Христианский долг по отношению к обездоленным

Дерек Принс

Статья подана в незначительном сокращении

Я верю, что Бог положил мне на сердце нечто такое, что может стать ключом к тому, чтобы вовлечь народ Божий в гораздо более эффективную проповедь Евангелия, чем он вовлечен сейчас. Давайте поговорим о нашей ответственности, как христиан, по отношению к сиротам, вдовам, бедным и угнетенным.

Многие люди упоминают о “вдовах и сиротах”, но Библия всегда говорит о них в обратном порядке: о “сиротах и вдовах”, потому что сироты — совершенно беспомощная категория людей, в то время как вдовы — только отчасти. Библия говорит на эту тему гораздо больше, чем большинство из нас подозревает. Я проповедую уже более пятидесяти лет, но никогда не понимал этой темы в такой полноте, как она открылась мне за последние несколько недель и месяцев.

В 1928-м году моя первая жена Лидия, датчанка, открыла небольшой детский дом в Иерусалиме. Она приютила умирающую еврейскую девочку. Не располагая ничем, кроме чемодана с личными вещами, Лидия завернула малышку в свое белье и стала о ней заботиться. Об этой волнующей подлинной истории рассказывается в книге Лидии “Назначение в Иерусалим”. А я удостоился чести быть ее мужем.

Я хотел бы применить систематический подход к этой теме, касающейся нашей ответственности по отношению к сиротам, вдовам, бедным и угнетенным. Во-первых, мне хотелось бы вместе с вами изучить природу самого Бога, а затем перейти к требованиям Божьей праведности на каждой последующей стадии взаимоотношений между Богом и людьми, начиная с Ноева потопа и дальше, включая времена патриархов, закона Моисея, времена пророков. Затем, я хотел бы обратиться к требованиям праведности, описанным в Новом Завете, и в заключении раскрыть некоторые из общих обетований и предупреждений, касающихся этого вопроса.

Природа Бога
Во-первых, давайте рассмотрим природу самого Бога. В 67-м Псалме, в 5-м стихе о Нем говорится: “Отец тех, у кого нет отца, и защитник вдов, Бог во святом своем жилище.” (досл. перевод). Таков характер Бога. Он отец сирот и защитник вдов.

Затем в 103-м Псалме, в 6-м стихе говорится: “Господь осуществляет праведность и справедливость для всех угнетенных” (досл. перевод). Я не думаю, что большинство из нас осознает, насколько страстно Бога заботят все те, кто находится в угнетении. В настоящее время большая часть всего человечества находится под угнетением, и только незначительная его часть получает справедливую оплату и испытывает к себе уважительное отношение, а к большей части людей сегодня относятся несправедливо. Бога заботит судьба всех этих людей. Он любит их и хочет им помочь. Гнев Его на тех, кто угнетает их.

Далее в Псалме 139:13 сказано: “Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным”. Частью Божьего характера является забота об угнетенных и желание справедливости по отношению к бедным. И давайте посмотрим правде в лицо — на самом деле на земле не так уж много мест, где бедные могли бы рассчитывать на справедливость. Конечно же, не в Британии и не в США.

Условия достижения праведности
Теперь давайте рассмотрим описание Божьего стандарта праведности в течение всех основных вех развития человечества, о которых говорит Библия, — начиная с века патриархов (имеется в виду промежуток времени до появления закона Моисея). Речь пойдет о временах Авраама, Исаака и Иакова, и о времени, предшествующем им.

Патриархи
Основной книгой, раскрывающей Божий стандарт праведности, является книга Иова — захватывающая, зажигающая и бросающая вызов. В 29-й главе книги, сам Иов описывает свою праведность. Лично мне кажется чрезвычайно интересным и побуждающим к действию этот отрывок, раскрывающий отношение Иова к людям. “Ухо, слышавшее меня, благословляло меня; око видевшее восхваляло меня (другими словами, люди благоволили ко мне. Почему? – прим. Д.П.) потому что я спасал вопиющего бедного человека, сироту и беспомощного. Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость” (Иов 29:11-13).

О ком говорит Иов? О сиротах, вдовах, бедных и угнетенных. Затем он делает удивительное для всех, кто интересуется учением, утверждение: “Я облекался в праведность, и справедливость моя одевала меня, как мантия и тюрбан” (Иов 29:14). Никто из нас не имеет собственной праведности. Даже во времена Иова он сказал: “Я одеваю праведность, и она облекает меня”. Любой из нас, кто считается праведным пред Богом, во все века облекался в праведность, которая не была его собственной. Мы не имеем личной праведности. Давно, во времена патриархов, Иов говорит: “Я облекался в праведность (не мою собственную), и она облекала меня”. Вот в чем выражалась его праведность: “Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно. Сокрушал я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал я жертву.” (Иов 29:15-17).

Давайте вкратце рассмотрим праведность Иова. Он сказал: “Я избавлял бедных, сирот и беспомощных. Благословение погибающего человека пришло на меня, сердцу вдовы я доставлял радость”. Интересно, а вы бы могли сказать то же самое? Делали ли вы когда-нибудь что-то доброе для вдовы и тем самым доставляли радость ее сердцу? Вдовы ведь не где-то далеко. Но поговорим об этом немного позже.

