«Ненадежен конь для спасения»

Гололоб Г.А.

Введение
«Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила. Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею» (Пс. 32:16-17). Такие слова принадлежат царю Давиду, имевшему непосредственное отношение к власти и к ее возможностям. Обычные цари всегда уповали на свою силу, но Давид отверг эту практику, окружавшую его со всех сторон. В другом своем псалме он выразил эту мысль следующими словами: «Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся» (Пс. 19:8). Колесницы в то время представляли собой грозное оружие, на которое уповали многие люди того время. Можем ли и мы сегодня уповать на такого же рода вооружение? Ниже мы попытаемся ответить на этот вопрос с Библией в руках.

Чем был опасен конь в древности
Кроме пеших воинов (тяжело вооруженных щитами, мечами и копьями и легко вооруженных лучников) боеспособность любой армии в Древнем мире всегда определяло количество всадников. Однако однажды Египет захватили гиксосы, которые привезли с собой новый для тех времен вид вооружения — боевые колесницы, имевшие первоначально лишь два колеса. В отличие от обычных повозок, оборудованных дисковыми колесами, колеса колесниц имели по четыре и шесть спиц, что значительно облегчало общий вес колесницы. Никаких рессор, разумеется, они не имели, и могли перемещаться только твердой почве. Несмотря на эти недостатки, данный тип вооружения стал грозой для всех окружающих народов, посягавших на территорию Египта.

Со временем колесницы модернизировали двумя осями и стали запрягать не двумя, а тремя и даже четырьмя лошадьми. На ней уже могли помещаться кроме возницы двое лучников, которым теперь не приходилось отвлекаться на управление колесницей. Поскольку двуосная колесница была более устойчивой, на ней мог размещаться сравнительно большой запас стрел, копий и дротиков, чем на одноосной колеснице. Кузов колесницы стали оббивать железом, а оси колес — оснащать серпами, которые выводили из строя пехоту, когда колесница врезалась во вражеский боевой порядок. В этом смысле древние колесницы напоминают нам тачанки Нестора Махно, оснащенные пулеметами. Очень быстро это грозное боевое вооружение переняли и стали использовать все могущественные державы (хетты, ассирийцы, вавилоняне, персы).

В Библии колесницы впервые упоминаются при описании жизни Иосифа в Египте (Быт. 41:43; 45:19, 21, 27). Когда фараон преследовал израильтян, то использовал одних только отборных колесниц шестьсот единиц (Исх. 14:7), которые вместе с другими колесницами были потоплены в водах Чермного (букв. Тростникового) моря. Моисей перед входом израильтян в Палестину также призывал Божий народ не бояться вражеских колесниц: «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы и народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской» (Втор. 20:1; см. также Нав. 24:6). Всего в Ветхом Завете слово «колесница» встречается свыше двухсот раз.

У вод Меромских Иисус Навин нанес большое поражение коалиции ханаанских племен, оснащенных большим количеством колесниц и всадников (Нав. 11:1-9). Чуть позже колена Ефрема и Манасии смогли изгнать хананеев, несмотря на то, что они имели железные колесницы (Нав. 17:16-18), но колено Иуды не смогло одолеть жителей долины по этой причине (Суд. 1:19). Когда в Израиле была судьей Девора, Божий народ угнетал целых двадцать лет Иавин, царь Ханаанского, царствовавший в Асоре и имевший девятьсот железных колесниц (Суд. 4:2-3). Но израильский полководец Варак, воспользовавшийся разливом горного потока Киссон, в водах которого погрязли колесницы Иавина, смог одолеть столь могущественного врага.

Хотя первые колесницы начал использовать в Израиле уже царь Давид (см. 2 Цар. 6:3; вероятно захваченные в результате завоеваний: см. 2 Цар. 8:3; 10:18; 1 Пар. 19:17-18), особое распространение они получили при царе Соломоне (3 Цар. 9:19). Против Саула филистимляне выставили невероятное количество вооружения: тридцать тысяч колесниц и шесть тысяч конницы (1 Цар. 13:5). Но исследователи Библии полагают, что в библейский текст проникла ошибка: вместо «тринадцати тысяч» колесниц следует считать лишь «три тысячи». Поскольку древние письмена содержали уязвимую систему обозначения счета, переписчики могли легко ошибиться. По крайней мере, даже у царя Соломона «было тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников» (3 Цар. 10:26).

