Уроки духовной силы от Роксоланы

Гололоб Г.А.

Положение женщин в христианстве часто считают бесправным, хотя данным обстоятельством характеризуются абсолютно все древние культуры. Длительное унижение и эксплуатация женщин привели к возникновению международного феминизма, который, очевидно, представляет собой «крен уже в другую сторону». Тем не менее, тема справедливого отношения к женщине является сегодня актуальной не только в среде неверующих, но и в среде верующих людей, в частности христиан.

И хотя женщин обычно выставляют в качестве простых жертв мужчин-насильников, в их положении очень многое зависит от них самих. Ниже мы поговорим об одной женщине, которая, как говорится, смогла «взять судьбу за рога» и показать, на что способна женщина – пускай бесправная, но уповающая на Бога. Имя этой женщины – Роксолана, а была она в подчинении у турецкого султана Сулеймана I, жившего в шестнадцатом веке. Давайте извлечем некоторые уроки из этой необычной истории.

Женское рабство вчера и сегодня
Женщины издавна воспринимались завоевателями как законный трофей победителя. Во время Второй мировой войны женщины страдали с обеих враждующих сторон. Если японские солдаты насиловали даже замужних и беременных женщин (кореек и китаек) на оккупированных территориях, то имеются сведения и о случаях изнасилования союзными солдатами японок во время оккупации японских территорий. Только официально было зарегистрировано 1 336 случаев сексуального насилия за первые 10 дней оккупации американцев острова Окинавы в 1945 году.

Ситуация не изменилась и сегодня, хотя и изменилась форма изнасилования, ставшего платным. Как выразилась Мариелле Линдстом, глава турецкого отделения Международной организации по миграции (IOM): «Турецкие мужчины не против пользоваться услугами проституток, но они хотят, чтобы женщины делали это по своему желанию. Иначе… это задевает их гордость». В одних Нидерландах ежегодно регистрируется от 1 000 до 1 700 жертв принудительной проституции. Министр внутренних дел Украины Юрий Луценко сообщил, что только в 2008 году в сексуальное рабство было завербовано более 200 украинских девушек в возрасте от 16 до 25 лет, которые были отправлены в Объединённые Арабские Эмираты, Великобританию, Германию и Израиль.

При этом существует несколько современных форм вербовки сексуальных рабынь:
• Отправка фотокаталогов для отбора заказчикам;
• фиктивный наем на работу;
• т. н. «вторая волна», когда жертвы возвращаются домой, чтобы нанять других;
• вербовка лицами, имеющими долги и отрабатывающими таким образом задолженность;
• конкурсы красоты, конкурсы фотографий, наборы в студии фотомоделей, манекенщиц и другие;
• объявления о найме на работу в качестве проституток;
• фиктивные «брачные агентства», иногда называемые агентствами «невест по почтовой переписке».
При этом исламская работорговля продолжалась гораздо дольше, чем работорговля американская или европейская. По грубым подсчетам ученых, число рабов в мусульманских землях в течение двенадцати веков составляло от 12 до14 млн. человек. Согласно исламскому закону, который называется шариат, дети рабов или военнопленные могут стать рабами, если они не являются мусульманами. Исламские запреты против порабощения мусульман привели к массовому ввозу рабов извне. Среди них был большой спрос на женщин. Если гендерное соотношение рабов в трансатлантической работорговле было двое мужчин на каждую женщину, то в исламской торговле на каждого мужчину приходилось две женщины.

Считается, что рабство в исламском праве не зависит от расовой принадлежности или цвета кожи, хотя на практике это не всегда было так. Рабовладельчество в Османской империи было не только вполне законным ремеслом, но и являлось важной частью экономики, пока в начале 19-го века не было запрещено порабощение кавказцев, хотя рабство из других групп населения по-прежнему было разрешено. В Константинополе (ныне Стамбул), административном и политическом центре империи, в 1609 году примерно пятая часть населения состояла из рабов. В Стамбуле открыто продавали чернокожих и черкесских женщин в качестве сексуальных рабынь вплоть до принятия конституции в 1908 году. Однако неофициально сексуальное рабство по сию пору практикуется в Эмиратах.