Далее, в 31-й главе Иов отстаивает свою праведность перед Богом. Так поступая, он опровергает вину в различных грехах и делает перечень грехов, которые он не совершал. Меня больше всего впечатляет перечень того, что Иов считал греховным. Я хочу обратиться всего лишь к одному отрывку из 31-й главы Иова. Вам следует помнить, что речь идет о тех поступках, которые, как сказал Иов, он не совершал, потому что считал их греховными. Если бы он все это делал, то не мог бы рассчитывать на милость от Бога.

“Отказывал ли я нуждающимся в их просьбе и томил ли глаза вдовы? Один ли я съедал кусок мой и не ел ли от него и сирота?” (Иов 31:16-17). Все это Иов считал греховным: томить глаза вдовы, в одиночку съедать свой хлеб, когда вокруг голодные. Иов сказал, что он никогда не был повинен в чем-то подобном. А вы можете сказать то же самое?

Затем он продолжает: “…Ибо с детства он (сирота) рос со мною, как с отцом, и от чрева матери моей я руководил вдову. Если я видел кого погибающим без одежды и бедного без покрова…” (Иов 31:18-19). “Если я видел кого-то, нуждающегося в одежде, и ничего для него не сделал”, говорит он — “это греховно”. Затем он добавляет: “Не благословляло ли меня сердце его и не был ли он согрет шерстью овец моих?” (Иов 31:20). Когда Иов видел человека, нуждавшегося в одежде, то брал своих овец, стриг их и отдавал такому человеку шерсть. И помните, если бы Иов не делал всего этого, то он бы считал себя грешником.

Иов продолжает: “Если я поднимал руку мою на сироту, когда видел помощь себе у ворот (в суде), то пусть плечо мое отпадет от спины и рука моя пусть отломится от локтя” (Иов 31:21-22). Какое удивительное утверждение! Понимаете ли вы, о чем он говорит? Он утверждает: “Если я не употребил руку свою на то, чтобы благословить нуждающегося, помогать вдовам, кормить голодных, то тогда у нее нет права быть частью моего тела. Тогда ее не должно быть”. А вы бы могли сказать нечто похожее? Или, может быть, у Иова был другой стандарт праведности, чем тот, на который мы равняемся сегодня? Эти слова бросают мне вызов. Я читал их раз за разом и говорил себе, что Иов руководствовался таким эталоном праведности, о котором мы в наши дни даже не помышляем. И таким образом он утверждал свою праведность перед Богом.

Закон Моисея
Давайте теперь перейдем к рассмотрению закона Моисея. Книга Левит 19:9-10 говорит о том, как нужно было заниматься сельским хозяйством: “Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай. И виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай…” Другими словами, следовало оставлять не убранной определенную часть урожая — как зерновых, так и винограда. Почему? “… оставь это бедному и пришельцу. Я — Господь Бог ваш”.

Это было частью закона Моисея. Всякий еврей, следовавший этому закону, был обязан проявлять заботу о бедных и пришельцах. Это было частью закона ведения сельского хозяйства, а евреи были сельскохозяйственным народом. Господь завершает это постановление словами: “Я — Господь Бог ваш”. Я бы истолковал это следующим образом: “Я — именно такой Бог и Я хочу, что бы вы именно так являли Меня — заботясь о бедных и пришельцах. Это вложено в ваш образ жизни и является его неотъемлемой частью”.

Во Второзаконии 14:28-29 говорится о празднованиях, которые устраивались каждые три года. Подразумевая весь израильский народ, там говорится: “По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади это в жилищах твоих. И пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобой…”. Только колено Левия находилось в служении Богу и не имело наследства, потому что его наследством было приношение Божьего народа. В нашем современном обществе левитов можно сравнить с миссионерами и евангелистами. “И пусть придет левит, ибо ему нет удела и части с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются…”

Вы видите, о ком заботится Бог? О пришельце, сироте и вдове. Он вложил это в закон. Любой израильтянин не мог следовать закону Моисея, минуя заботу о странниках, сиротах и вдовах.
И затем Бог говорит, что Он — “Господь Бог твой”. Другими словами, Он сообщает: “Именно так Я думаю, это Мой характер, и это то, как Я хочу, чтобы вы являли Меня другим”.

Пророки
Теперь, когда мы подходим к пророкам, я хочу представить вашему вниманию несколько отрывков Писания из тех многих, которые говорят о сиротах, вдовах и угнетенных. Изучая пророков в течение многих лет, я сделал определенные выводы. Я бы хотел просто поделиться ими с вами, а вы можете сами задать себе вопрос: согласны ли вы со мной?

Я считаю, что если читать пророков, начиная с Исайи и далее, то приходишь к выводу, что, в сущности, три греха вызывали Божий гнев. Первым грехом было идолопоклонство, вторым — прелюбодеяние, а третьим — безразличие к бедным. На протяжении многих лет, встречаясь со многими людьми в служении освобождения, я наблюдал, что если люди вовлекались в идолопоклонство, то часто за идолопоклонством следовало прелюбодеяние. Другими словами, духовное прелюбодеяние ведет к физическому, и я видел это раз за разом.