Почему конь не может спасти
Выше мы отмечали, что царь Давид не уповал на свои колесницы. И, действительно, колесницы не всегда помогали израильтянам выиграть битвы. Например, цари Ахав и Иорам каждый в свое время умерли на колеснице, будучи поражены стрелою (3 Цар. 22:35; 4 Цар. 9:24). Любая сила человеческая рано или поздно, но непременно встретится с еще большей силой врага, так что будет вынуждена капитулировать. Однако упование на Господа не подведет даже тогда, когда создается впечатление, что Божий народ проигрывает своим врагам. Богу решать – каким путем повести Своих людей, но нельзя сомневаться в существовании Его заблаговременной помощи. Во многих случаях для победы над своими врагами Израиль не приложил никаких собственных усилий. И этому мы можем найти несколько примеров в Ветхом Завете.

Нам хорошо известно, как иудейские цари противились власти Навуходоносора, хотя пророк Иеремия неоднократно призывал их покориться ей. Но мы имеем и противоположный пример: «Когда царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль с ним. На пятом году царствования Ровоама, Сусаким, царь Египетский, пошел на Иерусалим, — потому что они отступили от Господа, — с тысячью и двумястами колесниц и шестьюдесятью тысячами всадников; и не было числа народу, который пришел с ним из Египта, Ливиянам, Сукхитам и Ефиоплянам; и взял укрепленные города в Иудее и пришел к Иерусалиму. Тогда Самей пророк пришел к Ровоаму и князьям Иудеи, которые собрались в Иерусалим, спасаясь от Сусакима, и сказал им: так говорит Господь: вы оставили Меня, за то и Я оставляю вас в руки Сусакиму» (2 Пар. 12:1-5).

Казалось, какой страшный приговор! Но с иудеями случилось нечто, что имело место с ниневитянами от произнесения подобной проповеди пророком Ионой: «И смирились князья Израилевы и царь и сказали: праведен Господь! Когда увидел Господь, что они смирились, тогда было слово Господне к Самею, и сказано: они смирились; не истреблю их и вскоре дам им избавление, и не прольется гнев Мой на Иерусалим рукою Сусакима; однако же они будут слугами его, чтобы знали, каково служить Мне и служить царствам земным. И пришел Сусаким, царь Египетский, в Иерусалим и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского; все взял он, взял и щиты золотые, которые сделал Соломон. И сделал царь Ровоам, вместо их, щиты медные, и отдал их на руки начальникам телохранителей, охранявших вход дома царского. Когда выходил царь в дом Господень, приходили телохранители и несли их, и потом опять относили их в палату телохранителей. И когда он смирился, тогда отвратился от него гнев Господа и не погубил его до конца; притом и в Иудее было нечто доброе» (2 Пар. 12:6-12).

Во время царя Ровоама столицу Самарии окружили сирияне, так что в городе начался голод. Однако, Бог послал Свое слово пророку Елисею. «И сказал Елисей: выслушайте слово Господне: так говорит Господь: завтра в это время мера муки лучшей будет по сиклю и две меры ячменя по сиклю у ворот Самарии. И отвечал сановник, на руку которого царь опирался, человеку Божию, и сказал: если бы Господь и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть? И сказал тот: вот увидишь глазами твоими, но есть этого не будешь» (4 Цар. 7:1-2). «Господь сделал то, что стану Сирийскому послышался стук колесниц и ржание коней, шум войска большого. И сказали они друг другу: верно нанял против нас царь Израильский царей Хеттейских и Египетских, чтобы пойти на нас. И встали и побежали в сумерки, и оставили шатры свои, и коней своих, и ослов своих, весь стан, как он был, и побежали, спасая себя» (4 Цар. 7:6-7). Поскольку никакого нападения на сириян израильтяне не предпринимали, следует полагать, врагов Израиля испугала небесная конница.