Самое страшное проявление насилия над женщиной – религиозное. Это когда его оправдывают религиозными причинами. Например, шейх и известный сторонник радикального исламского течения Мухаммед аль-Арифи издал фетву, призывающую суннитских мусульманок добровольно отправляться в Сирию и удовлетворять потребности моджахедов, борющихся против режима Башара Асада. Аль-Арифи привел в качестве основания такого призыва аят 24 суры 4 Корана, где описывается такое понятие, как временный брак, где женщина может пребывать в браке от одного дня до 99 лет, таким образом вступая в сексуальный контакт на правах полноценной супруги. Так, по словам министра внутренних дел Туниса, девушки, отправляющиеся на сексуальный джихад (Джихад ан-никах), вступали в половой контакт с 20, 30 и даже с 100 боевиками, с каждым из которых заключался однодневный брак, а затем разрывался. Вот каким путем в исламе обходят стороной основное правило о вступлении в половые отношения только после заключения брака.

Женщина всячески унижалась не только в Древнем мире или в Средневековой Европе. Не исключается и Россия. Например, в таком церковном памятнике, как «Домострой» (XVI век), говорится о том, что женщина «не раб и не господин», а что-то среднее между ними. За серьезные провинности ее предписывалось раздеть донага и избить до появления первой крови специальной плетью. «Жены своих мужей вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой получше устроить. И во всем покоряться мужу. А в гости ходить и к себе приглашать и общаться только с кем разрешит муж. А увидит муж, что у жены непорядок… сумел бы свою жену наставлять да учить полезным советом… Но если жена науке такой не последует и того всего не исполняет и сама ничего из этого не знает и слуг своих не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине. Плетью же наказывая быть страшно и здорово, если вина велика». В этом церковном документе написано о том, что за умерщвление своего мужа жену необходимо живьем закопать в землю «всеми миром».

Как видим, на протяжении всей истории человечества женщины испытывали в основном насилие двоякого рода: физические (побои) и сексуальные (изнасилование). Почему-то мужчинам кажется, что такое положение женщин освящено самой природой: тот, кто сильнее, тот и главнее. Но в сознании каждого здраво мыслящего человека всегда возникает вопрос: «Правильно ли это?» Действительно, как же мы, мужчины, должны относиться к женщине и как ей себя вести, если мы относимся к ней неправильно?

Удивительная христианка
Нам хотелось бы рассказать об одной выдающейся христианке, которой выпала честь стать любимой женой османского султана Сулеймана I Великолепного (1494-1566). В 1520 году этот человек возглавил османское государство, когда ему стукнуло 26 лет. Сулейман считается величайшим султаном из династии Османов, при котором Оттоманская империя достигла апогея своего развития, расширив границы до Северной Африки, Венгрии, Украины, Армении, Ирана и Персии. В целом ему подчинялось более тридцати различных государств.

Свое правление Сулейман I начал с того, что отпустил на свободу несколько сотен египетских пленников из знатных христианских семей, содержавшихся его отцом, Селимом I, в цепях. Однако вскоре из-за отказа венгерского короля платить дань он начал войну с Венгрией и в целом на Балканах. В 1526 году турки вторгаются в Венгрию, к 1528 году захватывают Боснию, Герцеговину и Славонию, а в 1528 году вассалом Сулеймана становится король Трансильвании — Янош I Запольяи. В августе 1529 года турецкий султан берет столицу Венгрии Буду, изгнав отсюда австрийцев, а в сентябре того же года во главе 120-тысячной армии осаждает Вену.

Кажется все идет своим чередом, но вдруг наступает 1530 год, когда происходит событие из ряда вон выходящее: великий Сулейман женится на безвестной украинской пленнице. С этого времени победоносный Сулейман становится верным поклонником своей любимой жены, которая стала более известной под именем Роксолана (от племени роксоланов, упоминаемых Страбоном в качестве обитателей Северного Причерноморья). Благодаря ее влиянию, во время правления Сулеймана значительно уменьшилось количество набегов крымских татар на украинские земли с целью захвата пленных (всего их было произведено девять, из которых два безуспешно).