Предполагается, что нас всех должны шокировать и возмущать идолопоклонство и прелюбодеяние. Но как обстоит дело с третьим грехом, который Бог ставит в один ряд с идолопоклонством и прелюбодеянием? Вот что Он говорит о безразличии к бедным: “Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову” (Исайя 1:16-17). Кто находится первым в Божьем списке? Сирота и вдова. Бог относит нежелание и неспособность делать все перечисленное к той же самой категории, что идолопоклонство и прелюбодеяние.

Немного дальше, говоря о вождях народа в те времена, Бог обращается к Израилю: “Князья твои — законопреступники и сообщники воров. Все они любят взятки и гоняются за подарками и наградами; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них“ (Исайя 1:23). Нежелание защитить сироту относится к той же самой категории грехов, что и идолопоклонство и прелюбодеяние. У каждого из нас имеется собственный маленький списочек грехов, но эти списки далеко не полные.

Я — христианин уже очень много лет и поэтому слышал много замечательных проповедей. Но я никогда не слышал проповеди, которая бы ясно говорила о нашей ответственности за заботу о сиротах и вдовах. Ни одной такой проповеди за пятьдесят восемь лет! Когда это озарило меня, я сказал себе: “Как так получилось, что, являясь проповедником все эти годы, я никогда этого не замечал?” Позднее я расскажу вам о своем личном опыте в этом вопросе.

Продолжая эту тему, давайте обратимся к 11-й главе пророка Исайи, где содержатся пророчества об Иисусе как о Мессии. “И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и будет почивать на нем Дух Господень, Дух мудрости и разума, Дух совета и силы, Дух ведения и страха Господня. И найдет отраду в страхе Господнем, и не будет судить в соответствии с тем, что видят глаза Его и не будет принимать решений в соответствии с тем, что слышит, но по праведности будет судить бедных и решать дела кротких земли по истине…” (Исайя 11:1-4, досл. перевод). Чья судьба заботит Иисуса? Судьба бедных, кротких, угнетенных, всех тех, к кому относятся несправедливо.

Я являюсь выходцем из привилегированных слоев британского общества. Я не собираюсь говорить о том, чего я недополучил, потому что получил гораздо больше, чем следовало. Но я пришел к выводу, что большинство людей в этой стране не получают того, что следует. Мой вывод, возможно, удивил вас, но я думаю, что так оно и есть. Основной причиной этому является человеческий эгоизм. Все заняты только собой…
58-я глава книги Исайи является тем отрывком, который Давид Вилкерсон называет “ключом к неугасающему пробуждению”. Статистика его служения вполне подтверждает его заявление. “Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды…” Я верю в необходимость поста. Вообще-то, я пощусь каждую неделю. Я не утверждаю, что пост — это нечто неважное. Более того, Бог говорит, что пост — это гораздо больше, чем простое воздержание от пищи. “Разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся” (Исайя 58: 6-7).

Повинны ли мы в том, что не видим вокруг себя людей, которые нуждаются в нас? В Соединенных Штатах в большинстве крупных городов бедные (и в основном чернокожие) перебрались в центр города, где соответственно снизился уровень жизни, в то время как богатые переехали в пригород. Как это можно объяснить? Я понимаю это как желание спрятаться от своего народа, как отказ столкнуться лицом к лицу с нуждой своего народа.

Далее содержится замечательное обетование: “… Когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой и исцеление твое скоро возрастет, и праведность твоя пойдет перед тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопишь, и Он скажет: “вот Я!” (Исайя 58:7-9). Есть гарантия, что на твою молитву придет ответ. Но при одном условии — забота о нуждающихся людях: “от единокровного твоего не укрывайся”.

Я получил образование в Итоне, а затем в Кембридже, и был частью определенного слоя общества, который просто не осознавал, что вокруг есть нуждающиеся в помощи люди. Суть не в том, что мы были против таких людей, а в том, что нам просто было все равно. Позднее, в 1940-м году, я был призван в британскую армию и неожиданно столкнулся с множеством людей, о существовании которых я не знал.

Это особенно относится к летчикам, которых я люблю. Они такие сердечные люди. Но, попав в британскую армию, я не понимал их, а они меня. В буквальном смысле у нас не было общего языка для общения. Так я начал осознавать, что в Британии есть много людей, о которых я ничего не знал. Я никогда о них не слышал. Я столкнулся с различными областями моего собственного характера, которые нуждались в изменении. Я осознал, что укрывался от своих единокровных. Вообще-то я мог избрать в этой жизни легкий путь. Но немного позднее я расскажу вам, как все изменилось.

Грехи Содома
Теперь я хочу поговорить с вами о Содоме. Большинство людей думают, что они знают, о каком конкретном грехе Содома идет речь. Речь идет о гомосексуализме, не так ли? Но это не тот грех, за который Бог осудил Содом. Открытие, которое я сделал, удивило меня. 16-я глава книги пророка Иезекииля обращена к городу Иерусалиму. В ней Иерусалим сравнивается с Содомом. И вот что Господь говорит о Содоме: “Вот в чем было беззаконие Содома, сестры твоей, и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала” (Иезекииль16:49).

Гомосексуализм здесь даже не упоминается. Я не говорю, что Бог безразличен к гомосексуализму. Это далеко не так. Но основными грехами Содома были: эгоизм, угождение плоти, развлечения и стремление быть “номер один”. И знаете, во что я верю? Это, конечно, всего лишь мое мнение, но я верю, что такой образ жизни и такая культура всегда производят гомосексуализм. Именно поэтому сегодня в мире так много гомосексуалистов, потому что грехи нашего времени в точности такие же, как грехи Содома. Давайте прочитаем о них снова: ”Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей, и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала”.