Правнуком Ровоама был иудейский царь Иосафат. Вместе с израильским царем Иорамом и со ставшим на их сторону царем Едема он выступил против Моава, поскольку тот отказался платить израильтянам дань. Потерпев поражение, моавитяне собрались с силами и, вступив в союз с аммонитянами и маонитянами, вторглись в Иудею. Тогда царь Иосафат пошел в храм и начала молить Господа о помощи. «Тогда на Иозиила, сына Захарии, сына Ванеи, сына Иеиела, сына Матфании, левита из сынов Асафовых, сошел Дух Господень среди собрания и сказал он: слушайте, все Иудеи и жители Иерусалима и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия. Завтра выступите против них: вот они всходят на возвышенность Циц, и вы найдете их на конце долины, пред пустынею Иеруилом. Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам. Иуда и Иерусалим! не бойтесь и не ужасайтесь. Завтра выступите навстречу им, и Господь будет с вами» (2 Пар. 20:14-17).

Что же это было за выступление? Евреи собрали лучшие свои силы, чтобы дать отпор врагам? Да, но было одно необычное дополнение к обычным мерам военной стратегии: царь выставил перед своим воском священников и левитов, прославляющих Господа на музыкальных орудиях! Немыслимая дерзость! И что же из всего этого вышло? «И в то время, как они стали восклицать и славословить, Господь возбудил несогласие между Аммонитянами, Моавитянами и обитателями горы Сеира, пришедшими на Иудею, и были они поражены: ибо восстали Аммонитяне и Моавитяне на обитателей горы Сеира, побивая и истребляя их, а когда покончили с жителями Сеира, тогда стали истреблять друг друга. И когда Иудеи пришли на возвышенность к пустыне и взглянули на то многолюдство, и вот — трупы, лежащие на земле, и нет уцелевшего. И пришел Иосафат и народ его забирать добычу, и нашли у них во множестве и имущество, и одежды, и драгоценные вещи, и набрали себе столько, что не могли нести. И три дня они забирали добычу; так велика была она! А в четвертый день собрались на долину благословения, так как там они благословили Господа. Посему и называют то место долиною благословения до сего дня. И пошли назад все Иудеи и Иерусалимляне и Иосафат во главе их, чтобы возвратиться в Иерусалим с веселием, потому что дал им Господь торжество над врагами их. И пришли в Иерусалим с псалтирями, и цитрами, и трубами, к дому Господню. И был страх Божий на всех царствах земных, когда они услышали, что Сам Господь воевал против врагов Израиля. И спокойно стало царство Иосафатово, и дал ему Бог его покой со всех сторон» (2 Пар. 20:22-30).

Еще один пример Божьего вмешательства имел место в дни иудейского царя Езекии, во время которого ассирияне захватили все Израильского царство и стали угрожать Иерусалиму. Военачальник ассириян Рабсак упрекал Езекию в том, будто тот надеялся на помощь египтян: «Итак вступи в союз с господином моим царем Ассирийским: я дам тебе две тысячи коней, можешь ли достать себе всадников на них? Как тебе одолеть и одного вождя из малейших слуг господина моего? И уповаешь на Египет ради колесниц и коней?» (4 Цар. 18:23-24). Однако Езекия последовал примеру Давида в этом вопросе, возложив свою надежду не на колесницы союзников, а на помощь Господа. Вместо организации обороны города он пошел в храм и долго там молился Господу, пока не получил от Него ответ через пророка Исаию.

«И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь Бог Израилев: то, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал. Вот слово, которое изрек Господь о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона; вслед тебя покачает головою дочь Иерусалима. Кого ты порицал и поносил? И на кого ты возвысил голос и поднял так высоко глаза свои? На Святаго Израилева! Чрез послов твоих ты порицал Господа и сказал: «со множеством колесниц моих я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришел на самое крайнее пристанище его, в рощу сада его; и откапывал я и пил воду чужую, и осушу ступнями ног моих все реки Египетские» (4 Цар. 19:20-24). И далее последовал Божий приговор войску Сеннахирима: «За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою пришел ты» (4 Цар. 19:28). Наутро иудеи обнаружили большое количество войска царя Сеннахирима погибшим, как уже в наши дни выяснилось, от какого-то страшного заболевания.

