«Враги появляются только тогда, когда их ищешь»

Гололоб Г.А.

Вступление
Такую фразу мы встречаем в фильме «Конг: Остров черепа» (2017) и сразу понимаем ее житейскую мудрость. Действительно, очень часто мы своих врагов не только создаем, но и воспитываем в себе сами – сознательным или бессознательным путем. А если учесть тот факт, что за видимыми ссорами и враждой скрываются сверхъестественные силы, провоцирующие это, то все засилие зла в нашем мире становится легко объяснимым. Как выразился Достоевский, между Богом и дьяволом идет борьба за человеческие души, а исход ее в определенной мере зависит от нас. Ниже мы попытаемся понять то, что сделанное добро порождает новое добро, а зло – новое зло. И этот закон умножения того, что мы носим внутри себя, неумолим.

Недоверие как движущая сила враждебности
Встречное недоверие вошло в «плоть и кровь» человеческого естества тогда, когда первые люди отказали в доверии своему Творцу в Едемском саду. И случилось это не без «помощи» со стороны врага душ человеческих – сатаны. Это он надоумил Еву засомневаться в Божьей любви, заставив поверить в то, что Богу кроме справедливости и порядка ничего не нужно. Каждое человеческое сердце создано Творцом таким, что испытывает естественную потребность в любви, но когда ему в ней отказывают во имя каких-то далеких от него целей, оно замыкается в себе и начинает тосковать. Вот это и случилось в Едеме. С тех пор, человек чувствует себя очень одиноким, не зная кому предложить свою любовь, а также от кого ее ожидать. И все потому, что лишился доверия к Тому, Кто в действительности его любил и продолжает любить.

Существует народная басня о том, как шакал поссорил друг с другом верных друзей – вола и льва. Вначале шакал побежал к работающему на поле волу и говорит ему: «Ты знаешь о том, что твой друг, лев, начал «точить на тебя зуб»?»
— Этого не может быть, – ответил ему вол. – Мы со львом – закадычные друзья.
— А вот увидишь. Ты только присмотрись к нему внимательно, когда будешь сегодня возвращаться домой. И сразу заметишь, как на его гриве поднимется шерсть.
— Уходи отсюда, стервятник. Я не верю ни одному твоему слову, — сказал ему на это вол.

Потом шакал побежал ко льву, который охотился в степи, и говорит ему:
— Лев, а знаешь ли ты, что вол перестал с тобой дружить?
— Этого не может быть, – отвечает лев. — Мы с волом — закадычные друзья.
— А вот увидишь. Ты только присмотрись к нему внимательно, когда будешь сегодня возвращаться домой. И увидишь, что он будет смотреть на тебя исподлобья.
— Уходи отсюда, стервятник. Я не верю ни одному твоему слову, — сказал ему на это лев.

Но когда их встреча состоялась, вол и лев заметили, что смотрят друг на друга не так, как раньше, а с некоторой опаской. В голове каждого промелькнула мысль: «А вдруг шакал оказался прав?» Поскольку они впустили в свое сердце подозрение, очень скоро их дружба распалась. Урок этой басни таков: там, где кончается доверие, там исчезает дружба. Очень важно понять, что сатана с тех пор совсем не изменился и продолжает сеять между людьми эти семена недоверия и враждебности. Именно по этой причине мир и дружба людьми достигаются с большим трудом.

Но как нам доверять друг другу, когда мы все – грешники? Конечно, зло сидит в каждом из нас, но, как сказал Бог Каину, мы должны «господствовать над ним», чтобы не сделаться его заложниками. Мало того, именно по той причине, что все мы слабы в моральном отношении и склонны к недоверию, мы и должны бороться со своими пороками сообща. Когда я знаю, что продвигаюсь по склону холма и могу упасть при каждом неосторожном движении, я не бросаюсь в панику, а сосредотачиваю все свои силы, чтобы не оступиться и не упасть. Но даже если мне и придется упасть, то и тогда я поднимаюсь, чтобы снова продолжить идти вперед, к поставленной мною цели.