Как вы думаете, насколько хорошо этот отрывок описывает нашу современную культуру? Конечно, существует много замечательных исключений, но они всего лишь исключения. Мы можем оплакивать стремительный рост гомосексуализма, но я убежден, что гомосексуализм всегда будет плодом подобной культуры. Гомосексуализм сам по себе не является корнем. Настоящий корень — это эгоизм, потакание себе и безразличие к другим.

В Новом Завете
Теперь давайте обратимся к Новому Завету, к Евангелию от Луки. И снова хочу сказать: то, что мне открылось, настолько потрясло меня, что мне пришлось решать для себя, что я буду с этим делать. И я все еще не решил. Это является частью служения Иоанна Крестителя, который, как вы знаете, был послан в качестве Предтечи, чтобы приготовить путь для Иисуса. Смысл его служения можно выразить одним словом — покаяние. В Евангелии от Луки Иоанн говорит следующее: “Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь” (Луки 3:9)

Обратите внимание на то, что Бог требует наличия доброго плода. Недостаточно заявлять, что вы не приносите плохого плода или не делаете ничего дурного. Но приносите ли вы добрый плод? Потому что если вы не приносите доброго плода, вас срубят и бросят в огонь. Также обратите внимание, что эти слова адресованы не к проституткам или мытарям, а ко всем. И люди услышали его послание. “И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же” (Луки 3:10-11).

Все, оказывается, совсем не трудно. Тут нужна не замысловатая теология, а простая забота о людях, которые в вас нуждаются. Когда я прочитал этот отрывок, то представил себе все мои костюмы и пиджаки, которые висят в различных шкафах в разных странах. И еще я подумал, что мне не нужно такое количество одежды. Дело не в том, что я жадный или коллекционирую одежду. Так само собой получается, потому что я живу в разное время года в трех разных странах. Но еще я подумал, что никогда в своей жизни я не поступал по этому слову. Если у вас есть два пиджака, а у кого-то нет ни одного, то как вам поступить? Отдайте такому человеку один пиджак. Если у вас есть достаточно пищи, а у кого-то ее нет, то как вам следует поступить? Дайте этому человеку поесть. Итак, всем нам абсолютно понятно, о чем идет речь.

В 14-й главе Евангелия от Луки Иисус дает наставления. Его пригласили пообедать в дом фарисея. Заканчивая трапезу, Иисус советует фарисею: “Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных” (Луки 14:12).

Это высказывание относится ко всем христианам. Когда вы собираетесь устроить вечеринку, то кого вы собираетесь пригласить? Своих друзей и родственников или тех, кто на самом деле нуждается в приглашении и не может пригласить вас к себе и отплатить вам тем же? Я хочу, чтобы вы поняли, что эта мысль прослеживается по всей Библии. Такое отношение не просто встречается где-то в одном отрывке Писания. Я и сам удивлен, что, исследуя Библию столько долгих лет, никогда не видел этого так ясно, как увидел за последние несколько недель…

Я искренне убежден, что это слово, которое проговорил Господь, является ключом, которым можно открыть двери пробуждению в Британии. Есть тысячи замечательных христиан, которые сидят на церковных скамейках и поют гимны. А как же быть с теми людьми, которые на самом деле нуждаются в вас? У вас даже нет с ними никакого контакта, за исключением, может быть, только некоторых. Если бы вам сегодня предложили пригласить к себе бедных, калек, хромых и слепых, то вы бы не знали, кого вам пригласить. Потому что вы очень удалены от них, у вас нет с ними никакой связи. Но именно они и есть те люди, которые реально нуждаются в вас.

В 25-й главе Евангелия от Матфея мы находим пророческую притчу о народах-овцах и народах-козлах. Мы не станем сейчас углубляться в подробности; главное для нас состоит в том, что эта притча является описанием конца века сего. Когда Господь установит Свое Царство, Он будет судить народы и разделит их на две категории: овец и козлов. Овцы будут стоять по правую руку, а козлы — по левую. Он пригласит овец в Свое Царство, а козлы будут полностью Им отвергнуты. Он произнесет над козлиными народами одни из самых ужасных слов, когда-либо сходивших с Его уст: “Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его…” (Матфея 25:41).

Как ужасно услышать такие слова из уст Господа! Вечный огонь никогда не предназначался для людей. Только у дьявола нет другого выбора: это то место, которого ему не миновать. Но нам вовсе не обязательно так заканчивать свою жизнь — у нас есть выбор. Затем Иисус объясняет им причину их осуждения: “…ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне” (Матфея 25:42-45).

Запомните: мы можем попасть под вечное осуждение за то, чего не сделали, а не за то, что сделали. Бог не осудил их за то, что они совершили. Они были осуждены за то, чего они не сделали. Это очень серьезное утверждение. Лично я считаю, что мы — представители современной западной (христианизированной) культуры, все без исключения будем судимы не за то, что мы сделали, а за то, чего не сделали. Мы будем судимы не столько за соделанные грехи, хотя и соделанные грехи будут частью суда, сколько за то благо, которого мы не сделали. Нигде в Библии я не встречал более ужасных слов, чем эти: “Так как вы не сделали… идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его”.