О ранних годах жизни Роксоланы, предполагаемое имя которой было Анастасия Лисовская (1505-1558), нам почти ничего не известно. Самуил Твардовский писал, что сами турки рассказывали ему о том, что Роксолана была дочерью православного священника из Рогатина (ныне город в Ивано-Франковской области, Украина), имя которого сохранили некоторые легенды как Гаврил Лисовский. Захваченная в плен крымскими татарами и привезенная в Стамбул в качестве сексуальной рабыни, Роксолана попала в султанский гарем незадолго до восшествия Сулеймана на престол в 1520 году. Если быть более точным, то она была подарена Сулейману его другом, Ибрагимом.

Пятнадцатилетняя украинская девушка за свой веселый нрав получила в гареме султана имя Хюррем (от перс.‎ — «веселая, радостная, улыбающаяся»). Другая наложница Сулеймана — Махидевран, считавшая себя первой персоной в гареме, стала ревновать султана к Хюррем. Соперничество это возникло еще и по той причине, что Махидевран потеряла всякий интерес у султана, поскольку растолстела и интересовалась только подарками и драгоценностями от Сулеймана. В этой распре Сулейман решительно стал на сторону Роксоланы, сделав ее вначале своей любимой наложницей, а потом и единственной законной женой. Разумеется, этот выбор пришелся по вкусу далеко не всем во дворце султана, из-за чего у Роксоланы появилось много врагов.

По законам ислама Сулейман мог иметь четырех законных жен. До того, как он женился на Роксолане, он уже имел трех, сыновья от которых (кроме одного) в разное время умерли от оспы. Понятно, что Сулейман вполне мог сменить Роксолану другой женщиной, что было в обычае среди султанов. Однако он этого не сделал, как считается, по той простой причине, что сильно полюбил только ее одну. Вот какие строки он посвящал ей в своих письмах: «Моя дорогая богиня, моя удивительная красота, госпожа моего сердца, моя самая яркая луна, моих желаний глубинных спутница, моя единственная, ты мне милее всех красавиц мира!» И это при всем том, что, по воспоминаниям очевидцев, Роксолана не была красавицей.

Впрочем, не исключено, что она оказывала свое влияние на султана именно тем, что была христианкой. По христианским канонам, девушка могла выйти замуж за мужчин любой национальности, но не могла поменять свою веру. Равным образом, она была против мусульманской полигамии. Узнав о том, что ислам позволяет невесте ставить ее будущему мужу некоторые условия, они с удовольствием воспользовалась этой лазейкой. Став его единственной женой, Роксолана хранила ему верность до конца своей жизни. За первые десять лет она родила султану пять сыновей и одну дочь, из которых один мальчик умер в трехлетнем возрасте.

Показательно, что именно по ее требованию Сулейман не принуждал ее ни к постели, ни к браку, ни к перемене веры. Кроме того, Роксолана окрестила самостоятельно своего сына Селима в православную веру. И сделано это было даже не вполне канонично, т.е. только с помощью тазика с водой и молитвы. Она не побоялась сделать это, зная, что после этого крещения во дворе султана поднимется сильный переполох по поводу того, кого же следует считать наследником. Так оно и случилось.

Как же она смогла покорить сердце такого повелителя, который держал в страхе половину Европы и весь Ближний Восток? Мы ничего не знаем о ее внешности, поскольку по исламским законам писать портреты запрещалось. Тем не менее, по крайней мере в ее характере было нечто, что пленило султана-мусульманина, который предпочел ее трем сотням красавиц, наложниц из султанского гарема. Будучи убежденной христианкой, она не позволяла себе участвовать во многих исламских обрядах, противных христианской вере.

