протяжении многих столетий, и разрыв между ними постоянно растет. Мы были бы слишком большими оптимистами, если бы признали, что в наше время спасается столько же жертв, сколько и причиняется. Но даже этого сказать мы сейчас не можем. Почему же стрелка мировых весов не склонилась в сторону мира, но нарастание веса идет на обеих их чашах? Не способно ли данное положение выступить в роли приговора библейскому учению, которое оказалось неспособным установить мир даже среди христиан? Нет, Библия нам осветила путь борьбы со злом, однако мы не решаемся вступить на него. И в этом состоит наша проблема, а не Божья.

Успешно бороться против зла при помощи даже самого справедливого насилия невозможно. Это должно быть намного яснее нам, чем всем прошлым поколениям людей. Давно уже пора отказаться от примитивного (правового) мировоззрения и перейти к более высокому (моральному). Поэтому прав был Рене Жирар, когда сказал: «Чем сильнее поддержка индивидуальной свободы, тем большее число людей должно ощущать, что их долг — помешать насилию ненасильственными средствами; нам нужно без внешней помощи избегать неприятностей, которых жертвенные (прежние) культуры избегали при помощи законного насилия» (Жирар Р. Насилие и религия: причина или следствие. Логос № 4, 2008, С. 138). Основным средством ненасильственной борьбы со злом является распространение правды о том, что происходит вокруг нас, включая и его связь с библейскими пророчествами.

Чем закончится эта борьба, нам известно, поскольку в целом общество не поддержит библейский план избавления от социального зла, но знать о нем оно должно: иерархический способ устроения современного общества должен уступить место соборному. Мы умышленно не говорим «демократическому», поскольку современная демократия фиктивна без соблюдения принципа экономического равноправия. По большому счету она означает сегодня следующее: равенство в защите награбленного раньше. Никто из капиталистов не способен обнулить награбленное и создать общество, обеспечивающее свое существование на действительно равных возможностях развития каждого в меру его способностей. По этой причине о правах самих тружеников при капитализме никто не беспокоится.

Сегодня против беззаконий мировых олигархов выступить некому, поскольку вся естественная человеческая честность и благородство давно уже проданы. Единственным врагом глобализма была и остается лишь Церковь (Израиль присоединится к ней лишь тогда, когда у него откроются глаза на пагубную сущность антихриста). Очень плохо, что современная церковь утратила свой пророческий голос, чтобы быть в состоянии разоблачать все беззакония власть имущих. Поэтому этот мир ее не только не трогает, но и подкармливает. Ему нужна ее помощь. Но настоящее христианство означает верность не только добру, но и истине. Истина же, как известно, распространяется эффективным образом лишь на единственном условии — отказа от использования в своей борьбе со злом, включая и социальное, принцип справедливого насилия.

Сегодня мир вступил в эру решительного противостояния христианского пацифизма с нехристианским глобализмом. Поэтому наше объяснение взаимоотношений между Львом и Агнцем представляет собой посильную попытку призвать Церковь последних дней не только к духовному бодрствованию, но и к социальной ответственности за этот мир. Эта ответственность состоит в распространении правды о том, что сейчас происходит с обществом, обманутым пагубной идеологией глобализма. Мы должны открыть глаза неверующим людям на то, что лежит в основе всякой власти на земле — алчность к наживе, осуществляемая любой ценой. Мы должны показать миру его греховное состояние на примере духовного разложения финансовых магнатов мирового уровня, предпочитающих оставаться в тени. Мы должны открыть людям правду о том, кто сегодня правит всем миром и в каких целях. Но сделать это невозможно при помощи одного лишь пассивного невмешательства в дела этого мира. Вместо него мы должны занять позицию сильного духа (Льва), действующего через посредство слабого тела (Агнца).

Реклама
Запись опубликована в рубрике Наше кредо. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s