Итог вышесказанному и учению Нового Завета подводится в нескольких стихах из Послания к Иакову: “Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы заботиться о сиротах и вдовах в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира” (Иакова 1:27). Являясь христинином “старой закалки”, за долгие годы я слышал очень много проповедей о том, как важно не сообразоваться с этим миром. Я слышал проповеди, направленные против дружбы с миром и всего, что с ним ассоциируется. Но я никогда не слышал проповеди на тему нашей ответственности по отношению к сиротам и вдовам. Никогда такого не было, хотя я слушал на самом деле превосходные проповеди своего времени. А ведь Иаков говорит, что именно это и является чистым и непорочным благочестием перед Богом и Отцом.

Негативная сторона этого стиха заключена в словах: “храните себя неоскверненным от мира”, но положительный аспект: “забота о сиротах и вдовах” — предшествует им. Живете ли вы такого рода благочестием? Если нет, то кто освободил вас от этой ответственности? Кто решил, что вы можете не принимать в этом участия? Сам я могу сказать одно: это слово относится ко мне.

Общие обетования и предостережения
Теперь давайте рассмотрим несколько общих утверждений, в основном из книги Притчей. “Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его” (Притчи 19:17). Итак, когда вы даете бедному, то вы даете взаймы Господу. Одно можно сказать наверняка: Господь всегда выплачивает Свои долги, Он никогда не остается должным. Остановитесь и задайте себе вопрос: “Сколько же вы дали?” Вы даете десятину. Это замечательно, но это только начало. Очень важное начало, но далеко не все.

Мне доставляют радость мысли о том, что я раздал нищим. Я не претендую на то, чтобы считать себя великим даятелем, но я радуюсь тому, что Господь мне отплатит. Я уповаю на Него. Я давал взаймы людям, которые так и не вернули то, что я им занимал. Если с вами произошло нечто подобное, то Сам Господь будет той личностью, которая расплатится с вами. Вот вам совет: никогда не занимайте членам вашей семьи, а просто давайте.

В 31-й главе книги Притчей описывается превосходная жена и достойная подражания мать:
“Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся” (Притчи 31:20). Дорогие замужние женщины! Можно ли и о вас сказать эти слова? Почему “нет”? Разве это слово не относится к вам? Вы сами должны дать ответ, а не я.

В книге Притчей есть два предостережения: “Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить — и не будет услышан” (Притчи 21:13). Может быть, наша глухота к воплям бедных и является той причиной, из-за которой некоторые из наших молитв остаются без ответа? Если мы не слышим вопля бедных, то Бог не услышит и нашего вопля. “Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий” (Притчи 28:27)…

Одно завершающее описание “нормального” харизматического служения приводится в 6-й главе книги пророка Амоса. Главная тема, которой посвящена книга этого пророка, — несправедливость и эгоизм. Именно по этой причине целый народ был изгнан из Божьего присутствия. “Горе вам, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия, горе вам, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьете из чаш вино (большинство из вас, конечно, не практикуют этого сейчас), мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа!” (Амос 6:3-6, досл. перевод, в скобках комментарий автора).

Разве это описание не напоминает вам харизматическое служение? Мы замечательно проводим время. Там много музыки, мы кушаем и все очень счастливы. Но при этом нам дела нет до тех людей, у которых ничего нет. Я не говорю о всех, но это касается многих. И я говорю это не для того, чтобы осудить вас, но чтобы благословение Господа было на вас и на вашей стране, если вы на самом деле хотите этого. Но вам придется кое-то предпринять по этому поводу.

Личные впечатления
Возможно, вы скажите: “Брат Принс! Вы много проповедуете, но что конкретного сделали вы лично?” На это я вам отвечу (хочу это особенно подчеркнуть), что я пишу это послание не потому, что достиг чего-то в этой области. Я проповедую об этом не потому, что я очень хороший или праведный человек, но потому, что Господь сказал мне это сделать.

Я родился в Индии в семье британцев. Я был единственным ребенком в семье и получил образование в Итоне и Кембридже. Как говорят англичане, я, можно сказать, “родился с серебряной ложкой во рту”. Затем, без особого желания я пошел в Британскую армию и так оказался на Ближнем Востоке. Там я встретил датчанку Лидию, которая была значительно старше меня и в то время открыла маленький детский приют. Я полюбил ее и почувствовал, что Бог желал, чтобы я на ней женился. Бог также проговорил к Лидии о Своем желании нас соединить. Когда я на ней женился, то одновременно заимел и жену и восемь дочерей! Помните: я был единственным ребенком в семье. У меня никогда не было ни одной сестры, и я мало что знал о женщинах в целом. А теперь у меня появилось шесть девочек-евреек, одна арабка и одна англичанка.

Я хочу вам немного о них рассказать, начиная с младшей. Моя младшая дочь-англичанка, она вышла замуж за гоанянина, если вы, конечно, знаете, о ком идет речь. Гоанянин – это мужчина из Гоа, местности в Индии. У них двое детей — девочка и мальчик. Значит, она подарила мне двух внуков. Моя дочь арабского происхождения вышла замуж за англичанина. У нее трое детей и один внук. Это прибавляет мне трех внуков и одного правнука.