Поскольку Сулейман большую часть своей жизни проводил в военных походах (всего их он свершил 13), Роксолане пришлось общаться с ним в письмах. Турецкие ученые до сих пор не могут понять, как женщина-чужеземка могла изучить сложнейший османский язык, причем на таком уровне, чтобы писать на нем любовные письма и украшать их стихами, которые по художественной ценности не уступали поэзии самого султана (он был поэтом и имел литературный псевдоним Мухибби, означающий «влюбленный»):

О, утренний ветер, ты султану о грусти и муке передай,
Без него она — как соловей в клетке, расскажи.
В разлуке нет лекарства от душевной боли,
Никто не в силах исцелить от страдания, расскажи.
Десница грусти ее сердце ранит острою стрелой,
Как флейта, она стонет в разлуке с тобой, передай
(Перевод Александры Шутко).

В письмах Хюррем сообщала султану о положении дел в столице, дворце и в семье. Из ее посланий видно, что она прекрасно знала Коран, персидскую поэзию и древнегреческую мифологию. Кроме персидского и турецкого языков, Роксолана также хорошо выучила итальянский, французский и другие языки европейских государств, имела незаурядный дипломатический дар. Вместе с нею султан принимал разных послов, поручал ей вести дипломатические беседы. Роксолана переписывалась с польским королем Зигмунтом Августином и королевой Боной, а также венгерской королевой Изабеллой. О ней говорила вся Европа.

Не понимая причин столь странной и не считающейся с исламской традицией любви султана, многие османы обвиняли загадочную украинку в колдовстве, но его чувство к ней, скорее, объяснялось ее умом и умением заинтересовать султана своими мыслями. Когда Хюррем тяжело заболела, Сулейман поклялся ей никогда не быть с другими женщинами. И, как отмечают венецианские послы, свою клятву он сдержал. Султан пережил жену на 8 лет, в течение которых хранил ей свою верность, удалив из гарема всех юных и красивых наложниц.

Влияние жены на Сулеймана было настолько огромным, что ради нее он не только отказался от всего гарема, но и считал ее своим главным политическим советником. Никогда еще женщина, плененная неприятелем, не занимала такого высокого положения в обществе, как Роксолана. По ее инициативе в одном Стамбуле было построено несколько мечетей, медресе (средняя или высшая школа), больниц, общественных столовых и бань. Вскоре после возвращения из поездки в Эдирне, весной 1558 года, вследствие продолжительной болезни либо отравления Хюррем умерла.

Чем же была знаменита эта женщина? Она нарушила несколько исламских традиций. Первое нарушение: родив султану сына, наложница султана автоматически переставала быть его фавориткой. Но Роксолана, когда ее сыновья достигли совершеннолетия, не отправилась вслед за ними, а осталась в столице, лишь изредка навещая их. Второе: каждая фаворитка султана не имела права родить ему более одного сына, но Роксолана родила ему пятеро сыновей. В отличие от всех предшественниц, имевших право возводить строения лишь в рамках провинции, в которой они проживали с сыновьями, Хюррем построила несколько религиозных и благотворительных зданий в Стамбуле и в иных крупных городах Османской империи. В числе ее благотворительных акций – хосписы для паломников, столовые для бездомных, общественные бани, начальные школы и высшие учебные заведения, больницы.

Несмотря на то, что при дворе султана всегда плелись политические интриги, Роксолана оставила после себя хороший след. Стоит упомянуть здесь то, что она снесла невольничий рынок и построила на его месте мечеть и больницу, доходы от которой пошли на строительство знаменитого Софиевского собора в Стамбуле. Не даром известные писатели написали о ней свыше десяти романов, а художники стремились изобразить ее внешность, несмотря на отсутствие оригинальных портретов ее образа. Хотя в исламе было запрещено рисовать портреты людей с натуры, предполагается, что знаменитому Тициану удалось обойти этот запрет. Тем более, что сама Роксолана любила живопись и общалась с известным художниками. Ей было посвящено много песен, а также ее необычная жизнь неоднократно экранизировалась. В различных городах Украины в ее честь названы улицы, а в городе Рогатин установлен бронзовый памятник.