Таким же образом мы должны относиться и к собственным недостаткам, чтобы не поддаваться им, а господствовать над ними, даже если они полностью и не исчезнут из нашей жизни. Если я чрезмерно подозрителен, значит я должен прилагать усилия сам и помогать делать это другим, чтобы бороться с этим недоверием в меру своих сил. Иными словами, мы должны учиться дружбе как раз потому, что в мире так много подозрительности и взаимного недоверия. Поскольку же мир и дружба – это вопрос выживания, мы должны научиться плыть против течения, чтобы не погибнуть. Жизнь – это непрестанная борьба и борьба, прежде всего, с самим собой. Изменишь себя самого к лучшему — и сразу же заметишь, как изменился вокруг тебя также и весь мир.

Таким образом, перед нами стоит задача постоянно преодолевать свою природную склонность к недоверию и прилагать особые усилия, чтобы воспитывать в себе чувство доверия к другим людям. И эта задача – не из простых. Единственное, что нас утешает, это то, что Бог на нашей стороне. Он прилагает все усилия, чтобы помочь нам в этом, и одним из Его поучительных средств является следующее: испытание на собственном опыте всех отрицательных последствий человеческой вражды и войн. К сожалению, мы начинаем ненавидеть войну только тогда, когда погружаемся в нее по самое горло.

«Пирровы победы»
Такую фразу используют, когда говорят о чем-нибудь, достигнутом слишком большой ценой. Если потери от такого рода победы превосходят приобретения, война не стоит свеч. В принципе, любая война отдает в жертву наилучших сынов своего отечества и в этом смысле является пирровой. Но почему существует такое название? Оно происходит от одного выражения греческого царя Пирра, который сказал об одной своей победе следующие слова: «Еще одна такая победа – и мы погибли». В ходе битвы римлянам пришлось отойти в свой лагерь, но Пирр не стал преследовать противника по той простой причине, что его войско, как и римское, потеряло за один день битвы 15 тысяч человек. Вот тогда он и произнес свою, ставшую знаменитой, фразу.

Существует много примеров «пирровых побед». Ниже мы перечислим лишь наиболее известные из них:
• Кадмейская победа — легендарный поход семерых аргосских вождей против Фив закончился сокрушительным поражением Аргоса, но фиванцы также положили лучшие силы. До Пирра в обиходе было именно это выражение.
• Победа персов при Фермопилах — задавили греков численностью, но положили лучшие свои силы.
• Ирано-византийские войны — за сто двадцать пять лет непрерывных войн граница не сдвинулась ни на километр, а обе страны были настолько обескровлены, что не смогли остановить начавшееся через несколько лет нашествие арабских разбойников. Итог — Византия потеряла все свои восточные провинции, а Иран был завоеван полностью.
• «Шведский потоп» (1655-1660) — поляки выгнали шведских оккупантов обратно в Сведенлэнд, но положили до 90 процентов (!!!) своих войск, включая все резервы, и на подавление внутренних восстаний сил банально не осталось.
• Победа антифранцузской коалиции в битве при Мальплаке в 1709-м. После неё потерпевший поражение, но потерявший войск втрое меньше, чем противник, французский военачальник Виллар успокоил предсказуемо расстроенного Людовика XIV практически цитатой: «Сир, не волнуйтесь, ещё одна такая „победа“, и у противника просто не останется войск!». Так оно и случилось!!!
• Взятие Москвы Наполеоном в 1812-м году. А также формально выигранное им Бородинское сражение, в котором он практически лишился кавалерии, которая теоретически могла бы защитить его линии снабжения от партизан.
• Осада Абеокуты Дагомеей во время Эгбо-Дагомейской войны. Крепость взяли, но из шести тысяч солдат осталось только 1200, а воины Эгба собрали силы и уже через два года отбили захваченное, да ещё и захватили два дагомейских города.
• Крымская война, причём с обеих сторон. Целый год эпических усилий, чтобы взять один Севастополь, да и тот Российская Империя очень скоро получила обратно хитростью.
• Англо-эфиопская война, в которой победила Британия, потеряв всего лишь 29 человек, но, не сумев закрепиться в Эфиопии, через месяц отступила и вывела свои войска.
• Взятие японцами Порт-Артура после полугода осады в 1904 году. Свыше 100 000 людских потерь Японии, паралич флота на полвойны, на выходе — разбитая крепость с неработоспособными орудиями.
• Почти все битвы в Первой мировой войне на Западном фронте: десятки тысяч трупов, а фронт продвигался всего на пару километров.
• Победа СССР в советско-финской войне – большое количество потерь от использования финнами мин и снайперов.
• Несмотря на вхождение Британии и Франции в число победителей Второй мировой, послевоенный мир поделили между собой только СССР и США. Эти же страны после войны оказались в значительно худшем экономическом и политическом положении, чем были до ее начала.
Во всех этих случаях Бог посрамил чересчур воинственных людей, заставив их подумать о целесообразности ведения войн. Жаль, что люди не всегда внимают этим Его урокам. Тем не менее, уроки эти извлечь им все-таки нужно, чтобы выжить самим и сохранить жизнь своих детей, внуков и правнуков. А опыт испытания «пирровых побед» несет за собой самое отрезвляющее воздействие. Нам, наконец, нужно понять то, что на войне нет и не может быть победителей! Разумеется, речь идет не только об атомной войне, но и о каждой, где гибнет любое количество бесценных жизней, способных создавать материальные блага, а не их рушить.