Но подождите до кульминации! Одна из моих дочерей-евреек, Магдаль, вышла замуж за вдовца, служителя Евангелия. У него уже было шестеро детей от его первой жены, а у Магдаль родилось еще пятеро. Это добавляет мне одиннадцать внуков. У Магдаль уже двадцать восемь внуков, которые стали моими двадцатью восьмью правнуками. И это еще далеко не конец! Мы можем проследить умножение моей семьи еще на два поколения вперед. Поэтому трудно сказать, что у меня нет опыта жизни.

Вы можете сказать: “Все-таки, что же ты, брат Принс, сделал в своей жизни конкретного?” Я не могу приписывать это себе как личную заслугу, но, во-первых, я полюбил свою жену, а затем полюбил и всю свою семью. Из той семьи, которая началась в 1928 году с одной сильно больной еврейской малышки, выросла семья, в которой сейчас больше 150 членов и которая распространилась по миру от Израиля до Британии, Канады, Соединенных Штатов и Австралии. Но самое удивительное и замечательное — это то, что мы, на самом деле, — одна семья. Я думаю, каждый из нас согласится с этим. Нас никогда не раздирали раздоры. Мы никогда не разделялись между собой. Это — благодать Божья. Я не приписываю это себе, но отдаю Богу всю славу.

В самом начале у меня появилось восемь детей. Затем Лидия и я отправились в Африку, Кению, чтобы проводить там образовательную работу. В течение пяти лет я работал директором колледжа по подготовке местных учителей для африканских школ. Однажды, около пяти часов вечера, у нас в доме появилась странным образом подобранная компания, которая состояла из одной белой женщины, несущей завернутую в грязное полотенце маленькую чернокожую девочку, и африканской супружеской пары. Они сообщили нам следующее: “Мать этой малышки умерла при родах. Ребенка нашли лежащим на полу в хижине. Тот, кто ее нашел, отнес ее в больницу, где она пробыла шесть месяцев. Теперь в больнице сказали, что больница — не приют и они уже не могут ее там держать. Три дня мы искали по всей округе какую-нибудь подходящую семью — африканскую, азиатскую или европейскую, которая бы смогла взять эту девочку к себе. Мы ходили в больницу при миссии. Там сказали, что не могут взять ребенка, но добавили, что “семья Принсов берет детей”. Именно поэтому они и пришли к нам.

“Но ведь это было давно, — ответили мы, — мы этим больше не занимаемся. У нас есть работа, на которой мы заняты с утра и до вечера”. “Мы очень устали, — сказали они. — Можно нам присесть?” Мы пригласили их отдохнуть и дали им попить. Спустя 15-20 минут они поднялись на ноги, чтобы отправиться в путь. Когда белая женщина проходила мимо меня, она на мгновение замешкалась возле меня безо всякой особой причины. В этот момент девочка-негритянка протянула ко мне свою левую ручку, словно говоря: “Как вы поступите со мной?” Я посмотрел на свою жену, которая стояла в противоположном конце комнаты. Обычно мы молимся в подобных ситуациях, прежде чем принять какое-то решение. И, благодарение Богу за нее, Лидия сказала: “Дайте мне неделю на то, чтобы подыскать детскую кроватку и одежду, и вы можете принести ее сюда”. Так у нас появилась наша девятая дочь.

Позднее, когда я женился на Руфи, у меня появилось еще три еврейских ребенка, которых усыновили Руфь и ее первый муж. Поэтому у меня теперь двенадцать детей — одиннадцать дочерей и один сын. Я всегда раньше говорил Руфи: “На одно ты не можешь пожаловаться — на то, что у нас скучная жизнь”. Она действительно никогда не была скучной. С тех пор, как я пришел к Господу, она никогда не была “серой”. Я встречался с трудностями, возможностями и нуждами, о которых я не имел ни малейшего представления. Но вот я: мне 84 года, а я все еще держусь.

Ваш отклик
Теперь назревает вопрос: если вы верите, что все, сказанное мною, — правда, то что вы собираетесь делать с этим словом? Собираетесь ли вообще что-то предпринимать? Позвольте мне поделиться с вами тем, что каждый из нас может сделать. В моем сердце есть особая забота об одиноких матерях. Когда я женился на Руфи, она была матерью-одиночкой с тремя детьми. Ее муж бросил их. Я хочу обратить ваше внимание на то, что большинство одиноких матерей испытывают огромные трудности. Некоторые из вас знают, о чем я говорю, на основании своего личного опыта.

Я верю, что у церкви есть обязанность по отношению к одиноким матерям. Как-то раз я сказал об этом одному брату, на что он ответил: “Но именно их личный грех привел к таким плачевным последствиям”. Это не всегда является правдой. Несомненно, некоторые из этих женщин никогда не были замужем, но не большинство из них. Но даже если бы это и было правдой, где в Евангелии Иисус запрещал нам оказывать милость грешным? Ведь, в конце концов, именно в этом они и нуждаются. Но большинство из них попали в тяжелую ситуацию не по своей вине. Я верю, что церковь может сделать что-то доброе для матерей-одиночек.