Уроки духовного сопротивления от Роксоланы
История с Роксоланой привлекла мое внимание по той простой причине, что хорошо показывает, как нужно вести себя каждой христианке в условиях враждебной среды. Эмоциональная слабость женщин нисколько не отражается на их умственной или волевой способностях, которые отвечают за возможность создания внутреннего сопротивления внешнему насилию. Вполне возможно, если женщина будет вести себя без какой-либо боязни изначально, ей удастся вообще избежать какого-либо насилия. В любом случае, она дала ему знать, что не позволить ему делать с собой, что угодно.

В фильме «Роксолана», поставленном по повести Осипа Назарука, показан эпизод беседы султана с невольницей. На предложение стать его наложницей, Роксолана возражает так: «Я думаю, что только тогда можно отдаться мужчине, когда его любишь…» Здесь она выдвигает султану вполне христианское условие – половая жизнь возможна лишь в пределах законного брака. И это заявляет великому султану его невольница! Так кто же здесь хозяин? Как дерзнула она выдвигать свои условия? Неужели она не знает власти ее хозяина? В один миг он может издать указ о ее уничтожении. Зачем ему наложница, которая определяет сама то, что ему нужно? Но именно в этом возражении проявилась ее вера в Бога.

Когда Роксолана услышала угрозу: «А ты знаешь, что за такие слова я мог бы взять тебя силой в свой гарем как рабыню?», то ответила: «И имел бы только рабыню…» Вот где сокрыто подлинное понимание христианского брака – в обоюдной добровольности любви. Нет одного ее участника – нет и брака. Иными словами, Роксолана продолжает рассуждать не о низменном половом соитии, на что склоняет ее султан, а о высоком предназначении христианского брака. И с этой точки зрения она высказывает ему пассивное неповиновение, как бы говоря: «Возьмешь меня силой – получишь меньше, чем думаешь». И далее продолжает ту же мысль: «Без боя нельзя покорить даже женщину».

Отвечая на сложный вопрос о том, может ли человек полюбить дважды, Роксолана стала доказывать важность не первой любви, а Божьего благословения на ту любовь, которая стоит сейчас перед человеком. Настоящая христианка никогда не окажется в роли соблазнителя сердца мужчины, отданного другой женщине. Поэтому Роксолана, прежде чем дать свое согласие на любовь султана, выясняет его отношение к другой женщине, которая может претендовать на статус его жены. И лишь после его отрицательного ответа, она понимает, что он свободен для нее. Иными словами, Роксолана проходит поэтапно всю процедуру осуществления христианского брака, чтобы нигде не отступить от Божьей воли в этом вопросе. И когда перед нею открываются все двери, она открывает свое сердце для ответственной любви.

Иначе говоря, история Роксоланы показывает нам то, что крепость духа женщины вполне может возместить ее физическую или эмоциональную слабость. Не случайно председатель Лиги украинских женщин города Львова Л. Купчик высказалась так: «Анастасия Лисовская… проявила убедительную победу украинского интеллекта над целым восточным миром». Иным путем нельзя объяснить следующую загадку: «Почему столь одаренный, умный и властный султан оказался во власти простой украинской пленницы?» Если она смогла его убедить в правильности своих (христианских) убеждений, тогда она была вполне достойна этого правителя. Получается, что они стоили один другого. И в этом вся «соль» предлагаемой читателю урока: сила духа этой женщины смогла компенсировать слабость ее тела.

Очевидно, что Роксолана приняла некоторые мусульманские обряды, сохраняя за собой право верить по православному. Здесь нам важно принять к сведению брачные нормы в мусульманстве. Исламские нормы брака (см. обряд «Никах») таковы, что мусульманке запрещено выходить замуж за мужчину иной веры, а мусульманину запрещено жениться на атеистке, но не запрещено жениться на иудейке или христианке. Сожительство с женщиной без заключения брака в исламе запрещено («харам») и считается прелюбодеянием («зина»).

Поскольку количество жен в исламе ограничено четырьмя, человек, имеющий четырех жен и желающий взять в жены еще одну, должен развестись с одной из прежних. Многомужество (полиандрия) в исламе запрещено. Вдова или разведенная женщина может выйти замуж за другого мужчину только после истечения определенного срока («идда»).