Неудивительно, что постепенно Бог начал показывать Своим пророкам, в частности Илии и Елисею, небесное вооружение. При этом наиболее известны два случая: «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» (4 Цар. 2:11-12). «Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони и колесницы. И сказал ему слуга его: увы! господин мой, что нам делать? И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея» (4 Цар. 6:15-17).

Какое же значение имеет небесное воинство в деле одержания победы Божьего народа на земле? Судя по последнему свидетельству – самое непосредственное. Когда Господь наш Иисус находился в искушении в иудейской пустыне, а также в сильном борении в Гефсимании, укрепить Его приходили ангелы (Мк. 1:13; Лк. 22:43). Это одно из их основных назначений, которое проявляется только в ответ на большую нужду и существование опасности. Эти опасности возрастают во много раз во время военных действий. Когда мы оказывается в самом очаге боевых действий, нам кажется, что Бог просто оставил нас. Когда вокруг нас рвутся бомбы и снаряды, наша вера куда-то улетучивается. Нам, кажется, нам уже не способен помочь даже Сам Бог. Однако, если Бог использует войны лишь в качестве средства наказания Своего народа, то это значит, что в том случае, когда этот народ покается, Он легко отменит Свое наказание. Это принцип работает и сегодня. Поэтому первым делом, которое должен предпринять Божий народ в Украине – это назначить общенациональный пост и молитву покаяния, чтобы на нашу землю вернулось Божье расположение и долгожданный мир между людьми.

Можем ли мы быть уверены в миролюбии Бога?
Как же Бог относится к войнам? Он лишь допускает существование этого зла, но не инициирует его. По крайней мере, даже в Ветхом Завете убийство человека на войне, которая велась по воле Бога, оскверняло святость иудея (Числ. 31:19). По этой же причине Давиду, пролившему много крови в войнах, было запрещено строить храм Господень (1 Пар. 28:3). Правда, некоторые люди продолжают сомневаться в миролюбии Бога Ветхого Завета, считая Его причиной истребления нескольких ханаанских народов.

Если Бог стоит пусть даже за некоторыми войнами, как же можно просить Его прекратить ту, которая имеет место в наши дни? Однако нам совершенно не приходится опасаться того, что Бог Ветхого Завета противоречит Иисусу Христу Нового Завета. Войны, как и развод, были допущены Богом лишь до поры до времени, а с приходом Христа на землю, навсегда удовлетворившего Своей Жертвой требования Божьей справедливости, и совсем отменены. Теперь мы живем в эру Божественной милости, исключающей инициацию каких-либо, включая и религиозные, войн.

Чтобы лучше понять, почему однажды Бог приказал истребить семь ханаанских народов, нам следует обратить свое внимание на случай, когда Бог повелел Аврааму принести в жертву его единственного сына. Как Вы думаете, Бог сделал это по той причине, что действительно имел это намерение, а потом вдруг его изменил? Очевидно, нет, поскольку Он изначально не желал того, чтобы это случилось, почему и не допустил ему произойти в действительности. А если это так, тогда мы должны признать, что данное Божье указание противоречило Его истинному намерению. Это значит, что Бог никогда не желал умертвить сына Исаака, но дал такое повеление лишь для того, чтобы этим испытать верность Авраама.

Нечто подобное имело место и в случае повеления Бога, данного Иисусу Навину, чтобы уничтожить ханаанские племена (см. напр. Втор. 20:16-18). Почему мы так думаем? Потому что Бог знал боязливость и нерешительность Израильского народа, что делало такое повеление для него неисполнимым. Некто может подумать, что предоставление заведомо неисполнимого требования боязливому человеку может иметь прямо противоположный эффект: он просто испытает от него огромный шок и откажется вообще его выполнять. Однако в реальности, убийство стариков, женщин и детей во время военных действий было повсеместной практикой большинства народов Древнего Востока. Почему это делалось? Для того, чтобы устрашить противника. Если какой-либо народ, к тому же осуществивший не одну победу, предпринимал такую тактику, тогда его считали опасным противником. Если же сердце противника было устрашено, это всегда было на руку даже самым боязливым армиям.