Я хочу вам сказать, что настоящий ключ к счастью — это не когда любят вас, а когда в вашей жизни есть кто-то, кого вы можете любить. Именно это придает нашей жизни радость. И поверьте, вокруг, где-то совсем рядом, есть люди, которые нуждаются в вашей любви. Возможно, они не очень располагают к себе, чтобы их любить. Вообще-то, они могут быть немного злобными, немного настроенными против Бога и исполненными горечью, говоря: “Бог был несправедлив ко мне. Почему я оказался в таком положении?” Но я хочу еще раз подчеркнуть: если вы хотите быть счастливым человеком — найдите себе кого-нибудь, кого вы будете любить. Именно это изменит всю вашу жизнь по-настоящему.

Прекрасно ощущать, что ты любим. Меня любят многие люди, хотя я этого не заслуживаю. Но в мое сердце приходит настоящая радость, когда я могу проявить любовь к тем, кто не испытывал любви, и видеть улыбку на их лицах, когда они говорят: “Наконец-то и в моей жизни появился друг”.

Понимаете, эгоизм — это ключ к несчастливой бесплодной жизни. Вы можете быть очень духовным, посвященным человеком и при этом оставаться достаточно несчастным. Поэтому я снова хочу всем дать совет, – пересмотреть свое отношение к одиноким матерям и решить, что мы будем предпринимать по этому поводу. Я хочу бросить вызов тем, у которых уже есть дома и семьи. Где-то недалеко от вас живет мать-одиночка, которой ваша помощь может оказаться как нельзя кстати.

Например, женщинам тяжело управляться с машиной. Мне это тоже непросто. В машине есть много всего такого, чего я не понимаю. Мне повезло, что у меня есть зятья, которые хорошо разбираются в машинах, так что мне не приходится волноваться по поводу моей машины. Но для одинокой женщины забота о машине, от которой зависит ее работа и сама жизнь, может оказаться огромной трудностью. Если вы можете помочь такой женщине, то у вас сразу появится друг. Не надо быть слишком религиозным или заявлять, что вы хотите приобрести ее для Господа, а просто скажите: “Я увидел, что у вас проблемы. Может, я смогу чем-то помочь?” Пройдет время, и в сердце такой женщины и ее детей произойдут перемены.

Я недавно закончил работу над своей книгой “Мужья и отцы”. В ней я поставил диагноз основной проблеме западного общества: отступничество отцов, которые пренебрегли своими основными обязанностями в качестве мужей и отцов. Результат этого – хаос в обществе. Можно, конечно, проводить всевозможные социальные программы, но ничем нельзя заменить Божий порядок вещей. Божий порядок – это семья. Никто еще не выдумал того, что сможет заменить семью. Это честь – быть членом семьи. Я благодарю Бога за свою семью каждый день. Я молюсь за свою семью, и моя семья молится за меня. Мне даже неловко от того, сколько людей за меня молится.

Не так давно у меня были проблемы со здоровьем, мне ставили диагноз: рак. По этому поводу я стал получать письма со всего мира, где говорилось, что люди или их церкви молятся за меня. Я подумал: “Такое внимание не обосновано”. Но я не отвергаю это внимание. Я думаю, что настало время выйти из ваших тесных религиозных рамок и сделать что-то дерзкое, смелое – как сделал это я. Сколько найдется мужчин, которые бы осмелились жениться на женщине, с появлением которой у них одновременно появляются восемь детей? И позвольте вас уверить, мне это пошло на пользу. Это решение вытащило меня из привычной религиозной колеи. Я очутился среди живых людей и настоящих проблем.

Хочу дать вам возможность сделать правильное посвящение. Прочитав эту книгу, возможно, вы захотели помолиться такой молитвой: “Господь, я не ощущаю полноты жизни. Я могу делать и приносить пользы гораздо больше, чем я это делаю сейчас. По правде говоря, во многом я эгоцентричный человек. Но я хочу открыться для Тебя, чтобы мне любить тех, кто еще не переживал любви, и заботиться о тех, кто не видел этой заботы”. Затем предайте себя Господу на исполнение тех целей, которые у Него есть для вашей жизни, чтобы стать слугой для других.

Приложение
Кто-нибудь сделайте что-нибудь!
Мэрикей Сэлби

Допустим, вы сказали себе: “Я посвящаю себя тому, чтобы заботиться о сиротах, вдовах и бедных. Но как мне это практически осуществить?”

Определите то, что вы можете предложить
Во-первых, дайте оценку своим способностям учить, строить, рисовать, готовить, слушать, управлять финансами; найдите такое место, где вы можете их предложить. Ничего страшного, если вы человек только “с одним талантом” (80 процентов всех нас именно такие). Важно то, что вы используете свой талант, чтобы благословить им других и послужить тем, кто в нужде.

Некоторым христианам все еще трудно и неловко служить людям, которые, возможно, внесли свой собственный вклад в грустное положение вещей в их жизни, — таким, как алкоголики, матери-одиночки, которые никогда не были замужем, или бездомные. Задумайтесь о том вызове, который бросил совсем недавно Дерек Принс, когда проповедовал на эту тему в одной из церквей в Теннесси: “Разве Иисус когда-нибудь запрещал нам оказывать милость грешным?”

Еще одна типичная реакция на этот вопрос: “У меня просто не хватает времени”. Но на самом деле мы всегда находим время на то, что считаем нужным. К тому же существует слишком мало способов помощи бедным, которые одновременно были бы еще и удобными. Если вы на самом деле не можете уделить времени, тогда посвятите себя на то, чтобы материально поддерживать тех, кто может это делать. Надеюсь, что эти идеи помогут вам начать развивать образ жизни, направленный на помощь сиротам, вдовам и тем, кто находится в нужде.