То, что от нас скрывают военные архивы
Почему до сих пор все советские военные архивы остаются полностью закрытыми. Даже в «демократической» Великобритании военные архивы закрыты до 2045 года. Что такого опасного скрывают там от простых людей? Ведь прошло уже более 70-ти лет. Почему полновластные лица боятся сказать правду о войне? Правда, кое-что уже опубликовано. Это книги Гюнтера Беддекера, Марка Солонина, Энтони Бивора и других немногих исследователей, которым посчастливилось поработать в архивах. Если их почитать, то становится ясно, что многое из того, что написано, было известно уже в 1946 году. Мемуарная литература всегда интересна тогда, когда она пишется не для того, чтобы создать впечатления о личных заслугах, или заслугах своей страны или армии, а отражает чувства и переживания человека, желающего просто жить, трудиться, растить детей и видеть мирное небо над своей головой.

В Польше вышли «Соседи» Гроса, где говорилось о польских преступлениях во время Второй мировой, и это стало событием для поляков. У нас это — Астафьев, Шаламов, Солженицын, Некрасов, Распутин, Алексиевич, Никулин, Михин, Шумилин и, конечно же, Рабичев, который за всю войну не убил ни одного противника. Они писали правду про войну, прошедшую через саму их жизнь и сердце. Но, прежде всего, это – покаяние, сделанное спустя 70 лет после жестокой войны погубившей жизни стольких невинных людей с обеих сторон. Именно в этой ужасной войне Сталин заключили пакт с Гитлером и представил ему ресурсы для ее подготовки, именно он с Гитлером участвовал в оккупации Польши и Прибалтики, именно он, наравне с Гитлером, носил замыслы о всемирном господстве… И попробуй здесь разберись, какой из этих двух «волков» был более звериным по своему нутру.

Кроме самих кровавых баталий, унесших миллионы людей, в числе военных «достижений» числятся сожжение заживо в печах концлагерей, чудовищные опыты над заключенными, изнасилования гражданских женщин… Это только видимая часть жестокого айсберга войны. А сколько еще нам неизвестно! До недавнего времени многие ветераны предпочитали не рассказывать про войну, поскольку не хотели врать. А кое о чем даже стыдно вспоминать. Они только теперь начинают понимать то, что сделала с ними война. Они стали совсем другими людьми, и людьми ли?

Вот что пишет в своей книге «Война все спишет» (глава 16) Рабичев о том, как в конце войны в Восточной Пруссии его полк догнал по пути толпу гражданских беженцев: «Женщины, матери и их дочери, лежат справа и слева вдоль шоссе, и перед каждой стоит гогочущая армада мужиков со спущенными штанами. Обливающихся кровью и теряющих сознание оттаскивают в сторону, бросающихся на помощь им детей расстреливают. Гогот, рычание, смех, крики и стоны… Нет, не круговая порука и вовсе не месть проклятым оккупантам этот адский смертельный групповой секс. Вседозволенность, безнаказанность, обезличенность и жестокая логика обезумевшей толпы». И это не самый жуткий эпизод из его книги, поскольку немецких женщин не просто насиловали, зачастую их замучивали до открытия внутренних кровотечений и затем полуживых расстреливали.