Все мазхабы, кроме ханафитского, настаивают на том, что условием действительности брака является добровольное согласие обеих сторон. При этом знаком согласия невесты является ее молчание. Согласно шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому мазхабу присутствие на бракосочетании как минимум двух свидетелей мужского пола является обязательным условием законности брака. Если мужчина-мусульманин женится на не мусульманке, то свидетелями с ее стороны могут быть и не мусульмане.

По джафаритскому мазхабу, если при заключении брака жена поставит условие, что её муж не должен брать ещё одну жену, или что он не может развестись с ней, или что в её ведении будут находиться вопросы развода, или что он не будет наследовать от неё и прочие условия, противоречащие нормам шариата, эти условия не будут иметь силы, хотя сам брак будет считаться законным. Если мужчина развелся с женщиной три раза, то для того, чтобы жениться на ней в четвертый раз, этой женщине необходимо выйти замуж за другого мужчину, вступив с ним в интимные отношения. После смерти второго мужа или развода с ним она вновь может выйти замуж за первого.

Получается, что Сулейман мог иметь православную жену, не нарушая при этом норм шариата. Единственное, где он пошел вопреки закону, состояло в его женитьбе на невольнице. Но, вступив с ним в такой брак, согрешила ли сама Роксолана против христианских брачных норм? Учитывая ее бесправное положение, в целом ее брак с Сулейманом напоминает собой т.н. «смешанный» брак, когда верующая сторона не имеет права на развод, если с нею согласна жить сторона неверующая (см. 1 Кор. 7:12-15). Такой брак и в христианстве остается «святым», т.е. не лишенным благодати.

Одним словом, Роксолана не просто выживала в неволе, но по-настоящему полюбила султана. И если библейская Есфирь была замужем за язычником, то ее ситуация сильно напоминает положение Роксоланы. Не имея возможности принимать участие в христианских обрядах, Роксолана, тем не менее, могла молиться и верить в Христианского Бога, как и евреи диаспоры, не имевшие возможности принесения жертв в Иерусалимском храме. Находясь в вынужденных обстоятельствах, ее брак с Сулейманом не был вызовом основным брачным положениям христианской веры.

История с Роксоланой интересна в двойном смысле: как свидетельство о стойкости межрелигиозного брака, как демонстрация власти простой женщины над сильным правителем, и как показатель верности Богу в самых неблагоприятных условиях. Лично мне кажется, что две последние особенности этого брака тесно взаимосвязаны: если бы ни искренняя вера Роксоланы в Бога, лежащая у основания ее смелости и так пленившая султана, то мы сегодня не знали бы ни удивительной женщины, ни крепкого брака, ни сильного государства.

Заключение
Многие исторические события люди привыкли описывать с мирской точки зрения, как будто они управляются исключительно случайностями. Однако вопреки этим убеждениям человеческая история хранит память о таких судьбах людей, которые трудно поддаются сугубо научному или сугубо опытному анализу. Напротив, их необычный характер подсказывает нам о том, что за внешней оболочкой видимой реальности следует усматривать реальность невидимую, высшую. Очевидно, что лишь благодаря Божественному промыслу рядовая пленница смогла подняться до уровня королевы.

Выше мы представили читателю одно из доказательств того, как выживает христианская вера в самых неблагоприятных обстоятельствах. Ислам до сих пор остается наименее восприимчивым для Евангелия религиозным течением. Однако путь к сердцу каждого мусульманина лежит через демонстрацию подлинной христианской любви, выражающей себя посредством идеала непротивления, и иного пути к нему нет. Иными словами, христианство стоит и падает на этом своем бессилии, доверившемся Господу.

Наконец, христианская любовь означает также и то, что нет больше силы на свете, чем слабость женщины. Это понимание способно подтолкнуть мужчин при разрешении различных политических, социальных и бытовых проблем научиться «работать» головой, а не бицепсами. Если мужчина-насильник видит перед собой мужественную женщину, он вынужден отступить. В этом и состоит тот урок, который преподнесла всем история с Роксоланой. Если здесь и замешано какое-либо колдовство, то лишь такое, которое называется в христианстве «благодатью».