Кроме того, Библия указывает нам на то, что не все хананеи были изгнаны из Палестины (см. Нав. 13:1-13; 15:63; 16:10; 17:12-13; 18:3; 23:4; Суд. 1:27-36; 3:3-5). Разве это значит, что Бог вначале решил изгнать их из обетованной земли, а потом передумал и оставил их там жить? Конечно, Бог не передумывал, а изначально рассчитывал на то, что израильтяне не смогут изгнать их совсем. Иными словами, Бог предвидел робость и слабость Своего народа и потому дал ему заведомо тяжелое для него исполнения указание, чтобы сделать возможным преобладание израильтян в земле обетованной. В итоге получилось, будто Божье желание не осуществилось в полной мере, однако на самом деле Бог предвидел такой исход ситуации, согласно которому часть хананеев останется жить в Палестине, и потому допустил этому случиться (см. Исх. 23:27-30).

Все вышесказанное позволяет нам понять, что Бог в действительности никогда не желал полного уничтожения этих народов, почему Он и позволил им остаться жить в Земле Обетованной. Фактической целью Его было не истребление и даже не изгнание, а вытеснение ханаанских племен из Обетованной Земли. Эта ситуация аналогична случаю с указанным выше повелением, данным Богом Аврааму. Различие между ними состоит лишь в том, что в отличие от Авраама, евреи не были остановлены Богом. Этого просто не потребовалось, из-за их боязливости. Кроме того, Бог не испытывал их на послушание, а лишь хотел уменьшить их нерешительность. И это объясняет то, почему Он прибегнул к столь неожиданному требованию, что даже сами соглядатаи развели руками. Количество засомневавшихся (десять посланцев) по сравнению с двумя, оказавшимися послушными этому требованию Бога, — тому убедительный пример. Большинство народа Божьего было неуверенно в исполнимости данного требования, хотя тогда речь шла скорее о простом завоевании Палестины, предполагавшим выплату дани покоренных народов, чем об изгнании или полном истреблении этих народов.

Следовательно, т.н. «геноцида» Бога против (обратите особое внимание: некоторых) ханаанских племен в реальности не существовало, а Божьи указания на этот счет имели лишь гипотетический, а не безусловный характер. И это заключение доказывается плачевными результатами данного «намерения» Бога: хотя многие из хананеев были изгнаны, некоторые так и остались жить в Палестине впоследствии. Это значит, что в случае с покорением Израилем Ханаана мы имеем дело со специфической ситуацией, а не с обязательным для всех времен и случаев правилом. Неудивительно, что вскоре практика ведения завоеваний в Израильском народе была вообще отменена.

Таким образом, мы не имеем права противопоставлять Бога Ветхого Завета Богу Нового. И хотя в силу того, что Жертва Христа в ветхозаветный период еще не была принесена, Богу приходилось поступать с людьми в соответствии со Своей Справедливостью. Но все изменилось, как только эта Справедливость была удовлетворена Жертвой Христа. Теперь мы живем не под законом, а под благодатью. А это значит: по благодати и поступать должны. Если Бог примирился с нами в духовном смысле, то и мы должны примирять других людей друг с другом в смысле физическом. Мало того, мы должны делать это прямо посреди боевых действий, тем самым заливая водой Божественной благодати пожар человеческой вражды и зла.

Заключение
Во всей Библии мы можем заметить особый интерес Бога к слабым, а не к сильным людям и народам. Бог умышленно избирает немощное и незнатное, чтобы с его помощью посрамить сильное и знатное. Избрание Израиля – тому пример. Бог избрал его не за его благочестие, но другие народы наказывал за их грехи (Втор. 7:7; 9:5). Стало быть, Господь наказывает сразу лишь крайние проявления зла, оставляя остальных без наказания, чтобы дать им возможность покаяния.

Это значит, что вся история человечества представляет собой череду наших согрешений, перемешанных с Божьими наказаниями и помилованиями. Война – одно из средств этого наказания, но мы должны помнить о том, что целью всех Божьих наказаний является исправление, а не отвержение грешных людей. Если мы покаемся в своих грехах, война, как наказание Господне, непременно будет отменена.