Сегодня некоторые из этих свидетелей уже не боятся посмотреть правде в глаза, хотя и им это приходится делать со стыдом, потому что победители вели себя точно так, как побежденные, если не хуже. Вот что писал в 2015 году восьмидесятипятилетний Анатолий в одном из интернетных отзывов на книгу Рабичева: «В 1941-1944 г. жил при оккупации в городе Николаеве возле товарной ж.д. станции и на всю жизнь запомнил нечеловеческий, животный рёв матерей 17-ти летних девочек, которых эшелонами немцы угоняли в Германию. В 1964 году у нас родился сын, и мы наняли няню — Евгению Прокофьевну, которая была в числе угнанных в Германию и работала в деревне у хозяина. Никаких физических насилий немцы не допускали. В 1945 году пришли «долгожданные освободители». Обозвали девочек «немецкими овчарками» и изнасиловали. Подробностей она не рассказала, но ей было обидно» (https://www.e-reading.club/book.php?book=1010020).

Сам Рабичев так описывает необходимость появления своей книги: «Это не игра и не самоутверждение, это совсем из других измерений, это покаяние. Как заноза, сидит это внутри не только меня, а всего моего поколения. Вероятно, и всего человечества. Это частный случай, фрагмент преступного века, и с этим, как с раскулачиванием 30-х годов, как с ГУЛАГом, как с безвинной гибелью десятков миллионов безвинных людей, как с оккупацией в 1939 году Польши, нельзя достойно жить, без этого покаяния нельзя достойно уйти из жизни. Я был командиром взвода, меня тошнило, смотрел как бы со стороны, но мои солдаты стояли в этих жутких преступных очередях, смеялись, когда надо было сгорать от стыда, и, по существу, совершали преступления против человечества».

А теперь, когда и этих свидетелей уже нет, можно спокойно выдумывать свой образ войны. Но война на самом деле еще ужаснее того, что было написано о ней этими писателями. Нет писателя или художника, который бы описал всю мерзость войны, поскольку любые описаний меркнут перед ее звериной сущностью! И не важно, кто творил эти зверства – свои или чужие, ведь на войне одна жестокость порождает другую, точно противоположным образом, как одно добро порождает другое в мирное время. И если изменить природу ни добра, ни зла невозможно, почему мы продолжаем выбирать зло?

Научная Комиссия Федерального правительства Германии собрало тысячи свидетельств о жутких зверствах совершенных красной армией на территории Германии. Получается, что все немцы родившиеся в начале 1946 года имели русско-украинско-татарскую кровь, а на западе Германии — англоамериканскую. Эти военные преступления, этот геноцид немецкого народа до сих пор не расследован и не осужден. Говорят, что «победителей не судят», однако делают это не потому, что «так должно быть», а потому что просто «так есть». И если в силу понятных причин их не могут осудить побежденные, то это должны сделать все остальные люди. Одним словом, победителей также надо судить, поскольку военные преступления не только присутствуют у всех воюющих сторон, но и не имеют срока давности. Необходимо созвать международный суд, чтобы осуществить трибунал также и над всеми военными преступниками победителей. Мы, как христиане, не требуем наказания виновных, но осудить их моральным судом (поименно) – обязаны.

Еще одно циничное выражение: «на войне все методы хороши». Военная хитрость всегда была главным способом достижения победы над врагом. Кроме того, на ней всегда грела руки третья сторона, даже если официально она считала себя союзником кого-либо из них. Достаточно напомнить цитату из статьи будущего президента США Трумэна, которая была опубликована в американской газете «New York Times» от 24 июня 1941 года, то есть через день после нападения Германии на Советский Союз: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше».