Взберитесь на борт
Изучите список достойных программ, которые уже существуют в вашем районе или городе и начните действовать. Оказывают ли уже какие-нибудь церкви помощь малоимущим через программы по сбору продуктов питания или обеспечению ночлегом? Если вы знаете о таких программах, позвоните и предложите свою помощь. Позвоните по имеющимся телефонам местным руководителям проектов. Поищите те группы, которые кормят престарелых или оказывают юридические услуги тем, кто не может их отплатить.

Мамин помощник
Поищите одинокую мать в своем районе или церкви. Помните, матери-одиночки по-своему вдовы, а их дети – сироты. Предложите ей свою помощь в присмотре за ее ребенком или детьми в определенное время, чтобы она могла спокойно сделать все покупки или немного отдохнуть от давления быть одновременно и матерью, и отцом.

Пустите их в дом
Откройте свой дом для сирот или бездомных детей – или усыновите их. Большая часть муниципальных мест кишит нежеланными, “трудными” детьми, которые тоскуют по любящим родителям.

Берите с собой что-нибудь вкусненькое
Носите в сумке или возите с собой в машине небольшие пакетики с едой: печеньем, орешками и тому подобным, чтобы раздавать бездомным людям, просящим подаяние.

“Удочерите” вдову
Предложите знакомой вдове сходить для нее за покупками или подвезти ее в какое-нибудь место. Спросите ее о жизни. Вы удивитесь всему, что узнаете.

В помощь молодым матерям
Найдите молодую, ожидающую ребенка или уже родившую одинокую женщину. Только что ставшие мамами молодые женщины нуждаются в эмоциональной и практической помощи.

Учитель, учитель
Если вы учитель, помогите либо уже существующей государственной программе, либо начните свою собственную: проводите несколько часов в неделю с отстающим учеником или учениками, обучая их, например, чтению или математике.

Богоугодный пост
Прочтите 58-ю главу пророка Исайи, молитесь и поститесь раз в неделю за сирот и вдов в вашем районе. Просите Бога, чтобы Он свел ваши пути, чтобы вы могли помочь им.

Золотые годы
Посетите дом престарелых со своими детьми. Пожилые люди часто лишены той живой радости, которую приносит ребенок, даже просто своей улыбкой. Позвоните заранее руководству и узнайте, в какой день вам лучше прийти и как вы можете разделить с этими людьми свою дружбу. Если у вас нет детей, то вы можете привлечь престарелых людей к чему-то полезному, что-нибудь сделать вместе с ними. Или в какой-то день расчешите этим людям волосы, сделайте женщинам прически. Или просто посидите и поговорите.

Забота в течение дня
Предоставьте любящую заботу ребенку работающей одинокой матери.

Живая помощь
Жертвуйте время или средства в проекты помощи людям, пережившим природные бедствия. Число природных катаклизмов умножается, как и число их жертв.

Оденьте раздетого
Отдайте ненужную вам одежду или мебель в местный приют.

Посетите тех, кто не может посетить вас
Проводите время, служа заключенным. Найдите группу, посещающую женскую тюрьму. Или помогайте семье заключенного.

Школьные дни
“Усыновите” школьный класс. Обратитесь к классному руководителю или директору и сообщите им, что вы хотите благословить их школу, “усыновив” класс. Раз в неделю посещайте этот класс, читайте им, приносите необходимые канцтовары, помогите с ремонтом или благоустройством класса, сопровождайте их в походах.

Накормите голодного
Помогайте в бесплатных столовых или суповых кухнях. Смотрите людям в глаза и улыбайтесь им. Узнайте их имена. Часто бывает, что люди, оказавшиеся в затруднительном положении, считаются недостойными уважения, людьми второго сорта. Ваше правильное отношение сделает их счастливыми на целый день.

Дружная семья
Подружитесь с семьей из вашей церкви, у которой есть трудности. Пригласите их к себе на обед или ужин. Помогите им в их семейных трудностях. Или заплатите за их коммунальные услуги.

Не только рядом
Пожертвуйте средства для помощи детям в странах третьего мира или в другом городе.

Откройте свой дом
Откройте свой дом для кого-нибудь, кто нуждается в месте проживания: студенту, иммигранту, беженцу или беременной матери-одиночке.

Бесплатный обед
Храните под рукой купоны на скидки или бесплатные услуги и товары. Давайте их нуждающимся, которых вы встречаете у себя на пути.

Доктор “любовь”
Если вы профессиональный врач, уделите время медицинским миссионерским поездкам за рубеж и у себя дома. Даже если вы не врач или медсестра, вы можете быть хорошим помощником.

Провозглашая Божье Слово
“Я буду искать справедливости и вдохновлять угнетенных. Я буду вступаться за сироту и защищать вдову” (Исайя 1:17, досл. перевод).


Статья “Кто-нибудь сделайте что-нибудь” написана Мэрикей Сэлби и была недавно напечатана в нашем журнале “Провозглашение”. Эта статья приводится здесь, чтобы помочь вам воплотить на практике ваше посвящение заботиться о сиротах, вдовах и угнетенных.