Эта цитата объясняет подлинные причины ленд-лиза (американских поставок техники и вооружения в СССР в годы войны), а также причину того, почему Гитлер до последнего надеялся на поворот событий в свою пользу. Мало того, что «союзники» постоянно затягивали с поставками вооружения, оттягивали открытие второго фронта, и открыли его тогда, когда исход войны был предрешён, но ещё и планировали осуществить беспрецедентную по своему цинизму военную операцию под названием «Немыслимое». 1 июля 1945 года 47 английских и американских дивизий должны были нанести неожиданный удар по советской армии. Удар должны были поддержать 10-12 немецких дивизий, которых “союзники” держали нерасформированными в Шлезвиг-Гольштейне и в южной Дании, их ежедневно тренировали британские инструктора, готовя к войне против СССР.

Однако 29 июня 1945 года, за день до планируемого начала новой войны красная армия неожиданно изменила свою дислокацию, что стало решающим фактором в том, что этот приказ отдан не был. Взятие считавшегося неприступным Берлина показало мощь советской армии, так что военные эксперты врага склонились к тому, чтобы отменить нападение на СССР. Они поняли, что имеют дело не с обескровленным, а с опытным и получившим боевую закалку противником. Таково подлинное лицо и побежденных, и победителей, запечатленное на войне, какой бы они ни была – завоевательной или защитной.

Заключение
Наше исследование показало правоту выражения: «Враги появляются только тогда, когда их ищешь». Если заглянуть в свое сердце, то придется признать, что основной наш враг – это мы сами, т.е. каждый в отдельности. От нас самих зависит то, к достижению чего мы готовы приложить усилия. От того, что мы ищем, зависит то, что мы найдем. Если мы ищем друзей, мы и обнаружим их вокруг себя. Если же мы ищем врагов, то мы обязательно столкнемся с ними. Важно поэтому поставить перед собой правильные цели, чтобы не ошибиться в своем жизненном пути. И в этом нельзя бояться встречающихся трудностей. Так устроена наша жизнь, что все полезное достигается тяжелым трудом, а бесполезное – легким. Однако у этого выражения имеется также и изнанка: «любовь не бывает безответной».

Мне пришлось услышать такую историю. Один старик сидел у городских ворот, и некоторые люди, проходившие мимо, задавали ему различные вопросы. Один подошел и спросил: «Дедушка, я ищу себе новое место жительства. Не могли бы Вы подсказать мне, какие люди живут в Вашем городе – добрые или плохие?»
Старик внимательно посмотрел на спросившего, немного подумал и неожиданно задал ему встречный вопрос: «А какие были люди в том городе, откуда ты пришел?»
Тот ответил: «Плохие. Завистники, злодеи и плуты».
«Здесь живут точно такие же люди», — услышал он в ответ.

Через некоторое время к этому же старику обратился с подобным вопросом другой путешественник, и снова услышал встречный вопрос: «А какие люди живут в том городе, откуда ты пришел?»
На этот раз ответ был другим: «О, дедушка. Мне так жаль, что я был вынужден покинуть тот город, поскольку там живут хорошие люди, которые умеют помогать друг другу и жить дружно».
«Здесь ты встретишь таких же людей» — ответил ему старик.

Наблюдавший за всем этим посторонний человек не выдержал и подошел к старику с вопросом:
«Я здесь стоял неподалеку и слышал, как Вы ответили двум разным людям на один и тот же вопрос прямо противоположным образом. Почему Вы позволяете себе обманывать людей, которые всецело доверяют Вам?»
На это старик ответил: «Уважаемый, я поступил правильно, поскольку каков человек сам по себе, таковы будут и люди вокруг него. Первый принес с собой в наш город желчь обиды и недовольства, что рано или поздно принесет отрицательные плоды. А второй пришел с дружеским настроением, он и пожнет непременно то, что сеял».

Давайте же нести в «чужую» жизнь то добро, которое со временем непременно вернется к нам сторицей. И, напротив, нам необходимо опасаться как можно больше того, чтобы делать другим что-либо плохое, поскольку это также вернется к нам еще большим злом. Разве не лучше умножать вокруг себя добро и уменьшать зло, чтобы все мы были счастливы? Если мы станем себя вести так, непременно пожнем то, что посеем. В добрый же путь! И пусть поможет нам в этом Сам Господь!